Социальные сети как начало пути к далёкому прошлому

Ю. Воронов

В ХХ веке революция в общении между людьми произошла, когда обычную почту заменила почта электронная. Нынешний век принёс социальные сети как ещё более продвинутый способ общения. Новые технические средства общения привели не просто к увеличению объёма информации, перерабатываемой каждым человеком, а одновременно — к отказу от использования традиционных каналов её поступления.

В наибольшей степени пострадало чтение.

По данным ВЦИОМ, на текущий год 30% россиян за год не прочитали ни одной книги. По тем же данным, 75% россиян бывают в библиотеке реже одного раза в год или никогда. 30 лет назад таковых было 58% . Речь идёт об использовании ограниченного ресурса, а именно человеческого времени. Книги, журналы и газеты занимают всё меньшую его долю.

Выдающийся писатель-фантаст Рэй Брэдбери в книге «451о по Фаренгейту» описал переход общества в Средневековье, связанный с тем, что правители запретили читать книги, заменили их интерактивным телевидением. В результате осталось небольшое сообщество людей, помнящих некоторые книги. Они надеются, что это знание пригодится в будущем.

В Средневековье умение читать считалось привилегией знати. Иметь в своем доме книгу могла только самая обеспеченная семья.

Уход от чтения — не просто замена одного информационного канала на другой. При чтении идут одни мыслительные процессы, при общении в социальных сетях — совсем другие.

После длительного общения в социальных сетях на серьезные, глубокие тексты переключаться оказывается сложно даже для тех, кто профессионально занимается изучением литературы. В результате длительного пребывания в социальных сетях теряется не только навык чтения длинных текстов, но и накопленная годами способность осмысления их содержания.

Для таких новых людей стирается разница между научным историческим знанием и «открытиями» альтернативной истории. Взять, например, блог строителя и хироманта Юрия Абарина на Youtube, в котором можно убедиться в том, что в мавзолее похоронен не В. И. Ульянов (Ленин), а его американский двойник, а сам псевдоним «Ленин» всегда принадлежал не Ульянову, а его противнику Мартову (Цедербауму). Между прочим, подписчиков у Ю. Абарина не так уж мало, 7,5 млн. чел.

Данный процесс подталкивается стремлением разнообразить общение (как непосредственное, так и дистанционное) оригинальными идеями без особого разбора, кому эти идеи принадлежат. Место научного знания занимает мифологическое сознание, курсирующее внутри ограниченного круга лиц.

Конструирование параллельной реальности в компьютерных сетях не ограничивается альтернативной историей. Формируются авторитеты для узкого круга «своих», которых не признают непосвящённые. Как тут не провести аналогию со средними веками, когда в каждом городе был свой святой, не признававшийся в других городах.

В средние века формирование локальных сообществ шло по причине низкой мобильности населения, слабой системе транспорта и т. д. В современной жизни фактор территориальной компактности перестал действовать, но тут же появились способы его компенсации. В социальных сетях у каждого участника есть предыстория: на какие сайты он заходил, что скачивал, с кем общался. Если такой человек начинает искать новую информацию или новых собеседников, поисковая система учитывает это его «наследие».

В результате спектр обсуждаемых мнений и идей сужается ровно так же, как он сокращался в средние века, когда преобладающие контакты были лишь с соседями или с жителями своего города. Технические средства другие, а результат ограничения тот же.

Независимо от социальных сетей. Предсказания о новом средневековье

Великий философ Николай Александрович Бердяев предсказал, что в будущем мир придёт к новому средневековью. Это предсказание начинает сбываться на наших глазах. Правда, не совсем так, как предвидел философ.

Начнём с цитаты и её осмысления: «Новым средневековьем я называл ритмическую смену эпох, переход от рационализма новой истории к иррационализму или сверхнационализму средневекового типа. Пусть просветителям новой истории это представляется мракобесием. Меня это мало беспокоит. Я думаю, что сами эти просветители — люди в высшей степени «отсталые», что образ мыслей их совершенно «реакционный» и целиком принадлежит отживающей эпохе. Я исхожу из глубокого убеждения в том, что нет возврата ни к тому образу мыслей, ни к тому строю жизни, которые господствовали до мировой войны, до революции и потрясений, захвативших не только Россию, но и Европу и весь мир.

Все привычные категории мысли и формы жизни самых «передовых», «прогрессивных», даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего».

За рубежом концепция «возвращения средних веков» стала популярной после публикации работ Н. А. Бердяева в Германии в 1924 г. И она повлияла на многие общественные науки, практически не коснувшись науки советской, которая руководствовалась совсем другими идеалами.

В 1968 г. было создано объединение исследователей (аналитический центр), названное Римским клубом. Основали его итальянский промышленник Аурелио Печчеи и британский химик Александр Кинг, который тогда был генеральным директором по вопросам науки ОЭСР. Римский клуб ставил целью посредством своих докладов привлечь внимание мировой общественности к глобальным проблемам.

Наиболее известным до сих пор остаётся первый доклад Римскому клубу, «Пределы роста». Основная идея доклада была в том, что при сохранении современных темпов роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов, в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста. Население и объемы производства перестанут расти.

Собственно говоря, отсутствие экономического роста — это уже почти возврат к средневековой экономике, когда каждый день будет похож на предыдущий.

Состояние глобального равновесия, согласно первому докладу Римскому клубу можно установить на уровне, который позволяет удовлетворить основные материальные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного потенциала. Чем раньше вступить на путь к равновесию, тем больше шансов на успех. Но прямых прогнозов возврата к средневековой экономике в этом докладе не было. Эта линия шла параллельно.

За год до выхода «Пределов роста» итальянский программист Роберто Вакка опубликовал книгу «Ближайшее средневековое будущее. Упадок больших систем». Он ссылался на то, что вдохновила его на этот труд деятельность Римского клуба, хотя первый доклад его тогда еще не появился. Современное общество Р. Вакка описывает как общество потребления, состоящее из совокупности сложных экономических, политических, социальных и технологических систем. Каждая из них не может считаться надёжной. И если хотя бы незначительная часть этих систем потерпит «случайный крах», то обвалится и вся построенная на них техногенная западная цивилизация.

В результате вновь восстановится средневековая система отношений, где союзы между местными властями будут опираться на компромисс, а не на обязательный для всех закон. Эта система отношений будет тотальной, то есть она будет касаться как многополярного миропорядка, то есть равных отношений между странами, так и дружеских отношений, формирования групп по интересам между людьми. Кстати, наше отношение к международным санкциям (и по отношению к России, и к другим странам) было бы несколько иным, если бы они воспринимались не как частное отклонение от сложившихся норм, а как часть общего проникновения средневековой идеологии в современную международную жизнь. То же касается так называемых «двойных стандартов».

В 1986 г. вышла еще одна книга Роберто Вакки, «Ближайшее ренессансное будущее», которая, в отличие от первой, вызвала бурное обсуждение. В нём принял участие известный писатель и исследователь Умберто Эко. В 1972 г. он написал статью «Средние века уже начались» (на русский язык переведена только в 1994 г.). В ней он отметил множеств сходных черт между современностью и средневековьем. Впоследствии число их было увеличено в книге «Полный назад».

В частности, объединяющей чертой является распространение суеверий. Сопоставимыми с верой в Бога единого и всемогущего становятся верования в экстрасенсов и инопланетян. Университеты в странах западного мира становятся всё более похожими на монастырские ордена. Этот процесс превращения университетов в подобие монашеских общин упоминается и в книге Роберто Вакки, только там он описывается как желательный.

Умберто Эко анализирует его же как процесс по многим приметам реально начавшийся. И социальные сети — техническое средство, появившееся как раз к месту и ко времени.
В силу восстановленной (по средневековому типу) прозрачности государственных границ возродились кочевники средневековья. Правда, превратились они в международных туристов. Умберто Эко проводит даже аналогию между ролью современных США и Римской империей, с развала которой средние века в Европе и начались.

Знаковым проникновением средних веков в современность Умберто Эко считает также международный терроризм, который проявил себя во всей полноте 11 сентября 2001 г. атакой на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Но самой главной чертой, какая свидетельствует о приходе нового средневековья, он считает распространение неуверенности рядового человека в своём завтрашнем дне.

Большинство бывших советских людей связывают этот скачок неуверенности исключительно с переходом страны к рыночной экономике и её распадом. Но оказывается, что резко увеличившаяся неуверенность в будущем — совсем не российская специфика, а международное явление, коснувшееся людей в последнее время во всех уголках мира.

Наконец, ещё один штрих, подмеченный уже упомянутым социологом и антропологом Клодом Леви-Строссом. Это — бурное распространение мифологического мышления, когда ради упрощения понимания мира человек рассматривает всё вокруг сквозь призму элементарных противопоставлений. Примеры тому: «низ–верх», «друг-враг», «хорошее-плохое». Такое упрощение невозможно без вплетения в него эмоций и образов, которые начинают доминировать над понятиями и категориями. Отсутствие переходов и полутонов убирает из жизни сложность, противоречивость, неоднозначность. И, что удивительно, делает её цельной и понятной.

Это мнение выдающегося русского учёного Павла Флоренского. Он был искренне убежден в том, что «обездушенная цивилизация», в которой приходится жить, исчезнет и наступит эра новой культуры, «будущего цельного мировоззрения».

Умберто Эко также положительно оценивает наступление эры «нового средневековья» как «залог дальнейшего развития, время создания новых идей, новых перспектив и нового человека». В этом двое мыслителей не одиноки. Размышления о будущем человеке, лишённом психологических недостатков человека современного, занимают многих.

И в заключение этой темы. Современную Россию стали сравнивать со средневековым обществом и напрямую. В 2008 г. вышли две книги с такими сравнениями:
В. Э. Шляпентоха «Современная Россия как феодальное общество» и С. Г. Кордонского «Сословная структура постсоветской России». В них эмоциональная оценка такого сходства явно отрицательная. При всём искреннем уважении к авторам этих сравнений, считаю, что это — фальстарт, преждевременное начало движения. Слишком мало накоплено результатов исследований для таких аналогий.

Вместе с тем негативные оценки возможного перехода к средневековью характерны именно для российской научной традиции и для российских социальных сетей. Дело доходит вплоть до поисков путей ухода от такой возможности. Причина, на мой взгляд, в том, что отечественная историческая наука практически не прорабатывала историю средних веков во всей полноте, ограничиваясь лишь одиночными исследованиями средневековой культуры. За рубежом эти исследования велись настолько интенсивно, что результаты этих исследований перешли в публицистику и в художественные произведения.
Ранее принято было называть средневековье «тёмными веками», да и оставлять их в покое. Сейчас не так.

Всплеск привлекательности средневековья в массовой культуре

На процесс лавинообразного роста привлекательности кратких сообщений и практики общения в социальных сетях накладывается явное увеличение интереса к средневековой культуре, проявляющееся в самых разных сферах. Связаны ли эти два процесса — предмет дальнейшего изучения. Но сам факт, что они развиваются параллельно и одновременно, уже примечателен.

Средневековые образы символы и персонажи сейчас используются в кино, в рекламе, компьютерных играх и других элементах современной повседневности. Появился особый литературный жанр — средневековые сюжеты, преобразованные в сказки.

Людей привлекает простой мир средневековых людей, связанных благородными отношениями и живущих в гармонии с окружающим, не всегда дружелюбным миром, с их понятными целями и привязанностями. Мечта о таких отношениях в будущем превращается в любовь к выдуманному прошлому.

В России, например, мультфильмы, сделанные в этом жанре по инициативе сверху, неожиданно стали пользоваться большой популярностью: серия про трёх богатырей, «Иван Царевич и серый волк», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и другие. Но в этом Россия не одинока, достаточно вспомнить существующие во многих странах общества поклонников творчества Джона Рональда Толкиена. Кстати, а почему бы нам не задуматься о том, по какой причине завоёвывает дальний космос не предприимчивый бизнесмен типа Илона Маска и не убеждённый коммунист, а человек, извлечённый из средневековья, живущий не по законам, а по понятиям?

Конечно, вряд ли кони русских богатырей посетят большинство сайтов Рунета, но от симпатии к превращённому в сказку средневековью уже никуда не денешься.

Юрий Воронов

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *