Археологи нашли в Денисовой пещере подвеску, и доказали, что она принадлежала женщине, обитавшей здесь более 20 тысяч лет назад

Фото sbras.info

Денисова пещера в Алтайском крае является хранилищем тайн, которые постепенно разгадывают учёные. Вот – новое открытие, о нём сообщает газета «Наука в Сибири».

Исследователи Института археологии и этнографии СО РАН обнаружили в южной галерее Денисовой пещеры подвеску из клыка благородного оленя, относящуюся к верхнему палеолиту, возраст которой оценивается в 20 тысяч лет.

Современные методы исследования позволили извлечь из этой подвески не только ДНК оленя, но и ДНК её обладательницы — женщины, имевшей генетическое сходство с палеолитическими североевразийцами, ДНК которых обнаружена в Восточной Сибири.

Находка приняла участие в масштабном эксперименте по извлечению древней ДНК, выполненном под руководством сотрудников Лейпцигского Института эволюционной антропологии Макса Планка из Германии. Их, прежде всего, интересовал вопрос, каким образом человеческая ДНК могла попасть в зубы и кости животных, из которых сделаны древние артефакты, и сохраниться там в течение тысячелетий?

По словам заведующего отделом археологии каменного века ИАЭТ СО РАН члена-корреспондента РАН Михаила Васильевича Шунькова, тому, что удалось извлечь ДНК из найденного кулона, способствовала прежде всего хорошая сохранность материала в отложениях Денисовой пещеры, а также строгая методика, с помощью которой ведутся раскопки. «Расчистка находки проводилась согласно специальному протоколу, в перчатках и масках: как только кулон расчистили, он сразу же был зафиксирован и упакован должным образом для генетического анализа. Всё это позволило хорошо сохранить генетический материал, который затем исследовали специалисты из Института эволюционной антропологии Макса Планка».

Учёный пояснил далее, что ДНК североевразийской популяции палеолитического человека на Алтае обнаружена впервые, но её находили в Восточной Сибири, в частности, на знаменитой стоянке Мальта недалеко от Иркутска.

«Благодаря анализу ДНК из подвески мы получили первые косвенные свидетельства пребывания Homo sapiens не только в Денисовой пещере, но вообще на Алтае. Но костных останков Homo sapiens этого времени пока нигде на Алтае не обнаружено, — говорит Михаил Шуньков. — Также неизвестно, как представители человека разумного взаимодействовали с денисовцами, которые, по нашим данным, обитали в Денисовой пещере как минимум 300 тысяч лет. Наверняка они влияли друг на друга в культурном плане, и, скорее всего, между ними происходил генный обмен, так называемый инбридинг. В Денисовой пещере есть примеры биологического и культурного взаимодействия между неандертальцем и денисовским человеком. Можно предположить, что эти процессы происходили также между денисовцами и людьми современного типа».