Главный «рулевой»: специалист новосибирского метро рассказала о секретах движения электропоездов

Фото: Константин Кутузов

Новосибирский метрополитен начинается не со входа на станцию, и вовсе не с платформы или вагонов с удобными креслами. Подземка начинается с людей, которые подготавливают к движению маршруты для электропоездов, открывают светофоры и производят маневровые передвижения. Всё это в круглосуточном режиме должны обеспечивать дежурные станционного поста централизации. Они не видны пассажирам, но их работа очень важна. На этом ответственном посту в электродепо «Ельцовское» трудится Оксана Бородихина, которая уже 15 лет дистанционно управляет стрелками и сигналами в пределах парковых путей. ЧС-ИНФО побывал на рабочем месте главного «рулевого» в метродепо и подсмотрел как обеспечивается точное движение электропоездов.

Провожая и встречая электропоезда

Большинство служб Новосибирского метрополитена не спят даже ночью. Так и дежурный станционного поста централизации работает в четырехсменном графике – день и ночь, затем, так называемый, «отсыпной» и выходной. Смена длится 12 часов. При этом Оксана Викторовна постоянно находится на своем рабочем месте и не должна покидать пост. В начале смены дежурная станционного поста централизации (СПЦ) обязана ознакомиться с планом предстоящей работы, поездным положением, вновь поступившей документацией. Проверяет укомплектованность графика движения, связь, работоспособность аппарата управления. Оформляет запись о приеме дежурства и отпускает своего уставшего коллегу домой.

Перед глазами дежурного всегда табло со схемой парковых путей. В доступности вытянутой руки – пульт-манипулятор. С помощью кнопок, переключателей и происходит непосредственное управление стрелками. Со знаем дела Оксана Бородихина прокладывает маршрут для очередного подвижного состава. Белые пунктирные линии — это условные пути поездов. О переводе стрелочных путей сигнализирует стрелочка на пульте. Есть на табло и красные линии – это малодеятельные участки, а значит электропоезда туда вообще не заезжают. Они предназначены для дрезин, и те бывают там не часто, а только, исключительно, для выполнения необходимых работ.

Всему этому оборудованию, с помощью которого дежурная прокладывает маршруты и обеспечивает точный выход и заход составов в парк, — порядка сорока лет. «Несмотря на свой долгий срок службы, вся техника работает исправно», — говорит Оксана Бородихина, и уточняет, что кроме табло и пульта в арсенале дежурного есть и другие технические устройства. Всегда под рукой диспетчерская трубка, с помощью которой оповещаются работники на путях. «Также с помощью раций мы держим связь с машинистами поездов, но только с теми, которые находятся в депо», — и Оксана Викторовна взяла трубку и продемонстрировала возможности радиосвязи с локомотивными бригадами.

Линии, цифры, графики и точность

На табло в кабинете дежурного СПЦ загорается белая полоса – значит маршрут проложен. Светофор открывается на разрешающее показание. По этим сигналам и частотам, которые подаются в рельсовые цепи, машинисты выводят свои составы. Единовременно на маршрутах работает порядка семнадцати электропоездов.

«Оттуда каждое утро электропоезда метрополитена выезжают на линии, — Оксана Бородихина указала на с десяток синих ворот электродепо, которые виднеются из окна ее поста. — Моя работа состоит в том, чтобы поезда отправлялись на линию в соответствии с графиком. Утром отправляем их на маршруты, а вечером принимаем все составы, которые заходят в депо на ночной отстой. Дежурный электродепо дает нам составленное заранее расписание, согласно которому поезда и выходят на маршруты. Также в дневное время происходит формирование хозяйственных поездов, которые выходят в ночь на линию. Все это происходит здесь же в нашем парке».

Но самое важное в работе дежурного СЦП оперативно действовать во время внештатных ситуаций. В этот самый момент диспетчер должен скоординировать работу с наименьшими потерями времени, а Оксана Викторовна сделать маневры по его команде. Такие внештатные случаи могут возникнуть по разным причинам. Неисправности устройств, составов, падение пассажиров на путь и даже забытые пакеты в вагонах – всё это может вызвать задержку движения. Также Оксана Бородихина ведет наблюдение за портальными воротами, которые ведут в тоннель метрополитена. «На них установлено устройство контроля для прохода в тоннель — УКТП. Как только работники электродепо заходят в тоннель, этот датчик сразу же срабатывает. Может и посторонний человек забрести в опасную зону, о таких происшествиях также сообщает УКТП. Пусть и редко, но такое случается. В таких случаях необходимо принять срочное решение по выведению постороннего из тоннеля», — говорит специалист.

В новосибирском метрополитене две ветки, которые ведут на станцию «Красный проспект», далее поезда разъезжаются на «Заельцовскую», в сторону «Карла Маркса» или на Дзержинскую линию. И все составы необходимо вовремя вывести на линии. «В течение дня мы также варьируем выход и заход электропоездов, учитывая пассажиропоток. К примеру, в 16 часов на линию выводятся дополнительные составы, чтобы уменьшить интервал движения поездов в пиковое время. После 19 часов, когда пассажиров становится меньше, часть поездов возвращаются в депо. В выходные дни интервал между поездами тоже чуть побольше, потому что поток пассажиров ниже, чем в рабочие дни. Есть также вариантные графики движения поездов в праздничные дни, согласно которым метрополитен может перевозить пассажиров до часу ночи», — уточнила дежурная.

Ответственность и аналитический склад ума

Круглосуточно Оксана Бородихина взаимодействует с несколькими службами. Ночью заходят механики, которые обслуживают светофоры и стрелки, свою задачу выполняет служба пути. Каждый специалист, которому предстоит выполнять свою работу, должен записаться в дежурный журнал. В соответствии с этими записями энергодиспетчер по заявке дежурной снимает напряжение с контактного рельса. И только тогда, когда она объявит об этом по громкой связи, коллеги могут начинать обслуживание парковых путей. «Пока напряжение не снято, специалисты не пойдут работать на контактный рельс. Ведь он под напряжением!», — подчеркнула дежурная.

На рабочем месте Оксана Викторовна чувствует себя уверенно. В этом дежурному станционного поста централизации помогает железнодорожное образование – она закончила СГУПС по специальности «Управление процессами перевозок». В работе часто выручает и большой опыт. Оксана Бородихина трудится в Новосибирском метрополитене с 1995 года. Сначала была контролером на станции «Студенческая». Затем сдала экзамены на должность дежурной по станции и перешла на «Гагаринскую» и «Октябрьскую», а после дольше всего проработала на «Красном проспекте». И только в 2008 году специалист пришла в электродепо «Ельцовское» на место дежурного станционного поста централизации.

Особенно важен в работе дежурного аналитический склад ума. Ему необходимо знать огромное количество инструкций и уметь руководствоваться ими в своей работе. Кстати, ежегодно дежурные СПЦ подтверждают свои знания по электробезопасности и раз в три года — по охране труда и безопасному движению поездов. Ко всему прочему Оксана Викторовна выделяет еще и другие главные в этой работе качества – ответственность и стрессоустойчивость. Как она отметила, в электродепо работают специалисты очень высокого класса. «Важно уметь четко контролировать ситуацию, а для этого нужны еще и «стальные» нервы», — говорит дежурная.

«Коллектив сложился за много лет, поэтому нет текучки кадров, — продолжает Оксана Бородихина. – Помимо меня в должности дежурного станционного поста централизации посменно трудятся еще четверо коллег». Несмотря на то, что дежурными здесь работают преимущественно женщины, специалисты других служб в электродепо «Ельцовское» в основном мужчины. По словам Оксаны Викторовны, это, в большинстве случаев, — большой плюс. Мужское плечо ценно в любой работе, особенно если профессия не совсем женская. «Все мы сработались в одну слаженную команду», — с уверенностью говорит она. В парке находится время и досуговым мероприятиям. На территории электродепо есть собственное футбольное поле и каждый год здесь традиционно проходят соревнования между службами. В свободное от работы время спортсмены метрополитена проводят и тренировки. Сама Оксана Бородихина и ее сменщики, конечно, в состав команды не входят, но не прочь поболеть за своих коллег.

Стабильность и комфорт

Оксане Викторовне много раз предлагали продвинуться по карьерной лестнице. Но она всегда отказывалась. «Мне очень комфортно в должности дежурного по депо. Нравится весь этот процесс, работа мне приносит большое удовольствие. Наверное, поэтому я уже 15 лет работаю на одном месте», — говорит дежурная.

Несмотря на ночные смены, которые порой даются тяжело, сменный график в работе Оксане Бородихиной нравится. «Остается много времени для семьи, занятий спортом и хобби, — говорит специалист. Кстати, сама она пошла по стопам родителей – у Оксаны Викторовны мама работала старшим оператором на одной из станций метро. Говорит, что в подземке и сейчас трудятся ее родственники. Работает здесь же и муж — машинистом электропоезда.

Большинство специалистов остаются работать в метрополитене на долгие годы из-за стабильности в оплате труда.  «Зарплату платят без задержек. Дополнительно выплачивают ежеквартальные премии. К праздникам также получаем дополнительные выплаты ко Дню железнодорожника, а также есть 13-я премия к Новому году. Кроме этого, профсоюзный комитет постоянно предлагает путевки на Юг, на Алтай и в санатории. Детям выделяют подарки на Новый год, билеты в цирк и театр, — отмечает дежурная электродепо. Это, как считает Оксана Бородихина, еще один важный фактор, который дает ощущение уверенности в будущем.

 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *