Аркадий Чмыхайло: Метрополитен – это живой организм

метро

Фото: Александра Фоменко

Протяженность путей метро в Новосибирске — 16 километров. За месяц через него проходит шесть миллионов человек, то есть около 250 тысяч пассажиров в день. Как удается добиться такой эффективности при сравнительно небольших размерах подземки, рассказывает начальник Новосибирского метрополитена Аркадий Чмыхайло.

Особенность новосибирского метро в том, что в сравнении со многими другими российскими и мировыми комплексами, оно небольшое. Протяженность путей — всего 16 километров, действует 13 станций, 14-я – на подходе. Для сравнения, количество станций в Московском метро приближается к 250-ти, в Санкт-Петербурге действует 72. При этом новосибирская подземка действительно эффективна: объем пассажиропотока равен тому, как если бы за месяц она трижды перевозила всё население города. А через такие станции как «Площадь Маркса» и «Заельцовская» за день проходят более 50 000 человек.

Чмыхайло«Это заслуга тех, кто в своё время строил и проектировал подземку. Мы до сих пор им благодарны», — поясняет такую высокую эффективность Аркадий Чмыхайло и добавляет, что метро — это основной костяк, хребет транспортной системы Новосибирска. «Проектировали метро профессионалы высокого уровня, — продолжает он свою мысль. — В результате метрополитен соединил берега Оби. В те времена правый берег был центром культурной жизни, а левый, по сути, являлся промзоной. Сегодня и там и там есть спальные районы, и там и там — производственные комплексы. И эти берега соединены метрополитеном. Поэтому наш девиз — «Соединяя берега – объединяем людей».

«Метрополитен – это как живой организм, состоящий из огромного количества элементов, которые слаженно работают, поддерживают друг друга, помогают друг другу. Это люди, механизмы, поезда, автоматизация…» — рассказывает начальник Новосибирского метрополитена. Причем пассажиры видят только верхнюю часть «айсберга» этого мощного транспортного комплекса. Люди заходят на станцию, садятся в поезд, переезжают на другую станцию и снова выходят. Но чтобы это стало возможным, в метрополитене непрерывно круглосуточно без выходных дней работает слаженная система из десяти различных служб. Это и путейцы, и связисты, и служба безопасности… Все они четко взаимодействуют друг с другом, делая одно общее дело. «Это коллектив, который гордится своей работой, своим предприятием. И я горжусь этим коллективом», — говорит Аркадий Чмыхайло.

По его словам, еще одна изюминка местной подземки – это отношение людей к метро. «Все поражаются, насколько метрополитен чист, насколько слаженно работают службы, — поясняет он. — Это говорят и специалисты, и постоянные пассажиры, и гости города-туристы».

Еще одна особенность Новосибирского метрополитена в сравнении с другими российскими заключается в том, что здесь своими силами могут проводить капитальный ремонт составов в заводских объемах. «Это уникальное производство в депо, — делится Аркадий Чмыхайло.  – Там мы полностью разбираем состав и снова собираем, таким образом продлевая его жизнь еще на 15 лет».

Сам Аркадий Чмыхайло пришел сюда с военной службы. Два года он возглавлял службу безопасности метро и за это время вник в работу предприятия в целом. Но уже будучи начальником метрополитена приходилось еще подучиться. «Три года у меня была настольная книга «Что такое метро?» — это большой фолиант, — делится он. – Наверное, года полтора я его изучал. Но учиться нужно всё время, если хочешь не отстать от жизни и от тех требований, которые она нам сегодня предъявляет. Этот процесс не прекращается. Я всё время узнаю что-то новое от других руководителей метрополитенов, и из открытых источников, и из специальной литературы. Мы стараемся внедрять всё это новое на своём предприятии. Используем и обратную связь от наших пассажиров: если появляются какие-то запросы, жалобы, предложения, мы обязательно их рассматриваем и реализуем».

Руководство всех метрополитенов два раза в год встречается на заседаниях Международной ассоциации «Метро». Это содружество метрополитенов и производственных предприятий, объединяющее метро России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана и Чехии. На этих встречах представители подземок общаются и обмениваются опытом. «Мы тоже рассказываем о своем опыте, делимся тем, что у нас получилось хорошо. И многие перенимают у нас наработки», — рассказывает Аркадий Чмыхайло.

Фото: Константина Кутузова

А как минимум один раз в неделю начальник Новосибирского метрополитена становится его пассажиром. Но абстрагироваться от работы в эти моменты не получается. «Волей-неволей смотришь на работу метрополитена уже немножко с другой стороны, — делится он. — Как работает машинист? Как он останавливает поезд? Правильно ли вписывается в границы платформы? Как начинает движение, открывает-закрывает двери, контролирует посадку и высадку пассажиров? Это профессиональный взгляд. А еще я наблюдаю за поведением людей. Если все едут спокойно, удовлетворены работой транспорта – это одно. Если же кто-то проявляет беспокойство, неудовлетворенность, то невольно начинаешь задавать себе вопрос: в чем причина?»

Что касается перспектив новосибирской подземки, то, как уже писал ЧС-ИНФО, в планах метрополитена перейти на пятивагонные составы. Этот проект Новосибирский метрополитен реализует полностью своими силами. Сейчас большие поезда «прогоняют» в тестовом режиме. Важно, чтобы поездная автоматика работала четко, и платформы были готовы принять такие составы. Всё должно работать как часы. Предполагается, что два первых пятивагонных состава получится запустить уже в начале осени.

турникеты метро
Фото Александры Фоменко

Кроме того, в метро начали устанавливать новые турникеты. «Это веяние времени, — поясняет инициативу Аркадий Чмыхайло. – Хочется, чтобы метрополитен выглядел красиво, современно, не хуже других». Апробировали технологию на станцию «Речной вокзал». Отклик оказался положительным. На новой станции «Спортивная» тоже будут турникеты нового формата. Кроме того, в ближайшем будущем такие же устройства должны появиться на «Площади Ленина». Таким образом, вскоре уже три станции новосибирской подземки будут оборудованы красивыми современными турникетами, хотя самостоятельно реализовать такую объемную задачу, с экономической точки зрения, метрополитену непросто.

Ну и, конечно, метро должно расти! С точки зрения строительства и финансовых затрат метрополитен на это повлиять не может. Но в организационном смысле на предприятии готовы и к более длинным линиям. Что касается запуска новой станции «Спортивная», то штат на неё уже подобран. Подобрали необходимый минимум персонала: назначены начальник станции и дежурный, который осуществляет контроль и надзор за производственными работами. Также на площадке работают контролеры службы безопасности. «Мы справились с той задачей, которую обозначал нам мэр: обеспечить строительство станции «Спортивной» без остановки метрополитена», — рассказал Аркадий Чмыхайло и отметил, что это единственный случай в мировой практике, когда станция на действующей линии строится без прекращения движения.

Мы в Телеграме

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *