Ой, на вечёрке-на вечёрочке…

В минувшую субботу в Новосибирске состоялся народный праздник «Святочные вечера». Красные сарафаны, рубахи-косоворотки, хороводы и частушки — то, без чего вряд ли можно себе представить традиционное гуляние. Именно с такого события, собравшего в себе ярчайшие направления народного искусства, и начался 2022 год, объявленный президентом России Владимиром Путиным Годом народного искусства и нематериального культурного наследия.

От звезды и до воды

Святки — это 12 особых дней для верующих людей, от Рождества до Крещения. Или, как говорили раньше, «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. Именно в это время русский народ праздновал, гулял, веселился и славил родившегося Христа.

Святки всегда считались временем для развлечений неженатой молодёжи, когда юноши и девушки собирались и устраивали шумные гульбища и игрища, проводили вечёрки, гадали. Раньше святочные вечеринки проходили в избах, где к вечеру собирались сначала девушки в праздничных нарядах, а после подтягивались парни и другие жители деревни. Часто они приходили с полным мешком сладостей и угощений, добытых во время колядования — ритуала, которым можно отпугнуть нечистую силу и принести в дом благополучие.

К святкам всегда готовились заранее, чуть ли не за месяц. Очень важно было выглядеть нарядно. Повседневные одежды сменялись праздничными — яркими, узорчатыми, с акцентными деталями — ленточками, бусинками, поясками… Настоящая радость для глаз.

Кто-то скажет, что то время прошло и в больших городах сложно погрузиться в культурное прошлое и возродить народные традиции. Однако окунуться в атмосферу славянского праздника и прочувствовать его дух можно и сегодня. Областной центр русского фольклора и этнографии не первое десятилетие занимается исследованием и сохранением традиционной культуры Новосибирской области и всей Сибири.
15 января в Доме национальных культур им. Г. Заволокина прошёл рождественский праздник «Святочные вечера», где сотрудники Центра совместно с детскими творческими коллективами Новосибирска и студентами Новосибирского областного колледжа культуры и искусств показали рождественскую постановку теневого вертепного театра, а также провели традиционную молодёжную вечёрку.

Рождество разлито в воздухе

В Иерусалиме засветило солнце,
Радуйся, ой, радуйся, земле, сын божий Иисус Христос родился.
Разметайте дворы, накрывайте столы,
Радуйся, ой, радуйся, земле, сын божий Иисус Христос родился.
— из рождественской колядки «Радуйся»

Вечёрка началась с народных песен — лирических и протяжных, разливающихся и пронизывающих насквозь своим многоголосьем. Женщины и мужчины исполняли обрядовые песни акапельно, поочерёдно при этом передавая друг другу «Вифлеемскую звезду» — обязательный атрибут рождественского вертепного действа. Прикрепленная к длинному прочному шесту звезда является отсылкой к тому самому вифлеемскому небесному светилу, что первым оповестило мир о рождении Христа.

Славите, славите! Вы меня не знаете!
Я зачем к вам пришёл? За горячим пирогом.
Не дадите горячего пирога — уведём мы корову за рога!
Не дадите булку — уведём каурку!
— из колядки «Славите»

Выразительные лирические колядки запросто сменяются колядками задорными, под которые ноги сами идут в пляс, а исполнителей таких песен сразу хочется одарить ритуальным угощением.
Святочных увеселений у русского народа было всегда предостаточно: 12 дней святок всегда считались временем сплошного веселья и радости. Почти все развлечения в эти праздничные дни были пронизаны темой брака — хороводы с выбором пары, игры с поцелуями, тематика исполняемых песен тоже соответствовала теме семейно-брачного обряда. Всё дело в том, что после Святок наступал особый период — «мясоед» — пора свадеб у русских сибиряков.

Эх, Семёновна!

А на столе стоит каша манная,
А не влюбляйтеся — любовь обманная.
А на столе стоит каша гречнева,
А не влюбляйтеся — любовь не вечная.
— из русской народной песни

С песней всегда был очень плотно переплетен и русский народный танец. Танцевальное, как и певческое, искусство в русской народной культуре выполняло магическую роль, а также отражало жизнь и быт народа. Наиболее древним жанром принято считать хоровод. Особенно сильно он полюбился русской молодёжи еще в XVII веке, с тех пор этот танец сопровождает каждый традиционный праздник.
И, конечно, вечёрка в Доме национальных культур без этого танца пройти не могла. Молодые девушки в красивых красных платках и сарафанах, с разноцветными лентами в косах и парни в рубахах-косоворотках и подпоясанных плетёными поясами штанах водили хороводы: кругом, рядами, заплетали и расплетали хороводные цепи, взявшись за руки.

Плавные танцевальные хороводные рисунки сменяются на площадке танцами под частушки. «Семёновна» — одна из традиционных плясок под аккомпанемент гармошки, балалайки и бубна. Такой танец мог начинаться с плавной походки, а по мере нарастания музыкального темпа переходил в «ковырялочку» с дробями. На субботней вечёрке под частушки «Семёновны» исполняли бытовой парный танец. Народные стишки-дразнилки и прибаутки выкрикивали поочерёдно — любой желающий мог спеть плясовую припевку.


Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет.
— русская народная частушка

Задорный и весёлый танец «Картошка» тоже не оставляет никого равнодушным: в момент его исполнения пары вприпляску, припрыгивая, словно козочки, во время проигрыша движутся по кругу, держа друг друга за руки. Как только кто-нибудь запевает «картошку копала — в корзину кидала», танцующие останавливаются и «играют» в ладушки — бьют в ладоши сами и со своим партнёром. После чего вновь начинается проигрыш, и пары продолжают движение по кругу — и так, пока не закончится песня.

Картошку копала, ты моя копалка,
Василь мой уехал, осталася палка.
Картошку копала, к несчастью, попала
В корзинку ногой, прощай дорогой!
— из русской народной песни

На святочные вечёрки танцевали «Ночку тёмну», играли в «Рыбачков» и «Дрёму», и это далеко не всё. Чтобы понять, что собой представляет народное гулянье — настоящее раздолье для русской души, — нужно присутствовать там. Разнообразие игр, песен, танцев, традиций — всё создаёт магическую атмосферу, чувство единения и желание вновь оказаться на народном празднике.

Дом, где хранится культурное наследие

Областной центр русского фольклора и этнографии — это многопрофильное специализированное учреждение, занимающееся вопросами изучения, сохранения и пропаганды традиционной культуры Сибири, сочетающее научно-исследовательскую, методическую, издательскую, художественно-творческую работу. В стенах учреждения работают студии русской народной песни, проходят, тематические семинары, занятия, выставки и многое другое.


В 2021 году Центр отметил юбилей — 30 лет со своего основания. Созданию Центра предшествовала 10-летняя работа Ансамбля сибирской народной песни, который организовал в сентябре 1981 года выпускник Новосибирской государственной консерватории, композитор и фольклорист Вячеслав Владимирович Асанов.

Областной центр русского фольклора и этнографии

В 1991 году Центр фольклора начал развиваться: музыкальные коллективы — ансамбль «Лодка» (руководитель Вячеслав Асанов), «Воскресенье» (руководитель Татьяна Мартынова), «Радоница» (руководитель Наталья Индан), «Венец» (руководитель Любовь Суровяк), «Майдан» (руководитель Виктор Аникеев), «Росстань» (руководитель Галина Аникеева) — стали накапливать свой репертуар, проводить культурные программы. Кстати, первые святки Центра проходили в новосибирском Доме офицеров. С 1997 года учреждение обрело свой «дом» в тихом центре на улице Чаплыгина в старом кирпичном особняке, где находится по сей день. За 30 лет своего существования Центр стал настоящим кладезем объектов нематериального культурного наследия Новосибирской области и Сибири. Ежегодно сотрудники Центра пополняют базу сведений о народном искусстве русских сибиряков: совершают фольклорно-этнографические экспедиции в разные районы региона, где встречаются с участниками местных ансамблей, записывают старинные песни различных жанров, инструментальные наигрыши, материнский фольклор, байки, былички. Получают сведения о традиционных обрядах, бытовавших в сёлах и деревнях… Всё это, безусловно, помогает ещё глубже изучить, понять, сохранить традиционную культуру Сибири и передать её следующим поколениям.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *