Культурная война: изнутри и снаружи. Авторская колонка Марины Вдовик

Вот так были готовы нести свет в массы творцы прошлого. Картина Таира Салахова «Тебе, человечество!», 1961 год

2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России. Это решение вполне понятно: похоже, федеральная власть наконец-то начала задумываться о значимости культурной войны, которая давно и активно ведётся против нашей страны: как внешними, так и, увы, внутренними силами. Вот только смогут ли власти предержащие понять, как в этой войне победить?

Марина Вдовик,
главный редактор
газеты «ЧС»

Новый год начался в Новосибирске с очередного культурного скандала. На этот раз местные общественники выступили против концерта немецкого певца Тилля Линдермана. Итог — весь его тур по нескольким крупным городам России решено было перенести на декабрь этого года.

Выступая против провокационного зарубежного концерта, активисты процитировали недавнее выступление в СМИ председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Он сказал: «Если говорить о ценностях, на которых акцентируют внимание многие иностранные фильмы, потребляемые нашей молодежью, то они довольно простые — право сильного, эгоизм, нередко приветствуется насилие и даже убийства, совершенные якобы во благо. Мы сталкиваемся с насаждением нашему молодому поколению чуждых ценностей и идеалов. Стратегия национальной безопасности определяет, что информационно-психологические диверсии и «вестернизация» культуры усиливают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета. В продолжение этого мы сталкиваемся и с попытками фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти. Таким образом, идет формирование совершенно иного мировоззрения, тормозящего развитие личности, и, как следствие, утрата морального здоровья общества».

В этом же интервью он кратко описал принцип войны, которая таким образом ведется против нашей страны: «Я разделяю позицию о том, что подобный «продукт» — это часть гибридной войны, которую ведут против России некоторые западные институты. Сделав ставку на удар по молодежи, они прекрасно понимают, как можно дестабилизировать ситуацию в нашей стране. Не секрет, что такие методы используются по отношению и к другим государствам, и до меня уже многие эксперты затрагивали эту тему. Используя цифровые технологии, ресурс средств массовой информации, популярные интернет-сервисы, с одной стороны, они ведут дискредитацию России на международной арене, с другой — бьют по нам изнутри. И мы должны действовать оперативно и системно, чтобы дать ответ этим вызовам».

Сказанные с такой высокой трибуны, эти слова можно считать признанием того, что культурная война против России вошла в серьезную стадию, она замечена властью, и противостояние на этом фронте планируется. Другой вопрос — как?

Судя по тому, что пока происходит — одним из направлений борьбы планируется привычное и любимое нашей властью «запрещать и не пущать». Тем более, что некоторые слои общественности, в том числе и довольно активные, эту позицию поддерживают. Не исключено, что скоро начнутся выступления против отдельных западных фильмов, музыкальных коллективов и прочих культурных явлений.

Может быть, оно и правильно. В случае с Линдерманом, который на своих концертах в прошлые годы не гнушался имитацией сексуальных сцен с другими членами коллектива, запрет можно было бы назвать оправданным. Тем более, что зачастую его туры сопровождаются и другими скандалами. Не стоит забывать и о том, что в своих клипах этот певец неоднократно демонстрировал искаженный образ советской истории, что также является частью текущей культурной войны.

Бесспорным был и запрет, а точнее, закрытие выставки в центре Новосибирска, которая была посвящена противостоянию жителей послевоенной Германии «режиму» ГДР, поддержку которому оказывали советские войска. Авторы выставки обвиняли Социалистическую единую партию Германии в развязывании классовой борьбы, угнетении предпринимателей и преследовании верующих. Организаторами этого сомнительного культурного мероприятия оказались консульство Германии в Новосибирске и Немецкий федеральный фонд исследования диктатуры. И после того как общественность возмутилась, её спешно демонтировали.

Другой вопрос, что одними запретами проблему явно не решить.

Во-первых, желающие всегда смогут найти запрещенный контент в интернете. Тем более что после скандала он обретает сладость «запретного плода», что делает его привлекательным для подростков.
Во-вторых, не совсем понятно, кто именно должен принимать решение о запрете того или иного концерта или фильма и на каких именно основаниях? Если полностью возлагать эту функцию на общественников, то они попросту не справятся с таким объемом работы: в одном только Новосибирске еженедельно запускается сразу несколько выставок, концертов, кинопремьер… охватить всё это даже при большом желании невозможно. И это не говоря о том, что могут возникнуть определенные перегибы, и вместе с реально вредоносными проявлениями произведения попадут под запрет по принципу вкусовщины — «нравится-не нравится».

То есть, если браться запрещать что-то в сфере культуры, под это должна быть подведена конкретная законодательная база, предполагающая привлечение серьезных специалистов, проведение экспертиз… По сути дела, определенная «цензура».

Кстати, мало кто знает, что действующий ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят в 1992 году и с тех пор лишь технически правился в 2021 году. То есть, он был разработан еще до принятия Конституции и уж, тем более, до внесения в нее последних поправок. Очевидно, что в этой сфере назрели законодательные перемены…

При этом важно понимать, что разного рода «цензура», если уж ее вводить, не должна ограничиваться только зарубежными произведениями. Как показывает практика, иные картины современного российского кинематографа (в том числе, и снятые при участии «Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии») оказывают куда более тлетворное влияние на зрителей, чем западные. А содержание эфира любого центрального телеканала заставляет ужаснуться.

Но, наконец, в-третьих, и это самое главное, запреты и «цензура» не должны быть основной государственной культурной политики! Ведь основное, что необходимо — это альтернатива!

Люди не будут тянуться к деструктивному контенту так сильно, если вместо него будет хоть что-то ещё… Поэтому главный вопрос: где же это «что-то ещё» взять?

Общественники, выступающие за запрет конкретных культурных проявлений, чаще всего в качестве альтернативы предлагают обратиться к традиционной культуре. Благо, она у нашей многонациональной страны очень богатая. И, вопреки всему, продолжает сохраняться и даже развиваться. На страницах газеты «ЧС» и на сайте ЧС-ИНФО.РФ мы уже писали о вечерах фольклорного творчества, фестивалях традиционной музыки, выставках и других конструктивных культурных явлениях, появляющихся время от времени в Новосибирске и других городах Сибири.

Святочная вечерка в Новосибирске – пример сохранения культурного наследия

И, судя по тому, что 2022 год Владимир Путин объявил именно Годом культурного наследия, власть планирует взять на вооружение, прежде всего, этот путь. Так сказать, развернуть взгляд народа к корням. Инициатива, заслуживающая уважения. Необходимая. Но, увы, снова недостаточная!

Чтобы культурными явлениями проникались большие пласты населения, тем более молодежи, необходимо что-то принципиально новое. Современное.

К сожалению, словосочетание «современное искусство» сейчас ассоциируется исключительно с пошлыми и неприятными явлениями, такими как проходившая в Новосибирске выставка «Любовь через искусство», на которой были представлены художественные и не очень изображения женских половых органов, и другие подобные мероприятия. И именно к понятию современного искусства сейчас нужно особое внимание власти. Необходимо сосредоточиться на том, чтобы конструктивное, патриотическое, сильное и при этом самобытное, оригинальное, отвечающее требованиям сегодняшнего дня, современное искусство всё-таки появлялось.

Не исключено, что что-то по-настоящему новое стоит искать сейчас на стыке науки и искусства. Подобные свежие и оригинальные произведения время от времени демонстрируются в Новосибирске, например, в рамках фестиваля «Дни науки».

Ожившая клетка, представленная в перформансе «CELLULAR.EVOLUTION» — один из ростков искусства будущего

Но чтобы появлялись произведения конкретной направленности, мало желания общественности и даже авторов. Любое искусство требует определенных вложений. И, по-хорошему, делать их должно государство. Если, конечно, оно действительно заинтересовано в развитии отечественной культуры.

Например, в советский период государство было заинтересовано в том, чтобы культура во всех проявлениях продвигала конкретные ценности и идеалы, а порой, и совершенно конкретные мысли. И чтобы этого добиться, оно активно финансировало и всячески оберегало творческие союзы: композиторов, писателей и поэтов, художников, театралов и прочие… Члены этих союзов могли быть уверены, что их произведения увидят свет, могли получать необходимые для работы ресурсы и множество социальных привилегий. А в благодарность за это — продвигали необходимые государству ценности. Многие при этом — вполне искренне.

К сожалению, сейчас ситуация с творческими союзами совсем другая… Большая часть из них буквально перебивается «с хлеба на воду», даже не имея своего помещения, не то чтобы каких-то привилегий. Странно в такой ситуации ожидать от деятелей искусства патриотических настроений…

Не говоря уже о том, что информационное пространство страны в целом заряжено именно на негатив и пошлость. Центральные каналы пугают людей ужасами предстоящей войны и кошмарами коронавируса, а в промежутках рассказывают об интимной жизни звезд эстрады. Рекламные площади заполнены гламурными образами псевдоуспешных мужчин и глянцевых, как будто подготовленных к продаже, женщин.

Радио-хиты и концертный репертуар для трансляции на широкую аудиторию приходится «зацензуривать», вырезая матерные слова (что слабо влияет на степень похабности содержания). Репертуар отечественного кинематографа в значительной степени состоит из комедий на сексуальную тематику…

А ведь на всё это можно повлиять даже без запретов и прямой цензуры. Была бы только воля государства. Начать с основных федеральных каналов, на которые у власти есть возможность прямого воздействия, просто постепенно сдвигая тематику передач в сторону позитива и конструктива. Выбрать для государственной поддержки другие фильмы. Дать возможность развиваться творческим союзам и детским художественным студиям (для задела на будущее). Обратить внимание на разнообразные фестивали: зарядить экспертов на поиск действительно нового и самобытного для дальнейшей поддержки — хотя бы площадкой для выступлений или публикаций! Всё это, как и многое другое, — более чем возможно… И для этого даже не обязательно объявлять «Год культуры»… Достаточно просто повернуться в эту сторону.
Да, сейчас перед государством стоит много других важных задач: и внутренних (борьба с коронавирусом) и внешнеполитических. Но раз уж нашлась воля назвать этот год «Годом культурного наследия», то стоит сделать и следующий шаг: защитить наследие имеющееся и создать задел для наследия будущего.

Да, можно развести руками и сказать, что на это всё — воля федерального центра. Но на самом деле многое можно сделать и на региональном уровне. Уже есть пример, когда по инициативе Законодательного собрания Новосибирской области на федеральном уровне были внесены изменения в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», предполагающие ограничения возможной пропаганды гомосексуализма. К тому же, проведение даже нескольких новых культурных мероприятий может помочь сдвинуть общегосударственную политику на правильный путь. Так что начинать работу стоит во всех возможных направлениях.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *