Общество для всех: социализировать нельзя оставить. О трудоустройстве инвалидов с ментальными нарушениями

В инклюзивной кофейне «Шарлотка» в Новосибирске проходят мастер-классы для людей с ментальными особенностями. Фото со страницы заведения Вконтакте

Сразу несколько дискуссий о необходимости трудоустройства людей с инвалидностью, в том числе с ментальными нарушениями, состоялось этой весной в Новосибирске по инициативе общественных организаций. Истина, которая рождалась в тех спорах, при кажущейся очевидности ответа, была не такой уж однозначной.

Право на труд, как известно, относится к основным правам человека. При этом труд должен быть свободен, безопасен и доброволен.


Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (Конституция Российской Федерации, ст. 37).


Слово «каждый» в Конституции, безусловно, относится и к людям с инвалидностью. Необходимо отдать должное: государство предпринимает меры для обеспечения этого права, в том числе обязывает работодателей трудоустраивать инвалидов, есть даже установленные квоты. Самим людям с инвалидностью всячески содействуют центры занятости, приняты специальные программы по созданию условий для трудоустройства инвалидов, действуют меры господдержки.

Но так ли свободны особенные люди в выборе профессии и рода деятельности? И если подходящая работа нашлась, что еще необходимо обеспечить, чтобы трудоустройство состоялось?

Во многом ответы на эти вопросы зависят от нозологической группы и возможностей самого человека. Так, людям с проблемами опорно-двигательного аппарата, как правило, на рабочем месте необходима правильная организация пространства: пандусы, определенная высота стола, специально оборудованный санузел. Другое дело, что выйти из квартиры и добраться до места работы ― тоже полоса препятствий.

Рабочее место для инвалида по зрению также требует дополнительных мер по организации труда, адаптации основного и вспомогательного оборудования, оснащения тифлотехническими средствами, при необходимости ― специальным программным обеспечением. Необходимо позаботиться и о разметке дверных проемов, поверхностей стен и пола для лучшей ориентации в здании.

Для слабослышащих людей такие материальные вложения не нужны, но руководство и коллектив должны быть готовы к особенностям мировосприятия и коммуникации инвалидов по слуху: рабочие вопросы необходимо разъяснять максимально полно и точно, с четкой артикуляцией.

Совсем иное дело ― лица с ментальными нарушениями. Именно по поводу трудоустройства таких людей мнения экспертов разошлись диаметрально.

Соревнования по плаванию для «солнечных» детей в Новосибирске. Фото: downsyndrome.ru

Павел уже совершеннолетний. Но «инвалид с детства» ― это навсегда. У Павла синдром Дауна ― одна из самых распространенных генетических аномалий, с которой, по статистике ВОЗ, рождается каждый семисотый-восьмисотый ребенок. Причем появиться такой малыш может в любой семье: национальность, социальный статус, уровень дохода, географическое положение и другие факторы не имеют значения.

Детей с синдромом Дауна называют «солнечными» ― за открытость, непосредственность и доброту, которые сохраняются на всю жизнь. Да, они плохо концентрируются и часто бывают рассеянными, а из-за небольшого объема кратковременной памяти им приходится учиться усерднее. Есть проблемы с коммуникацией и эмоционально-волевой сферой.

Обучаются российские дети с ментальными нарушениями, в большинстве случаев, в коррекционных школах. И если в этот период жизни ребенок постоянно чем-то занят и окружен людьми, то после окончания учебы возможность общаться и быть вовлеченным в жизнь заканчивается, он оказывается вне социума, зачастую в полной изоляции, и постепенно утрачивает базовые знания и социальные навыки, полученные в процессе обучения. Конечно же, есть реабилитационные центры, общественные организации и волонтеры, можно заниматься спортом или творчеством, но это лишь небольшая часть жизни, и она не учит человека выживать самостоятельно, зарабатывать самому, брать на себя ответственность за свою судьбу. В будущем, без поддержки родителей, его ждет лишь один путь ― во взрослый психоневрологический интернат.

Получение профессии и трудоустройство ― самый оптимальный и, пожалуй, единственный выход из ситуации для людей с ментальными нарушениями, это их шанс, ― уверены в городской общественной организации инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ».

Люди с этой особенностью ― и это мировая практика ― могут качественно выполнять рутинные рабочие операции, требующие усидчивости и скрупулезности, так как для них характерен педантизм, они «аккуратисты», что пригождается при работе в архивах, гардеробах, прачечных, на складах магазинов и т. д. Да, среди таких людей известны случаи успешной реализации в изобразительном искусстве, актерском мастерстве, спорте и других сферах ― но это скорее счастливые исключения. В нашей реальности перед «даунами» обычно стоит выбор между призваниями обувщика, сторожа, переплетчика, уборщика помещений.

Павел уже попробовал несколько профессий. Он убирал кинозал «Синема» после сеансов, варил кофе в кафе «Шарлотка» ― это единственный «коммерческий» проект в истории реального трудоустройства ребят организацией «Даун Синдром».

Саша — инклюзивный бариста «Шарлотки». Фото со страницы кофейни Вконтакте

«Люди с синдромом Дауна ― это очень благодарная сфера, потому что они прогнозируемые. Все их особенности изучены и известны. И если таким человеком правильно заниматься, он может быть хорошо социализирован и успешно освоит трудовой процесс, ― рассказывает Татьяна Есипова ― мама Павла и создатель организации «Общество «Даун Синдром». ― На сегодняшний день у нас пять человек с синдромом Дауна уже работают. И подготовлено шестое рабочее место».

Каждому такому особенному специалисту, по словам Есиповой, требуется сопровождающий ― тот, кто находится между работником с ментальными нарушениями и работодателем. Это может быть сотрудник центра занятости: в ЦЗН есть алгоритм работы с лицами с ментальными нарушениями. Это может быть общественная организация.

«Сопровождающий помогает и той и другой стороне преодолевать психологические и организационные барьеры, ― рассказывает Татьяна Павловна. ― Мы обучаем трудовой коллектив ― как всё это будет происходить, и мы же готовим этого человека к работе».

Алина — инклюзивная бариста «Шарлотки». Фото со страницы кофейни Вконтакте

Кроме того, необходим куратор ― представитель трудового коллектива, который сможет дать инвалиду необходимые профессиональные навыки. Особенность людей с синдромом Дауна: для правильного выполнения всех задач им необходима четкая и пошаговая инструкция ― что и в каком порядке требуется сделать. Инструкция корректируется под задачи дня: например, под расписание сеансов в кинотеатре, перед которыми необходимо убрать зал. Если что-то в мероприятиях пойдет не по плану, человек с синдромом Дауна может запутаться в очередности задач, так как логическая сфера у таких людей обычно нарушена и в непредвиденных обстоятельствах они теряются.

Есть рекомендации для работодателей и по оборудованию рабочего места, и по правильному установлению контакта, и по выстраиванию деловых отношений в коллективе: так, задания инвалиду должен давать только один человек ― наставник.


Для того чтобы добраться до работы, многим людям с ментальными нарушениями требуется помощь родителей или других сопровождающих.

Нагрузка обычно рассчитывается индивидуально, исходя из нозологической группы и возможностей самого человека, степени нарушений.

Рабочий день не должен превышать шесть часов, оптимально ― четыре, а каждые полтора часа положен короткий перерыв.

Чтобы человек с ментальными нарушениями мог полноценно отдохнуть во время перерыва, у него обязательно должно быть свое рабочее или другое отдельное место.


Многие задаются вопросом: а зачем этим людям работать? А главное ― работодателям это зачем, какая выгода? Ответ, видимо, только такой: социальная ответственность перед обществом, и еще ― личное отношение к этой проблеме руководителя предприятия.

Хотя и выгоду тоже можно найти, ― уверяют общественники.

«Любой работодатель может подобрать для этого человека такую рабочую функцию, с которой тот справится, и закрыть при этом вакансии, на которых не хотят работать «здоровые» люди, ― объясняет Татьяна Есипова. ― Когда мы встречаемся с работодателями, первое, что выясняем: что в этой организации есть такого… «муторного», однотипного, что никто не хочет делать. Например, рутинная работа с бумагами: разложить, подшить, отнести. Со всеми нашими работодателями был процесс поиска таких вот функций».

В итоге в областной библиотеке нашлись работы, в выполнении которых библиотека действительно нуждалась, ― уход за книгами. Причем сейчас там трудятся сразу несколько человек с синдромом Дауна: занимаются обеспыливанием и перемещением книг в архивах, оцифровывают газеты для создания электронных версий.

Два человека нашли работу упаковщиков готовых обедов для нуждающихся.

А еще ребята с инвалидностью попробовали составлять букеты и убирать остатки растений в известной флористической школе. Помогали при сборке большой новогодней елки ― огромное множество веток необходимо было перенести, помыть, сложить.

Об их работе в кафе «Шарлотка» известно в нашем городе многим. Это была инициатива самих предпринимателей. Ребят обучили по профессии бариста, объяснили, как готовить кофе, и предоставили рабочие места. Трудоустройство состоялось при поддержке государства, обеспечившего работников с инвалидностью зарплатой.

Кстати, рабочие навыки, необходимые для конкретного предприятия, общественная организация тоже поможет сформировать. В сотрудничестве с одним из колледжей для ребят с инвалидностью проводится профориентационное тестирование, а затем ― профессиональные пробы, с выполнением конкретных рабочих операций. При необходимости образовательное учреждение может разработать краткосрочную программу для подготовки специалистов с необходимыми работодателю навыками.


В Новосибирской области, помимо федеральных мер, действует своя программа по сопровождению инвалидов при трудоустройстве, направленная на повышение трудовых способностей людей с инвалидностью разных нозологий. Предусмотрены профессиональная ориентация, социальная адаптация на рынке труда, обучение, работа с работодателем и трудовым коллективом, создание тренировочных рабочих мест: работодатель может в течение четырех месяцев присматриваться к особенному работнику, оценивать готовность трудового коллектива его принять и по завершении срока решить ― трудоустраивать ли этого человека. В проект включены и субсидируемые мероприятия для содействия работодателям. Так, государство возмещает работодателю расходы по оплате труда инвалида, а при необходимости ― и оплате труда наставника.


Немаловажно также, что организация работодателя может получить статус социального предприятия, если инвалидами являются не менее половины сотрудников (не менее двух полных ставок). Социальные предприятия получают государственную поддержку, льготные займы, гранты.

Кадр из телесериала «Хороший доктор», посвященного врачу с аутизмом

Аутисты, как пояснил руководитель другой общественной организации (Региональной общественной организации многодетных семей и семей с детьми «Вектор») и отец семерых детей Андрей Андреев ― это совсем другая история. Точнее, история-то одна: ментальные нарушения, но подход для таких людей к вопросам социализации должен быть совершенно иной.


Расстройства аутистического спектра (РАС) ― это пожизненные нарушения развития нервной системы, возникающие на самых ранних этапах онтогенеза. Основные особенности РАС ― постоянные трудности в вербальной и невербальной коммуникации, ограниченные повторяющиеся модели поведения, интересов или деятельности. В докладе Всемирной организации здравоохранения сообщается, что глобальная медианная распространенность РАС составляет 62/10000, то есть один ребенок из 160 страдает нарушением аутистического спектра. Официальный диагноз получает гораздо меньшее число людей.


Аутисты ― это люди, которые способны на многое. О необычных интеллектуальных способностях людей с аутизмом сняты кинофильмы и написаны книги. Но социализация в привычном всем понимании ― как процесс принятия человеком действующих в обществе правил и норм, подстраивания под общество, для таких людей, по мнению Андрея Андреева, не только не нужна, но даже и противопоказана.

«Для людей с аутизмом применима только интеграция, ― поясняет общественник. ― При таком подходе, в отличие от социализации, не нужно подстраиваться под общество. Человек может входить в него на своих собственных правилах, а задача общества ― принять его таким, какой он есть, и предоставить возможности для самореализации. Мозг обычного, «нормотипичного» человека пластичен, он может подстроиться под среду, а человеку с РАС это сложно. У них нет правил, нет клише, они свободны. И именно это делает их творцами».

Сейчас, по словам Андрея Борисовича, как раз такое время ― время «штучных» людей. И аутисты с их уникальными особенностями становятся как никогда востребованными.


Высокий уровень интеллекта у аутистов связывают с отсутствием у них процесса атоптоза нервных клеток (отмирания лишних нейронов при формировании мозга плода). Как результат: в головном мозге аутистов остается большое количество дополнительных клеток определенного вида. Поэтому такой ребенок имеет задержку в эмоциональном развитии, но начинает проявлять исключительные способности в других сферах.


«Зачем заставлять таких людей подстраиваться под большинство, заставлять идти работать? ― задается вопросом общественник. – У них нет потребности выходить из дома, находиться в коллективе. Тем более сейчас есть IT-технологии, и можно быть причастным ко многим вещам прямо из дома. В интернете есть всё, что необходимо: есть книги, знания, литература, общение ― всё в удаленном доступе. Сейчас аутисты ушли в интернет, они там живут, там общаются. Среди них много хакеров. Ведь они мотивированы и интеллектуальны».

Говоря как об аутистах, так и о других людях с ментальными нарушениями, Андрей Андреев отмечает: «У таких людей нет потребительских притязаний, как у большинства нормотипичных людей, им не нужны лишние материальные ценности, им достаточно только самого необходимого, обычного человеческого комфорта. А значит ― серьезного стимула работать у них нет».

Тем не менее аутисты, по словам эксперта, тоже вполне успешно трудоустраиваются и находят себе применение в профессиональной сфере. Главное условие их трудоустройства: с такими людьми нельзя работать массово, необходимо выявить для каждого именно его склонности, способности и интересы. Аутистам не подходят массовые профессии, им ближе занятия, требующие индивидуальности.

Итак, резюмируем: если у работодателя появилось желание принять на работу человека с синдромом Дауна, аутизмом или другими ментальными нарушениями, он может обратиться либо в общественную организацию инвалидов, либо в любой центр занятости населения. Специалисты проанализируют рабочий процесс на предприятии и помогут выделить те функции, которые потенциально способен исполнять «особенный» сотрудник, окажут все необходимое содействие в организации процесса его трудоустройства.

Ведь согласитесь: за символическую, на уровне МРОТ, оплату, можно принести реальную пользу своей организации, закрыв невостребованную другими людьми вакансию, и сделать при этом важное, порой судьбоносное для кого-то доброе дело…

Ирина Ледовских

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *