Когда к вам может прийти налоговый инспектор?

налоги, финансы

На важный для бизнеса вопрос отвечает автор нескольких книг по налогообложению, директор Аудиторской компании «МИАЛаудит» Алексей Лузянин.

Один известный человек сказал: «Неизбежны две вещи – смерть и налоги». Поговорим в данной статье о второй неизбежности нашей жизни – о налогах. А точнее о том, когда можно ждать стук в ваши двери от налогового инспектора.

Последние пару десятилетий бизнесу давали свободно развиваться, думаю, это заметили многие руководители. Большинство забыли или не сталкивались с налоговыми проверками, которые в 90-е, мягко говоря, были проблемой для предприятий.

Помните тот слоган: «Заплати налоги и спи спокойно». И вот все спали спокойно, не беспокоясь особо о начисляемых налогах.  Но приходит время разбрасывать камни, а приходит время их собирать.

Всё чаще и чаще вы видите, как проходят проверки у ваших соседей, у ваших знакомых, и налоговых проверок в целом становится всё больше и больше. Государство начинает собирать эти разбросанные камни.

Посмотрим на официальную статистику: по данным ФНС в 2022 году количество выездных проверок увеличилось на 25 процентов.

Но самое интересное не в этом, а в том, чем закончились эти проверки. По данным ФНС – 96 процентов выездных проверок закончились доначислениями, а еще интереснее другой показатель: сколько составила сумма средних доначислений при проведении одной проверки! Как вы думаете сколько? 72 миллиона рублей — доначисления по одной выездной проверке юридического лица.

Для сравнения, в 2020 году эта сумма составляла 24 миллиона рублей, то есть сейчас она выросла в три раза.

И тут возникает вопрос у любого руководителя или собственника, который спал последние годы спокойно: а как у нас-то? Правильно ли мы платим налоги? Вроде бы за последние 10 лет никаких штрафов не приходило, но еще раз, всё меняется в последние годы.

Сегодня ФНС видит любую организацию как на ладони, а на проверки приходят очень точечно, введено такое понятие – целесообразность налоговой проверки или иначе: стоит ли эту организацию проверять?

А для налогоплательщиков возник вопрос: каковы условия, чтобы не попасть в перечень проверяемых субьектов.

ФНС удалось автоматизировать этот процесс: в информационной базе проработаны алгоритмы, ваши показатели, и если загорается красный цвет (сигнал, что у вас несоответствующие параметры), то реакция будет мгновенной.

Поэтому очень важно знать, что составляет основу этих индикаторов, какие это показатели? Можно самим по установленному ФНС алгоритму на основе показателей организации сформировать ответ – подпадаете вы под ближайшую проверку или нет.

Как это самостоятельно определить? Федеральной налоговой службой разработана и утверждена так называемая Концепция планирования выездных налоговых проверок, предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.  Это Приказ ФНС России N ММ-3-06/333@. Согласно этой Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля.

В приложении к данному Приказу установлены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Какие это критерии? Всего их 12. Представьте, программный алгоритм ФНС именно на них и построен. И если ваша организация в системе ФНС имеет «плохие» значения по этим 12 критериям – с большой вероятностью, к вам придет налоговая проверка.

Рассмотрим основные. Например, налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего уровня.

Что такое налоговая нагрузка? Это соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организаций. По этому показателю налоговая видит, что, к примеру, вы платите 10 процентов от выручки в среднем, а ваш конкурент – 5 процентов при аналогичном бизнесе. Очевидно, к кому она придет с проверкой.

Нагрузку очень просто посчитать самим и сопоставить с рекомендуемыми значениями налоговых органов. Соответственно если ваша налоговая нагрузка ниже среднеотраслевых показателей, вы в зоне риска.

Сравним, некоторые виды деятельности и сопоставим за два последних года.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) Налоговая нагрузка, %
2022 год 2021 год
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 15,5 17,6
производство текстильных изделий, одежды 4,1 8,9
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,3 5,0
производство бумаги и бумажных изделий 6,3 5,7
производство резиновых и пластмассовых изделий 7,2 5,7
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 10,6
производство электрического оборудования 8,2 7,1
производство прочих транспортных средств и оборудования 5,2 4,2

Второй критерий — самый простой. Думаю, о нем знает большинство из вас: отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Иными словами, не хотите налоговой проверки – работайте с прибылью.

Третий критерий: в перечне он под номером 11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Рентабельность — показатель знакомый каждому. Например, рентабельность продаж – это соотношение прибыли к выручке (объему продаж). Рентабельность активов — это соотношение прибыли к стоимости активов. Принцип тот же, как с налоговой нагрузкой: сравнение со среднеотраслевым показателем.

Но посмотрите, как он изменился как критерий для проверки: государство советует большинству отраслей работать лучше. К примеру, выберем несколько отраслей из общего списка.

Приложение  № 4 к Приказу ФНС России №ММ-3-06/333@

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2021 год 2022 год
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %* Рентабельность активов, %** Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %* Рентабельность активов, %**
производство пищевых продуктов 7,3 8,2 11,1 11,5
производство напитков 9,6 7,3 18,3 12,2
производство текстильных изделий 11,3 10,5 14,2 10,1
производство одежды 10,6 10,5 16,2 10,8

Просчитайте у себя эти три критерия и сравните с установленными данными.

В заключении хочу сказать: сегодня важно понимать, что налоги нужно уплачивать правильно — ни больше и не меньше. А для этого нужно их сейчас подробно изучать, и вы тоже должны ими интересоваться, так как это ваш бизнес, а не бизнес вашего бухгалтера.

Платите налоги правильно… и спите спокойно.

Директор Аудиторской компании «МИАЛаудит» Алексей Лузянин

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *