Действительно ли необходимо поднимать тариф на проезд в новосибирском метро?
Ранее ЧС-ИНФО писал, что эксперты уверены: стоимость проезда в метро Новосибирска необходимо поднимать. Публикуем разъяснения Новосибирского метрополитена по поводу необходимости увеличения тарифа на проезд в подземке.
Чтобы оценить масштаб затрат в МУП «Новосибирский метрополитен», предлагается ознакомиться с основными расходами предприятия за 9 месяцев 2023 года. Они составляют 1674,5 миллиона рублей, в том числе: фонд оплаты труда – 735,2 миллиона рублей, налоги с ФОТ – 231, 6 миллиона рублей, материалы – 59,8 миллиона рублей, амортизация – 117,9 миллиона рублей, электроэнергия – 142,7 миллиона рублей, капитальный ремонт – 179, 5 миллиона рублей, текущий ремонт – 90,0 миллиона рублей. При этом необходимо учесть, что метрополитен распоряжается только собственными средствами и не получает каких-либо дотаций.
За 37 лет эксплуатации в метрополитене с каждым годом возрастает степень изношенности основных средств — подвижного состава, путевого хозяйства, эскалаторов, энергетического и другого оборудования, но стоимость проезда не позволяет в полном объеме реализовывать потребности технического обновления, проведения капитального и текущего ремонтов основных сооружений, устройств и оборудования.
В настоящее время безотлагательного выполнения требуют следующие программы по модернизации, ремонту и техперевооружению:
- программа по капитальному ремонту вагонов метрополитена (средняя стоимость ремонта одного вагона – 20,0 миллиона рублей);
- программа по капитальному ремонту эскалаторных станций (производственная потребность ремонта 3 эскалаторов в год, в соответствии с пробегами, при средней стоимости ремонта одного – 14,0 миллиона рублей);
- программа по капитальному ремонту тоннельных вентиляторов метрополитена двухступенчатых (ВОМД) — производственная потребность в ремонте 4 вентиляторов в год (из 39 имеющихся) при средней стоимости ремонта одного – 15,0 миллиона рублей;
- программа замены участков кабельных линий 10 кВ внешней сети электроснабжения станций (производственная потребность ремонта 8,5 километра в год, стоимость работ – 30,6 миллиона рублей);
- программа замены верхнего строения пути (производственная потребность замены двух километров рельсов в год, стоимость – 19,0 миллиона рублей);
- другие работы, требующие неотложного выполнения.
Тариф за последние годы повышался нерегулярно (несмотря на ежегодную инфляцию) и в размерах, не соответствующих потребностям для поддержания нормальной эксплуатации предприятия. С тарифом 20 рублей метрополитен функционировал с февраля 2015 до декабря 2018 – практически 4 года! Тогда тариф подняли на 2 рубля до 22 рублей. А увеличение тарифа до 25 рублей в декабре 2019 года позволило метрополитену продержаться в трудные «ковидные» времена. Но последующее ежегодное проведение индексации на 1 рубль (26 рублей с декабря 2020 и 27 рублей с декабря 2021) в условиях резкого роста цен свело к минимуму выполнение предприятием намеченных на перспективу задач.
В сложившихся условиях, для обеспечения стабильной работы метрополитена и безопасности перевозки пассажиров при укомплектовании штата работников в 2022 году был произведен экономически обоснованный расчет тарифа на проезд в размере 35 рублей, но утвержденная стоимость проезда с 23.12.2022 составила 30 рублей. И это, к сожалению, постоянная практика, которая приводит к недофинансированию предприятия.
Увеличение тарифа до 38 рублей по экономически обоснованному расчету позволит предприятию выполнять в 2024 и последующих годах работы по капитальному и текущему ремонту вагонов, тяговых электродвигателей и колесных пар, по капитальному и текущему ремонту эскалаторных станций, замене рельсов и элементов верхнего строения пути, капитального и текущего ремонта сетей освещения и внешних сетей электроснабжения, реконструкции и модернизации электрооборудования, другие работы, требующие неотложного выполнения, включая планируемый в 2024 году ввод в эксплуатацию и обслуживание станции «Спортивная».
Ранее ЧС-ИНФО писал, что в Новосибирске могут ввести дифференцированную оплату проезда на метро, как в Москве и Санкт-Петербурге.
Также недавно приводилось сравнение тарифов в метрополитенах Новосибирска и Нижнего Новгорода.