Патриотизм ради патриотизма? Колонка к 1 сентября

флаг

С 1 сентября школьников России ждет много нового, при этом значительная часть нововведений касается патриотического воспитания. Чем вызвана такая необходимость, понятно. Но вот получится ли достичь требуемого эффекта, или всё закончится формальным соблюдением новых правил? И что вообще подразумевается под словом патриотизм?

Если поправки в закон «Об образовании в РФ», касающиеся поэтапной отмены ЕГЭ, почти всеми были встречены положительно, то другие — не так однозначно. Так, беспокойство многих родителей вызвало усиление патриотического воспитания в школах. Многие называют это «промыванием мозгов» и «пропагандой с детства».

При этом с тем, что патриотическое воспитание нужно, никто не спорит. Пример соседней Украины, где за счет особенностей пропаганды (в том числе в школе) буквально за одно поколение сумели полностью изменить мировоззрение целой страны, не оставляет в этом сомнений. Но получится ли сделать его ненавязчивым, аккуратным и правильным? Таким, чтобы не вызвать у детей отторжения непонятным официозом, наигранностью и формализмом (как это было в позднем Советском Союзе)?

К сожалению, тот факт, что начать патриотическое воспитание в школах решили именно с поднятия флага и исполнения гимна, как раз вызывает мысли о формальном подходе… Само по себе такое начало учебной недели – прекрасно. Но главное, чтобы этим не ограничились.

Вызывают вопросы и классные часы на тему актуальной общественно-политической ситуации. Как они будут проводиться? Будет ли еженедельно формироваться единая на всю страну методичка? Или же эту тему отдадут на откуп классным руководителям? Действительно ли все они достаточно понимают ситуацию? Остается на-деяться, что такие классные часы будут хоть как-то контролироваться.

То же самое касается уроков исторического просвещения и исторических киноуроков. Какой контент будет на них использоваться? Если вспомнить некоторые «исторические» фильмы последних лет (в голову сразу приходят «Утомлённые солнцем 2: Предстояние», «Матильда», «Викинг» и другие), то они зачастую скорее искажают историю и вызывают отвращение к прошлому своей страны, чем могут чему-то научить и вызвать патриотизм. Хотя, бесспорно, есть и хорошие видеоматериалы (вспомним хотя бы презентованный 23 февраля этого года фильм «Александр Невский»). Но кто и как будет выбирать контент для уроков?

Все эти вопросы выливаются в один – самый главный: а что, собственно, за патриотизм предполагается воспитывать в школьниках?

Патриотизм — понятие довольно абстрактное, предполагающее любовь к Родине. И почему-то сейчас он понимается довольно искаженно. Сейчас патриотическое воспитание воспринимается в основном как кружки по военной подготовке, изучение государственных символов и истории страны. Но ведь патриотизм может быть гораздо более широким.

Чтобы любить свою страну, мало знать, что было в её прошлом. Мало разбираться в том, что происходит в настоящем. Нужно еще и представлять, что будет в будущем.

И вот в этом направлении в современном патриотическом образовании наблюдается явный пробел. При этом стоит отметить, что в Советском Союзе акцент как раз делался во многом именно на представления о светлом будущем (тем более, о прошлом можно было говорить не всё). А вот современные школьники вряд ли смогут описать, какой они видят свою страну через, например, 50 или 100 лет.

А между тем, именно правильный образ будущего и должен, по-хорошему, лежать в основе патриотического воспитания. Да, достижения прошлого: победа в Великой Отечественной войне, прорыв в космической сфере и другие знаковые моменты – это важно. Но ведь молодежь не будет жить ради великого прошлого. Она будет жить ради прекрасного будущего! Но какого? И действительно ли оно будет?

Ответить на эти вопросы актуально именно сейчас, в условиях внешней изоляции, когда экономический и научно-технологический прорыв для страны буквально стал «вопросом жизни и смерти». Вот только в отсутствие полноценной идеологии и национальной идеи ответить на него очень и очень трудно…

Оставлять ответ на этот важный вопрос на откуп семьи – тоже не лучшее решение. В семье можно воспитать отношение к традиционным ценностям, любовь к детям и старшему поколению, интерес к науке или искусству, трудолюбие и другие важные качества, необходимые для выбора жизненного пути и формирования личного образа будущего. Но отвечать на вопрос о будущем всей страны должно все-таки государство. И доносить его до детей – через школу.

Так что хотелось бы, чтобы патриотические минутки и классные часы включали не только элементы исторического просвещения и обсуждение актуальной обстановки, но и разговоры о будущем.

Марина Вдовик,
Главный редактор газеты «ЧС» и сайта ЧС-ИНФО

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *