Щепотка абсурда и детская иллюстрация Екатерины Тиховой

В иллюстрации Екатерины Тиховой, которая родилась и выросла в Новосибирске, влюбляются с первого взгляда. Сегодня детский художник-иллюстратор живет в Амстердаме, но переезд из Сибири не помешал ей продолжать создавать удивительные рисунки, постепенно оживляя вверенных ей персонажей.  Это и известная многим читателям синьорина Корица, и забавные существа Шмакодявки. Она с легкостью создает и юморные, абсурдные рисунки. Своей любовью к рисованию детских иллюстраций она показала, что в искусстве диплом не имеет значения — важно желание и трудолюбие.

Сегодня рисунки Екатерины можно встретить на обложках и страницах западных и русскоязычных изданий. Но первые шаги в иллюстрации редко даются просто. Нестабильный заработок, отказы и молчание клиентов, отсутствие заказов, которые бы нравились, развивали и при этом хорошо оплачивались — только часть из тех препон, с которыми сталкивается начинающий автор. Вот и путь Екатерины Тиховой к иллюстрации был непростым.

Путь в детскую иллюстрацию

По профессии Екатерина ― журналист, но рисованием была увлечена с детства. После окончания Новосибирского государственного университета она даже решила поступить в художественный колледж и прошла отборочный тур, но в тот момент выпускница журфака получила хорошую работу на телевидении. Тогда пришлось на время отложить мечту стать профессиональным художником. Увлечение иллюстрацией переросло в хобби. Рисовать удавалось даже время съемок, когда журналист набирала кадр во время совещаний или на концертах. Она доставала свой скетчбук, и придумывала различных персонажей.

На телевидении Екатерина проработала до 2016 года. И окончательный переход к иллюстрации произошел, когда она с мужем переехала в Омск. Тогда девушка временно осталась без работы и решила наконец-то заняться делом, к которому изначально лежала душа. «Я тогда поняла, что мне нравится именно детская иллюстрация. Она совмещает мою любовь к рисованию и рассказыванию историй. Иллюстрация позволяет в деталях пересказать через картинки тот сюжет, который родился у тебя в голове», ― говорит Екатерина Тихова.

Родственники отнеслись к ее решению скептически. «Родители постоянно спрашивали, когда же я найду нормальную работу. Отношение у всех моих близких было такое, словно я сделала неправильный шаг. С мужем мы договорились, что у меня есть год, чтобы попробовать развить свой талант в коммерческом направлении: создаю портфолио и ищу издательство», ― рассказывает Екатерина.

Старт в новом направлении осложнял очередной переезд. Не прошло и года, как обстоятельства сложились так, что семья Тиховых снова переехала, но теперь уже в Москву. «Вся моя жизнь осталась в Новосибирске, где я родилась и выросла, ― продолжает художница. ― Иллюстрация стала своего рода отдушиной с одной стороны, с другой ― стрессом, поскольку я поняла: одно дело рисовать картинки, другое ― заниматься этим с точки зрения собственного бизнеса. Ведь ты не только иллюстратор, но и еще сам себе менеджер. Такой человек-оркестр. Было сложно, но и невероятно интересно. Ведь Москву я ехала с воодушевлением. Я понимала, что там мне будет проще реализовать себя в профессии, поэтому переезд в столицу мне дался легко».

Первая обложка

Первая обложка Екатерины Тиховой к книге зарубежного писателя

Постепенно начинающий иллюстратор обросла связями и знакомствами. Не зря про Москву говорят как про город больших возможностей. Как отметила Екатерина, за полгода на пути к своей мечте она сделала столько шагов, сколько не совершила за все время. И результат не заставил себя долго ждать ― художница заключила свой первый контракт с одним из издательств, которое выпускает книги для подростков. Первым заказом стала обложка к книге Жана-Филиппа Арру-Виньо «Магнус Миллион и спальня кошмаров». К его выполнению Екатерина подошла с невероятным энтузиазмом и с большой ответственностью. Ведь обложка ― это «лицо» книги, и читатель, в первую очередь, выбирает произведение к прочтению именно по ней и только потом заглядывает вовнутрь. Как оказалось, умения хорошо рисовать было недостаточно, нужно еще знать как, к примеру, правильно подготовить к печати файлы рисунков. «Мне пришлось многое изучить. Не хотелось выглядеть дилетантом, но поскольку это был мой первый заказ, я много раз уточняла некоторые технические моменты, ― говорит художница. ― Я помню, когда получила книги с нарисованной мною обложкой, это было непередаваемое ощущение. Результат своего труда я могла держать в руках. И первое, о чем я подумала, ― мои дети будут читать книги с иллюстрациями их мамы».

Постепенно начали приходить заказы от других издательств. К тому моменту Екатерина Тихова уже жила в Амстердаме, и переезд в другую страну был связан с работой мужа ― ему предложили интересную работу в Нидерландах.

Чокнутый этикет, квадратные дамы и синьорина Корица

Один из самых запоминающихся проектов ― серия книг про синьорину Корицу. Екатерина проиллюстрировала не только обложку, но и внутреннее содержание детского издания. Это был как раз тот случай, когда она влюбилась в своих героев и не хотела с ними расставаться. Хотя, как говорит художница, не сразу попала в образ синьорины Корицы. Было множество эскизов, а окончательный образ, который мы видим в книгах про необычного кондитера, пришел в голову за просмотром рисунков, совершенно не относящихся к нему. В этот момент Екатерина тут же всё бросила и создала иллюстрации, которые невероятно точно попали в образ героини. Дети даже пытались копировать рисунки Тиховой. А автор произведения Луиджи Баллерини, показывая обложку своей книги, не раз высказывал комплименты в адрес художницы из России. «Для меня очень важно, когда автор оценивает то, насколько художник удачно изобразил образ персонажа.  Угадать замыслы автора — это очень здорово. Такие моменты действительно воодушевляют. И еще чем мне понравилось работать над иллюстрациями книги: издательство не ограничивало меня как художника, позволило экспериментировать со стилем или техникой рисования», ― говорит Екатерина.

После было несколько проектов, где необходимо было изобразить персонажей с определенной степенью абсурдности. Как, к примеру, в книге Александра Блинова «Чокнутый этикет, или Двадцать три поучительных истории, от которых кровь стынет в жилах». Екатерина признается, что поначалу работа над иллюстрациями к этой книге давалась тяжело. «Не хватало абсурдности в рисунках. Я осторожничала, а нужно было смело реализовывать свои фантазии. Тогда я расслабилась, дала волю своему воображению, и считаю, что у меня все получилось», ― уверена Екатерина.

Довелось рисовать картинки и для коротких стихов ― лимерик. «Для меня вся прелесть работы с лимериками именно в дословности. Эти мини-истории создают особый мир, где абсурд — вполне обыденное дело, суть в бессмысленности, а здравый смысл и вовсе отсутствует. И нормально, когда по улицам ходят квадратные дамы, а в бороде джентльменов вьют гнезда птицы. Эту вызывающую улыбку атмосферу я и передала в своих работах. Мне нравятся юмористические, абсурдные ситуации, которые происходят с персонажами и такие вещи я с удовольствием рисую», ― говорит Тихова.

Еще одна из интересных работ ― иллюстрации к книге Бернара Фрио «Нетерпеливые истории. Все до одной». Она тоже написана в любимом художницей абсурдном стиле. И рисунки, конечно, также должны были передать всю несуразность историй. Под обложкой этой книги крикливых учителей сажают в банки с водой ― пусть плавают да рот раскрывают, как рыбы. Герои ходят в гости к курице с картошкой фри и угощаются тигром. А непослушных взрослых ставят в угол, а мудрые и всезнающие дети превращаются в воздушные шары и летают-посматривают на мир сверху вниз.

Екатерине Тиховой довелось работать и над оформлением трех книг из серии «Шмакодявки». Художнице необходимо было изобразить всех персонажей, выдуманных главной героиней рассказов ― девочкой Катей. Это крохотные удивительные существа ― шмакодявки. Иногда они полезные, а иногда ― очень даже вредные.  В необычной энциклопедии рисунки рассказывали о том, кто на самом деле разбрасывает вещи по комнате, почему заедают песенки, кто прячет носки и почему на кофте появляются катышки. Екатерине пришлось в иллюстрациях «похулиганить» так же, как это делают шмакодявки.

Самой сложной с точки зрения техники рисунка оказалась работа над книгой «Новый год на носу», поскольку необходимо было изобразить множество разных предметов и не исказить их в том, как они выглядят в действительности – сладости разных стран, новогодних персонажей и праздничных атрибутов. «Огромный пласт в работе художника составляют исследования. Особенно, когда иллюстрируешь историческую книгу или произведение, основанные на реальных фактах или событиях. Изучить архитектуру городов, как выглядят люди, всё это необходимо найти и детально рассмотреть, как они выглядят в жизни, ― уточнила Екатерина. ― Соврать в этих точных деталях ― непростительно».

Без любви рисовать невозможно

Создание иллюстраций к детским книгам требует очень много усилий — ведь здесь важна не только техника, а и особый смысл, вложенный в такие работы. Так много лиц и характеров, деталей. В них мы узнаем наших близких, родственников, соседей, друзей, сотрудников, а возможно, даже и себя. И главное, как говорит Екатерина Тихова, иллюстратор должен влюбиться в книгу. «Без любви рисовать невозможно, ― говорит художница. ― У меня каждый проект ― любимый». По ее мнению, многое заложено в детстве ― на творчество иллюстратора оказывает влияние, на какой литературе и картинках он вырос.

Когда Екатерина была еще ребенком, большое впечатление на нее произвел журнал «Трамвай». В особенности нравились иллюстрации в этом издании ― интересные с точки зрения композиции, с порой абсурдными сюжетами. Также оказал на творчество Песчанской советский выдающийся график и иллюстратор Владимир Лебедев. Его рисункам она отдает предпочтение за чистые формы и необычные средства изобразительности. Из зарубежных художников Екатерине нравятся произведения Ван Гога и то, как он работал со цветовой гаммой в своих картинах. Есть и современные иллюстраторы, работы которых она особенно выделяет ― Виктория Семыкина, художница из Новосибирска Алиса Юфа и другие. Все они так или иначе повлияли на дальнейшее творчество Тиховой.

Про вдохновение Екатерина говорит, что оно, безусловно, важно, но на него откладывают свой отпечаток сроки выполнения проекта. «Особенно долго привыкаешь к тому, что всё должно быть выполнено к определенной дате. И в этом помогают навыки, которые я приобрела в журналистике, где выполнение редакционного задания требует высокой скорости выполнения. Я всегда составляю план работы над любым проектом, и заметила, что обычно чем более сжатые сроки, тем результативнее получается его выполнить, ― отметила иллюстратор. ― И для меня важно не переключаться между проектами».

Работать над иллюстрациями художнице нравится под спокойную музыку. Однако в момент создания образа должна быть обязательно тишина. Ее обеспечить с двухгодовалым сыном непросто, но возможно ― с ребенком помогает няня и муж, также удалось добиться детского сада два дня в неделю. «Начало над проектом такое: просто сажусь за рабочее место и работаю, начинаю делать наброски и постепенно вливаюсь в рабочий процесс, ― рассказывает Екатерина Тихова. ― Если издательство или автор предоставляет свободу выбора сюжетов, то выделяю ключевые моменты в произведении, которые предстоит художественно оформить. Для меня очень важно выстроить так цепочку иллюстраций, чтобы постепенно знакомить с персонажем. Стараюсь всех героев нарисовать в самом начале книги, чтобы читатели имели представление, как они выглядят».

Настроиться на рабочую волну Екатерине помогает большая коллекция детских книг ― полистать детскую литературу и пополнить свой визуальный ряд. Как говорит художница, для иллюстратора важна так называемая насмотренность.  «Если у меня случается кризис вдохновения, я стараюсь переключиться на что-то другое. Посетить музеи и картинные галереи, погулять по улицам. Благо, я живу в очень красивом городе».

Отдохнуть, набраться новых впечатлений и снова рисовать

Книга с иллюстрациями Екатерины Тиховой на стенде издательсва на выставке в Болонье.

В Амстердаме Екатерина Тихова живет уже пять лет. По приезду в Нидерланды новосибирская художница сразу нашла рисующих людей и вместе с ними организовала встречи Sketch&Breakfast. Здесь девушки и из России, и Белоруссии, и Голландии, и Италии, и Литвы. Вместе они изучают Амстердам, находят интересные кафе, тестируют завтраки, беседуют о разном и, конечно же, рисуют. К тому же в Новосибирске существует прекрасная традиция ― Рисовальные четверги. И то, что Екатерина живет за тысячи километров от Сибири, ей не мешало собираться онлайн с новосибирцами и творить.

«Если говорить об различиях в работе иллюстратора в России и за рубежом, то они есть, и все сводятся к оплате труда художника. Иностранная иллюстрация в какой-то степени более коммерческая. И это, наверное, в первую очередь связано с тем, что российские художники работают напрямую с издательствами, а в Европе творцы работают через агентства, ― объясняет Екатерина. ― Мне кажется, российских иллюстраторов очень недооценивают. Хотелось бы, чтобы у наших художников гонорары были больше. Вместе с тем радует, что творческие люди в России стали более юридически подкованы. Еще лет семь назад с этой точки зрения было сложнее работать ― издательства заключали подчас совсем не выгодные договоры для иллюстраторов. Сегодня в России активно создаются комьюнити, художники обмениваются опытом и отстаивают свои права. Заметила, что появилось много новых иллюстраторов и в их работах явно прослеживается свобода в рисовании, чем в иностранных издательствах.  И большое количество российских иллюстраторов стало появляться в списке финалистов Международной детской книжной ярмарки в Болонье».

Сегодня Екатерина Тихова временно взяла творческую паузу, поскольку пять лет работала без перерыва. «Я в течение долгого времени отдавала себя полностью работе и не брала ничего взамен. Скорее всего, у меня произошло в некоторой степени профессиональное выгорание, ― говорит художница. ― И к тому же все мои проекты были связаны с Россией. Сейчас в силу известных нам всем обстоятельств стало тяжело работать из-за рубежа. Я элементарно не могу воспользоваться деньгами, которые получаю в качестве гонораров от российских издательств».

Отдохнуть и набраться новых впечатлений, чтобы с новыми силами приступить к иллюстрации ― так для себя решила Екатерина. А затем поняла, что она совершенно разучилась отдыхать. Первое время молодая мама пыталась заполнить свое время домашними хлопотами, начала изучать голландский язык. Со временем удалось настроить себя на настоящий душевный отдых. «Я заново учусь отдыхать ― гуляю по городу, музеям, выезжаю на экскурсии в другие города Европы, занимаюсь йогой. Могу провести время за чтением любимой книги. Рисование я не забросила, просто переключилась на пейзажи и натюрморты, в создании которых не нужно включать всю свою фантазию, а изображать на холсте то, что вижу. И я постоянно учусь. Иллюстрирование ― это такое занятие, в котором ты должен постоянно совершенствовать свое мастерство».

Есть у иллюстратора Екатерины Тиховой и заветная мечта ― написать книгу и, безусловно, проиллюстрировать ее.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *