Испанский стыд. Новосибирцы недовольны «неоклассической» постановкой Щелкунчика в НОВАТе

Фото с сайта НОВАТа

Один из любимейших предновогодних спектаклей для многих жителей Сибири – это, конечно, Щелкунчик. В Новосибирске рождественскую сказку можно увидеть на сцене Оперного театра. Вот только поставлен балет в двух вариациях: классической, в хореографии Вайнонена, и «неоклассической» в редакции Начо Дуато. Увы, но не все зрители знали об отличии между постановками, поэтому многих ждало страшное разочарование…

О том, к каким последствиям может привести авангардная театральная постановка, все мы помним на примере оперы «Тангейзер», недовольство которой привело к массовым протестам в Новосибирске. Однако история мало чему учит деятелей современного искусства, поэтому время от времени в культурной жизни города разражаются новые скандалы. Недавно мы писали о недовольстве общественников спектаклем «Принцесса и людоед». Но одно дело – полностью авангардная постановка «на любителя», и совсем другое – современная интерпретация всеми любимой классики.

Балет Чайковского «Щелкунчик» многие новосибирцы помнят с детства. Он всегда шел в Оперном театре в классической хореографии Вайнонена, интерпретирующего Щелкунчика как волшебную сказку для детей и взрослых: яркую, воодушевляющую, праздничную. Но уже несколько лет есть и еще одна постановка – в редакции Начо Дуато – менее пышной, более «стильной» — неоклассической. Именно эта версия шла в НОВАТе (как сейчас называет себя Оперный театр) на новогодних праздниках. Вот только не все зрители ходят на балет каждый год, и не все знают, что кое-что в репертуаре изменилось. А значит многие рассчитывали увидеть привычную с детства рождественскую сказку. И получили сплошное разочарование. При этом увидеть классическую постановку Василия Вайнонена они могли бы – но в декабре или феврале.

Читатель ЧС-ИНФО по имени Иван оказался в числе разочарованных. «Испанский Щелкунчик — это испанский стыд, — высказался он после посещения театра. — Вообще пожалел, что заплатили за билеты. Вечер испорчен! Испанец погубил рождественское чудо. Сплошное разочарование и обманутые ожидания».

Такой отзыв – не единственный… Причем появляются они регулярно на протяжении всего того времени, что неоклассическая постановка идет в НОВАТе. Мы собрали некоторые из опубликованных в социальных сетях и на специализированных сайтах.

«Старый в разы лучше!» (Андрей)

«Да простят меня поклонники Дуато (если таковые имеются), но были разочарованы… Впечатления от спектакля — увы… Какой-то хореографический хаос…» (Мария)

«31 днем посмотрели ужасный спектакль! Халтура! Браво только оркестру!» (Ольга)

«В декабре посмотрела обе редакции. И теперь с полной уверенностью могу себе сказать, что классический балет требует классической хореографии. У Вайнонена — сказка. А сцена оформлена была феерично. Взрослые люди выходя делились, что попали в сказку. У Дуато не так. Честно признаться, от русского танца у меня глаз задергался. Ну ладно, решил без девиц в сарафанах обойтись, но почему мужики типа русские вышли в штанах цвета хаки, фуражках и майках? Полегчало мне только когда на поклон вышел дирижёр в премиленьком колпачке, а музыканты оркестра были зайчиками. Только это вернуло меня в новогоднее настроение» (Ирина)

«Стыдно такое показывать! В 2022 году во второй раз сходили на Щелкунчика в НОВАТ, и это был просто кошмар! Минимум декораций, невразумительные костюмы, слабейшая хореография и отвратительная постановка! Все действие закончилось в первом акте, и после получасового (!) антракта начались какие-то «показательные танцы», совершенно без связи с сюжетом. Сэкономили тут на всем, включая массовку и освещение. И это при том, что цена билетов выросла в три раза! Есть с чем сравнить, до этого были в 2016-м, и тогда постановка была просто замечательная, послевкусие волшебства сохранилось на весь год! Позор руководству НОВАТа! Худшая постановка» (с сайта «Отзовик»).

«Это был самый ужасный щелкунчик, что я видела. В театр оперы и балета я ходила, практически, на все постановки, в свои годы. Сейчас, приехав в Новосибирск на праздники, так хотелось посмотреть что-то красивое, атмосферное и новогоднее. Выбор пал на «щелкунчика», казалось бы, его сложно испортить, но это только казалось. Новая это постановка или старая, и все декорации были утрачены, тут с чем смогли с тем и выступили, я не знаю, так как последний раз его видела в театре оперы и балета лет 20 назад. Но лучше бы и не смотрела, декораций 0, вернее не так, была ёлка! Минут 30 на сцене, и она исчезла, потом были какие-то чёрные ткани и проекции из капкейков, такого я ещё не видела никогда и нигде (напоминаю, это щелкунчик и в этом балете одни из самых красивых декораций, по мне). Сами артисты тоже весьма уставшие, не знаю в связи с чем. Но это не самое страшное, почти весь щелкунчик закончился в первом акте, а после вроде Музыка Чайковского и даже пара классических танцев из этого балета были, а все остальное совсем непонятно зачем и к чему, как показательные выступления на конкурсе коллективов. Зря конечно мы на это двухчасовое действо потратили время». (с сайта «Отзовик», 2021 год).

«Стыдно. Постановка Начо Дуато — это не балет! Не верьте тем, кто говорит, что это балет! Мне было стыдно смотреть. Декораций и массовки на сцене нет вообще, но самое странное нет самого балета! Посредственные танцевальные движения, ни прыжков, ни вращений, ничего чем так гордится российский балет… Это не искусство, друзья. Смотреть Щелкунчика в этой постановке просто горько!» (с сайта «Отзовик», 2022 год).

«Разочарование, разочарование и ещё раз разочарование. Впервые посмотрела Щелкунчика в Новосибирском театре оперы и балета в 2015 году (уже на тот момент НОВАТ). Хореография Василия Вайнонена. Были с детьми. Ощущение праздника, соприкосновение с чудом не проходило весь год, любое воспоминание о Новом годе неизбежно приводило к воспоминаниям о балете. В этом году решили подпитаться этим светлым и сказочным сюжетом. Пошли двумя семьями, заняв целый ряд. Как мы готовились и предвкушали… Такого разочарования я не испытывала давно. Никогда не обсуждала стоимость билетов, когда вопрос касался искусства. Но это! Это насмешка над зрителями! Хореограф — постановщик Начо Дуато, художник- постановщик Жером Каплан. Уже после первого действия хотелось воскликнуть, что такой балет нам не нужен. Откровенно слабая хореография, довольно спорное затемнение сцены. Как итог: испорченный вечер, испорченное ожидание праздника, убеждение, что чудес не бывает. Как можно было испортить такой балет?!» (с сайта «Отзовик»).

Отдельная тема – цены на билеты. Обсуждалась эта проблема, начиная с осени. Увидев расценки на новогодние постановки, многие новосибирцы возмутились. «За эти деньги на руках будут вносить на место?» — задавались вопросом горожане.  Дело в том, что самые дорогие билеты на вечерний показ 31 декабря стоили по… 18 000 рублей! При этом самые дешевые — 3500 рублей (тоже немалая цена, особенно для семьи из нескольких человек).

Почему же на праздниках люди не смогли посмотреть привычный с детства спектакль? В НОВАТе пояснили: «В постановке Василия Вайнонена участвуют не только солисты НОВАТа, но и учащиеся Новосибирского хореографического училища — у них, как и у всех остальных детей, должны быть праздничные выходные с семьей и друзьями, а не рабочие будни. Поэтому уже несколько лет в нашем театре идет две постановки «Щелкунчика»: те, кто очень любит версию Василия Вайнонена, могут посмотреть ее до 25 декабря или в феврале, а те, кто хочет посмотреть «Щелкунчика» именно под Новый год и на каникулах, выбирают версию Начо Дуато, в которой задействованы только взрослые артисты».

Для справедливости стоит отметить, что есть и те, кому неоклассическая постановка действительно понравилась, и даже больше, чем привычная версия.

«Сказочно, всё понравилось!» (Елена)

«Начо Дуато мне больше понравился. Это просто любовь!» (Алевтина)

Какой можно сделать вывод? Зрителей нужно предупреждать о том, что именно за спектакль их ждет. Предупреждать так явно, чтобы это понял даже человек без среднего образования, заметил даже пенсионер и не смог пропустить даже работяга, покупающий билеты в суете и спешке буднего дня. Возле любых неклассических постановок (как современного авангарда, который может оскорбить чьи-то чувства, так и спорной интерпретации классики) во всех афишах нужен «восклицательный знак» с пояснением: «это новая постановка! авангардная! только для ценителей! не классика!», чтобы не вводить зрителей в заблуждение. Понятно, что любой театр хочет продать максимум билетов. Но ведь искусством занимаются не в целях коммерции… А предложенный подход помог бы избежать множества скандалов и массы разочарований.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *