Практика технологического суверенитета

Высочайшее качество и ответственность, мобильность и безопасность — кредо новосибирской компании ООО «Сибмер», лидера среди российских предприятий по обслуживанию радиологического оборудования. По итогам работы в 2022 году ООО «Сибмер» победило в межрегиональном конкурсе «Директор года Сибири. Предприятие года Сибири» в номинации «Импортозамещение высокотехнологичного медицинского оборудования». После церемонии награждения директор компании, кандидат физико-математических наук Сергей Леонидович Кошечкин рассказал, с какими проблемами сегодня сталкиваются разработчики инновационных проектов и как можно их преодолеть.

Ключевой темой прошлогоднего форума в Новосибирске «Технопром-2022» звучало понятие импортозамещения как основы восстановления технологического суверенитета России. За последний год Президент и Правительство страны разработали ряд мер стимулирующего характера для создания образцов новой медицинской техники, проведения НИОКР, субсидирования процентной ставки при закупках оборудования для ее производства, субсидирования разработки конструкторской документации для комплектующих, разработки программного обеспечения.

Но сегодня разработка государством стимулов спроса на наукоемкое высокотехнологическое медицинское оборудование значительно отстает от мер государственной поддержки его разработки.

Из этого, естественно, рождается закономерный вопрос: зачем производить новое оборудование, которое никто не собирается покупать? Как стимулировать государственных заказчиков покупать российское оборудование? И при этом, чтобы эти госзаказчики избежали упреков в несоблюдении антимонопольных и антикоррупционных правил. Как разработчику быстро вывести на рынок новую технику?

И сразу же здесь неожиданно появляется граница между разработчиками новой техники из числа малых инновационных предприятий и разработчиками из числа госкорпораций. Мягко говоря, не все представители госкорпораций рады появлению конкуренции со стороны. Противодействие со стороны зарубежных производителей было ожидаемо, но противодействие со стороны российских госкорпораций явилось полной неожиданностью.

За минувший год мало изменилась система государственной регистрации медицинских изделий, которая и раньше не была расторопной с бескрайними по срокам медицинскими исследованиями и испытаниями. А вот найти место для таких испытаний разработчику нового вида оборудования из государственных структур вряд ли кто поможет. По-прежнему российская система закупок ориентирована на поддержку иностранных производителей и контролируемый ими сервис.

Если говорить о конкретных мерах стимулирования спроса на высокотехнологичное медицинское оборудование российского производства, то ими могут стать:
1. Контракты жизненного цикла. Очевидно выгодная форма контрактов для госзаказчиков, которая позволяет в 2—3 раза сократить расходы по закупке новой техники и ее техническому обслуживанию, сократить сроки простоя, которые по линейным ускорителям еще до СВО составляли свыше 55 суток в течение одного года.

2. Пилотные проекты в рамках крупных федеральных госзаказчиков, которыми могут быть и сам Минздрав, и ФМБА.

3. Закупки со стороны и муниципальных органов в местные учреждения здравоохранения. Рост налогов и создание высокотехнологичных рабочих мест радуют глаза и уши каждого губернатора и мэра, но вот помочь оснастить предприятия и организации образцами новой техники, созданной малыми инновационными предприятиями, на местах по-прежнему сложно.

4. Льготный лизинг медицинского оборудования для государственных и частных медицинских учреждений для закупки медтехники российского производства.

5. Трейд-ин (Trade in) — выкуп старого оборудования одного вида с одновременной продажей новой техники.

6. Использование средств ФОМСа в такой форме, которая была бы выгодна и ФОМСу, и медицинскому учреждению. Это возможно. Если больница покупает российскую технику, то применять тарифы на оказание услуг при использовании высокотехнологичного оборудования с повышающим коэффициентом.

7. Компенсация части процентной ставки частным медицинским компаниям при покупке российской техники.

8. Создание региональных центров трансферта российского оборудования, технологий и программного обеспечения на базе медицинских университетов, отдельных медицинских учреждений, федеральных научных медицинских центров, получающие меры государственной поддержки, которые могли бы выступать госзаказчиками на российское оборудование.

Этот список можно расширять и расширять. Например, во многих странах, которые стимулируют импортозамещение, в частности в Индии, государство предоставляет местным компаниям государственную гарантию на покупку определенного количества единиц создаваемой техники. Под эту госгарантию можно и кредит привлечь, и найти другое финансирование, и, главное, спокойно работать.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *