Картины новосибирского художника показывают в Москве. О творчестве Григория Ликмана

http://mcx.nso.ru/

Фото: mcx.nso.ru

С 1 июля в художественной галерее Студии военных художников имени М.Б. Грекова в военно-патриотическом комплексе парка «Патриот» под Москвой демонстритуется выставка работ новосибирского художника Григория Ликмана, посвящённая его творчеству в период Великой Отечественной войны.

Автопортрет
Автопортрет

И это неслучайно ― сегодня внимание людей, небезразличных к судьбам Отечества, всё больше и больше возвращается к, казалось бы, навсегда забытой советской классике. Но именно эта классика возвращает нам восприятие героики будней, формирует так необходимый теперь патриотический образ. Последние тридцать лет искусство не дало нам ярких произведений подобной направленности, и обращение к классике советского периода  в момент общих испытаний представляется естественным и необходимым. Этот процесс не говорит о том, что сегодня нет героев  ― они есть, и о их подвигах еще напишут писатели и художники будущих поколений, но нам нужно опереться на что-то здесь и сейчас. И главным источником так необходимых сегодня образов является жанр социалистического реализма: от великой прозы Шолохова, пронзительной по своей честности публицистики Фадеева, суровой военной лирики Симонова ― до монументальной живописи таких, ныне несправедливо забытых художников, как Григорий Ликман.

Отступление чехов. Челябинск
Отступление чехов. Челябинск

История известного советского художника Григория Ликмана достаточно обычна ― он родился в 1904 году в семье ревельских интеллигентов, через семь лет переехал с семьей в Москву, с раннего детства имел тягу к творчеству, особенно к рисованию, 12 лет от роду сумел поступить в Строгановское художественное училище. И шло бы так дальше, но случилось то, что полностью изменило как его личную судьбу, так и судьбу всего поколения. Революция, гражданская война, полуголодное, тифозно-горячечное бытие столичной интеллигенции, не принявшей великого поворота ― всё это подвигло его мать в 1918 году перебраться с сыном в относительно спокойный и сытый Челябинск, отец же остался в Москве и вскоре умер от тифа. Совсем юный еще Григорий тяжело переживал все эти события, особенно сильно ударила по нему преждевременная кончина отца, о чём он с большой горечью вспоминал до конца своей жизни. Однако молодость и талант брали своё ― в Челябинске молодой человек продолжил занятия в художественных студиях, где совершенствовал свое мастерство. В 1919 году он стал свидетелем жестокого боя кавалеристов Красной Армии с белочехами ― это вылилось в первую его большую работу «Отступление белочехов. Челябинск», что дало молодому художнику путевку во ВХУТЕМАС, где он и продолжал своё обучение с 1920 года.

Атмосфера новой революционной школы художников захватила молодого Ликмана без остатка, увлечение лучизмом, кубизмом, художественным футуризмом всегда прослеживалось даже в его зрелых работах. Например, «У окна» 1963 года и «Энергия» 1964 года. В этих полотнах тема социалистического реализма раскрыта с использованием элементов техники лучизма, что вообще весьма характерно для творчества Григория Ликмана, особенно в зрелый период.

У окна Энергия

Но гражданская война завершилась, на смену неуёмному энтузиазму творческой революционной молодежи пришел нэп ― с биржей труда, безработицей, необходимостью выживать в мещанском окружении «новой» буржуазии, которая отличалась от прежней только критически низким культурным и образовательным уровнем. В связи с этим после ряда переездов Григорий оказывается в Томске в скромной роли художника-декоратора местного драматического театра. Однако запал, заложенный революцией, не погас, и в 1926 году Ликман переезжает в Новосибирск, где вступает в местное отделение Ассоциации художников революционной России. С этого момента он очень активно участвует в местной культурной жизни и начинает сотрудничество с газетами и журналами, пробуя себя в жанре социально-политической карикатуры.

Фото: mcx.nso.ru
Фото: mcx.nso.ru

Борьба, которая развернулась в те годы внутри ВКП(б), разделила творческую интеллигенцию на несколько лагерей. Молодому Ликману было не просто сориентироваться в происходящем ― волею случая он примкнул к редакции новосибирского журнала «Настоящее», занявшего тогда ультра-радикальную позицию: от жёсткой критики таких столпов советской литературы, как Шолохов и Горький, до прямых выпадов в сторону официального курса с левых позиций. Как известно, закончилось это печально: в 1929 году оппозиция большевиков-ленинцев в ВКП(б) была разгромлена, ее лидер Троцкий был выслан из страны ― наступало время репрессий. В связи с постановлением ЦК ВКП(б) от 26 декабря 1929 года «О выступлении части сибирских литераторов и литературных организаций против Максима Горького» в январе 1930 года журнал был закрыт, большая часть его сотрудников лишилась работы, а в недалеком будущем ― и свободы. Григория Ликмана спасло от репрессий только то, что он не числился в штате издания, предпочитая сдельную работу, и очень вовремя уехал на Кузнецкстрой в творческую коммандировку. В сложившихся условиях от журналистики и карикатуры пришлось отказаться ― художник полностью уходит в живопись и декоративно-прикладное искусство: у него открылся дар профессионального резчика по дереву и его работы презентовались таким известным людям, как Мао Цзэдун и Давид Ойстрах. Видимо, кропотливая, неспешная работа по резке дерева в тиши мастерской, а также монументальное и предельно конъюнктурное полотно «Побег И.В. Сталина из Нарымской ссылки в 1912 году», представленное публике на самом пике репрессий в 1939 году, позволило Ликману пережить самые страшные годы «большой чистки». И тут грянула война ― художник не смог остаться в стороне от борьбы своего народа: в 1941 году он возвращается к широкой общественной деятельности и становится председателем Новосибирского союза советских художников, всю войну остается членом редколлегии «Окон ТАСС». В этот период он создаёт большое количество художественных произведений патриотической направленности, отчасти возвращается к жанру политической карикатуры.

Партизанская разведка. 1941 год.
Партизанская разведка. 1941 год.

Судьба Григория Ликмана в послевоенный период не связана с административными постами, всё отдано творчеству. Именно в послевоенные годы появляются его наиболее значительные произведения, оттачивается мастерство, появляется характерный почерк большого художника на стыке реализма и авангардистской техники лучизма. Многие произведения художника хранятся сегодня в Новосибирской картинной галерее и областном краеведческом музее.

Основным популяризатором творчества Григория Ликмана в нашей стране стал коллекционер-энтузиаст Григорий Гапонов, который собрал большую коллекцию работ, издал альбом политических карикатур новосибирского художника, привлёк внимание министерства культуры Новосибирской области к его творчеству, что и позволило организовать выставку в художественной галерее Студии военных художников имени М.Б. Грекова в военно-патриотическом комплексе парка «Патриот» в Подмосковье, которая продлилась весь июль.

Кирилл Иванов

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *