Ордынская роспись Нины Мухлыниной
В середине декабря 2021 года в жизни известной в Новосибирской области художницы Нины Ивановны Мухлыниной произошло важное событие — было зарегистрировано первое географическое указание как объект интеллектуальной собственности — «Ордынская роспись», — автором которой она является. Создатель собственного художественного стиля получила патент на изобретение.
У всех на слуху известные в России названия художественных видов росписей — гжельская, хохломская, федоскинская, мезенская, жостовская, городецкая, палехская… Дальше нужно заглядывать в интернет. Оказывается, только самых популярных росписей насчитывается 28, а всего же их существует более двухсот! Теперь к этому списку добавилась ещё одна — ордынская роспись. Её автором является преподаватель Ордынской детской школы искусств Нина Ивановна Мухлынина. В минувшем году её художественная роспись была признана оригинальной и эксклюзивной, став официальным брендом Новосибирской области.
Путь к славе
К своей мечте, мечте о признании ордынской росписи, Нина Ивановна шла больше 20 лет. А начинался путь к нему в деревне Красное, что находится в Брянской области. В школе рисовала лучше всех, говорили, что она пошла в отца, который был прирождённым художником. «Отец и вправду был от природы талантливым. Участвовал в Великой Отечественной, был связистом, получил ранение. Всю жизнь мечтал рисовать, но до войны выучиться на художника не было возможности, а после Победы и вовсе стало не до того. Талант отца передался не только мне, но и сёстрам, и брату. Средняя сестра стала членом Союза художников России, а брат – мастером-краснодеревщиком», — поделилась своей историей Нина Ивановна.
Окончив восьмилетку, она поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище декоративно-прикладного искусства. Там познакомилась с молодым человеком, за которого вышла замуж и уехала с ним за тридевять земель от родных мест — в Киргизию. «Места здесь красивые. Очень жарко летом. По арыкам течёт вода с гор. Чуйская долина окружена горами с белыми шапками снега даже летом, голубой Иссык-Куль…», — вспоминает она годы жизни в Бишкеке.
Там в 80-е годы Нина Ивановна преподавала для дунганских женщин жостовскую роспись. Многие из них по окончании обучения работали в кооперативе по росписи металлических подносов. По просьбе директора одной из бишкекских школ она расписала все кабинеты, коридоры и холл.
«Сибирской стороны узоры»
Словом, жила-не тужила. Но нежданно-негаданно, как говорит Нина Ивановна, «разделили Союз, пришлось сниматься с насиженного места» и возвращаться на Родину», где в 1986-м году произошла Чернобыльская катастрофа, захватив ряд районов Брянской области. «Прожили с семьёй в загрязнённой зоне пять лет и сильно заболели, — рассказывает Нина Ивановна. — Было постоянное головокружение, чувствовали всегда себя очень плохо. После Киргизии, где дышали чистым горным воздухом, адаптироваться к новым условиям проживания было трудно».
И они с мужем Николаем решили переехать куда-нибудь подальше из этих мест. По совету родственников, которые жили в то время в Сибири, перебрались в Ордынский район. Нину Ивановну поразила здешняя природа — суровая и величественная, со своими удивительными пейзажами и сдержанными красками. Да и с трудоустройством повезло. На второй день после прибытия она уже писала заявление о приёме на работу в местный Детский дом творчества преподавателем декоративно–прикладного искусства.
Постепенно всё стало на свои места.
Путь к мастерству
Когда началась переаттестация, новому педагогу предложили написать образовательную программу по комплексному развитию образовательного процесса, чтобы, объяснили, «повысить статус педагогической деятельности». И она с головой окунулась в работу.
Результатом стала авторская программа «Путь к мастерству», рассчитанная на четыре года обучения. Представила её на конкурс образовательных программ и технологий «УЧСиб-2002» «Сибирской ярмарки». Проект вызвал большой интерес у педагогического сообщества Новосибирской области. Его высоко оценило жюри конкурса, вручив автору Большую Золотую медаль. Проект стал также победителем пятого Всероссийского конкурса авторских программ и технологий в Москве. Он был издан в общем сборнике лауреатов конкурса в различных номинациях, а затем её переиздал Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования в серии «Золотой фонд Новосибирской области: воспитание и дополнительное образование».
Министерство образования Российской Федерации также признало эту работу инновационной, поскольку она расширила границы традиционного обучения детей декоративно-художественному искусству, сделав его многогранным, всесторонне развивающим и расширяющим кругозор детей, в том числе — в народном творчестве. За разработку комплексных инновационных программ и технологий автор проекта Нина Ивановна Мухлынина была удостоена также Почётной грамоты Министерства образования Российской Федерации.
Визитная карточка Сибири
Как и всякий творческий человек, Нина Ивановна с первых дней переезда в Сибирь просто потеряла покой, «заболев» идеей по созданию совершенно нового стиля художественной росписи. Она долго «просеивала» в голове те особенности техники и манеры письма, которые отличают, скажем, роспись хохломскую от гжельской или мезенскую от жостовской. И постепенно у неё вырисовалась оригинальная концепция ордынской росписи, основу которой должны были составить декоративность, обобщенность и стилизация элементов, динамичность линий, простота в исполнении, ограниченная палитра красок, неповторимые, но узнаваемые особенности сибирской природы. И когда в голове окончательно сформировался «образ» будущей росписи, она начала внимательно изучать повадки птиц и зверей, особенности их поведения, знакомилась с богатой растительностью леса.
Благо — рядом заповедный Караканский бор, изобилующий всякой живностью, неповторимым растительным миром, уникальное водохранилище с бирюзовой водой, реки и озёра.
«Просто накапливала знания, — говорит она. — За это время исписала много бумаги, делала наброски, эскизы будущих композиций. Собрав достаточно материала, приступила к его оформлению, разложив всю информацию по разделам».
Нужно понимать, пояснила она, что использовать все наработки одновременно нельзя, получится сено-солома. Большое количество элементов засоряет роспись. «Нужно было выбрать такие элементы пейзажа, растений, животных, птиц, которые присущи региону, разделив их на главные и дополнительные, — продолжает художница. — А также выбрать манеру кистевого письма, которую легко выполнить не только любому ребёнку, но и взрослому. И я выбирала. Поскольку всё это находится в сельской местности, а я родилась и выросла в деревне, где всё знакомо до мелочей — и сельский быт, и сельский труд, и сельская жизнь, главным изображаемым объектом выбрала именно сельский пейзаж».
Параллельно Нина Ивановна делала наброски, зарисовки, пробовала различные техники письма, ввела описание символики в изображении ветра, мороза, инея, форм и цвета, для того чтобы создать общее стилевое единство в росписи.
Работая над ней, художница начала писать авторский педагогический проект «Сибирской стороны узоры».
Она призналась, что программу объёмом в 83 страницы писала целый год.
«Нужно было всё подробно описать — стилизацию элементов, это очень сложный процесс, отсеять всё мелкое и лишнее, а оставить только основное. То есть, нужно было упростить всё до схематизации», — уточнила она.
Нина Ивановна, художник с многолетним стажем, долго выбирала технику письма. «Во время работы я обратила внимание, что младшие и старшие школьники не владеют кистью, когда расписывают изделие или заданную композицию, они её просто раскрашивают, — рассказывает о тонкостях этой работы. — А ведь любую роспись пишут, едва касаясь поверхности бумаги кончиком кисти, кисть как бы «порхает» или «гладит» поверхность. А ещё можно кисть просто прижать к поверхности и тогда образуется «капля». Это легко и просто! Дотронулся кончиком кисточки к бумаге — получилась капелька, немного протянул — получилась длинная, изогнул — получилась изогнутая. Вот эта самая капелька и задала тон этой росписи. Я много экспериментировала. Вносила новые, исключала какие-то традиционные элементы, словом, на ощупь шла к намеченной цели. Сложно было преобразовать элементы художественного рисунка в декоративные. Для росписи все лишнее отсеивается, остаются форма, цвет, композиция. В результате получилось то, что получилось».
Руководство ордынской Детской школы искусств порекомендовало эту работу заявить для участия в конкурсе «УЧСиб-2004» «Сибирской ярмарки». Проект произвёл настоящий фурор. Его признали инновационным. Автору — Нине Ивановне Мухлыниной — вручили две золотые медали. Для награждения пригласили в Министерство культуры Российской Федерации в Москву, где она получила также Диплом в номинации «Лучший преподаватель ДШИ в Российской Федерации».
Когда стало понятно, что художественный стиль Нины Ивановны Мухлыниной является не только инновационным, но и эксклюзивным, направили в патентное бюро.
«Роспись три месяца исследовала серьёзная московская комиссия, — вспоминает события того времени известная художница. — Работу проверяли на плагиат, на заимствование элементов из других росписей, но ничего похожего не нашли. Зато все её элементы были признаны оригинальными, новыми, уникальными».
По её словам, ордынская роспись рождалась в муках, бесконечных поисках, находках и разочарованиях. «Наша Сибирь, конечно, не так богата на цветовую палитру, поэтому я добавила в роспись чуть-чуть «золота», его вкрапления: золотое солнце, золотая обводка, золотые бордюрчики — так, слегка, едва заметно, — продолжает Нина Ивановна. — Я свою роспись называю скупой, потому что она не цветистая, не аляпистая, а сдержанная, немногословная, простая. В цветовой гамме — цвета российского флага — красный, белый, синий, герба Ордынского района, который олицетворяют белая чайка, зелёная сосна, бирюзовое водохранилище. А также коричневый и чёрный цвета.
В сочетании с элементами растительных орнаментов и композиций появились мотивы нескольких видов птиц, в том числе — белобокой сороки. Если в городецкой росписи главным героем является глухарь, то у нас — тетерев, с красивым и переливчатым оперением. Из животных — хозяин Караканского бора — лось. Поскольку ордынская земля богата озёрами и реками, добавила в число изображаемых элементов росписи местную рыбу — чебак, судак, стерлядь. В списке растений — ягоды черники и брусники, плоды шиповника, цветы медуницы, ранетка».
Художник-философ
У Нины Ивановны свой философский взгляд на то, чем она занимается. Объясняет детям, что мир постоянно меняется, то, что сегодня окружает их, завтра может исчезнуть, постепенно забудется. Вместо традиционных для здешних мест деревянных домов с печными трубами на крышах, из которых зимой клубится дымок, штакетника вокруг них, колодца с «журавлём» появятся дома со стенами из сайдинга, с металлическими заборами… А запечатлённые в ордынской росписи пейзажи, фрагменты жизни и быта сельских жителей сохранятся надолго, останутся частицей истории.
Нина Ивановна рассказывает, что учит детей видеть мир таким, какой он есть в этот конкретный момент жизни, обращать внимание на повадки птиц и животных, замечать, как появляется из земли первый росток, как зацветают весной ранетки в саду. «Всё это окружает детей, — говорит педагог. — Вон, гляньте в окно — белки шмыгают туда-сюда, шишками бросаются, вездесущие сороки на подоконник садятся… Это всё так близко для души! Дети должны познавать свой край — через художественную роспись в том числе».
Время — лети!
Нина Ивановна рассказала, что в Ордынской школе искусств работает 15 лет. Это время было постоянным движением вперёд. Её работы хорошо знают в нашей стране. Выставка ордынской росписи проводилась в Иркутске, в Москве, в Казани и других городах, она участвовала во многих конкурсах и фестивалях. В сентябре 2018 года, например, она стала лауреатом Всероссийского фестиваля декоративно-прикладного искусства «Руками женщины», проходившем в столице Татарстана Казани. Победительницами в каждой номинации были признаны 15 женщин, среди них и художница из Ордынска. В качестве награды — поездка в Страсбург для участия в Международном форуме-выставке. Однако поехать во Францию Нина Ивановна не смогла — призналась, что в наше время боится летать на самолётах. Вместо себя послала внучку Анастасию, тоже художницу по образованию, которая представляла ордынскую роспись.
Жизнерадостный человек
По натуре Нина Ивановна — весёлый, жизнерадостный человек, с юмором. И поэтому её художественные композиции под стать ей, такие же живые, подвижные, не статичные, а наполнены динамикой. «Мои тетерева дерутся, ухаживают, белки скачут, все весёлые, сытые, с ягодкой в клюве, — улыбаясь, рассказывает художница. — Природа тоже в постоянном движении — то вихрь закружит, то снег полетит…».
На самом деле, одно загляденье. Нина Ивановна пояснила, что её стиль письма отличает то, что в нём преобладают голубой и зелёный цвета — лето и зима. Но больше всего зрителям нравится голубой цвет, он олицетворяет российскую Сибирь. «Как-то к нам на выставке в Москве подошла делегация из Японии. И хотя там не было никаких указателей на то, что мы приехали из Сибири, они сразу же залопотали: «О, Сибира, Сибира!», — с акцентом повторила она слова жителей Страны восходящего солнца.
Рядом с ней легко и непринуждённо
Творческому человеку для реализации своих планов обязательно необходимо вдохновенье. Без него добиться успеха просто нереально.
«Ой, с этим вдохновением — одна беда, — весело вздыхая, говорит Нина Ивановна. — День и ночь не сплю, забываю время. Порой засиживаюсь до четырёх утра… А если занимаюсь ордынской росписью — то и вовсе не замечаю хода часов — рисую, рисую, рисую… Словом, постоянно погружена в тему, не могу отрешиться от образов, которые мелькают в моей голове».
Нина Ивановна при этом подчеркнула, что семья — два сына и муж — разделяют её увлечение и всячески помогают не только по хозяйству, но и обеспечивают деревянными заготовками для росписи — вырезают разные дощечки, чистят шлифовальной шкуркой, шпаклюют неровности, «чтобы мне было на чём рисовать. Жалеют меня и всё для меня делают», — с удовлетворением отметила она.
Звезда земли ордынской
Почему безголосую певичку можно называть звездой, а уникального человека, прославившего Новосибирскую область своим творчеством, — нет? Несправедливо! Нина Ивановна, без всякого сомнения, — настоящая звезда, и с этим никто не может поспорить. Кроме неё самой.
«Ой, какая я звезда, — нараспев возражает Нина Ивановна. — Это просто моя работа, она нравится народу. Слава богу, что у нас теперь появилась собственная роспись. Ведь многие художественные промыслы располагаются в Центральной полосе России. Да, есть и северные росписи — северо-двинская, урало-сибирская, мезенская роспись, а нашей-то до сих пор не было, а теперь и у нас есть! Особенная, своя!».
Ордынская роспись включена в туристический маршрут, поэтому полюбоваться творением известной художницы из провинциального городка приезжают со всей России, частыми гостями бывают и иностранные туристы. «Недавно у нас были итальянцы, французы, англичане, американцы, и все просто в восторге, — говорит Нина Ивановна. — И я рада этому. К нам приезжают также российские туристы, часто бывают на экскурсиях студенты и школьники, вот, например, недавно нас посетила большая группа отдыхающих из Газпрома».
Бизнес — не по мне
Сегодня люди делают деньги буквально из воздуха, открывают без колебаний свой бизнес. Нине Ивановне сам господь велел заняться предпринимательской деятельностью. Тем более, есть что предложить тем же туристам, да и любой сибиряк не прочь заиметь в своей коллекции уникальную ордынскую роспись. «Это порождает любопытство и неподдельный интерес к нашему краю, к нашему виду творчества. Людям очень нравятся наши изделия-сувениры, которые находятся у нас в качестве выставки, хотят их купить. Поэтому туризм — это ещё и прибыль для области. Бизнес, говорите? Кто-то этим должен заниматься, только не я. Я — преподаватель. У меня нет мастерской, артели, лакировать зимой негде! Какой бизнес? Поэтому я не хочу такого бизнеса, — категорически возражает она. — Это связано с постоянной заботой, что нужно с кем-то заключать договоры, решать вопросы с поставками-доставками, поэтому о творчестве думать будет некогда. Искусство и бизнес для меня — несовместимые понятия!».