Сталкер по имени Станислав Шуберт

Станислав Шуберт. Фото Виктора Кобзаря
Наш земляк Станислав Шуберт – фотохудожник, режиссёр-документалист, кинооператор, обладатель наград Международных фестивалей документального кино, член Союза кинематографистов России и Русского географического общества.
Источник вдохновения
В поисках лучшего кадра и лучшего сюжета он объездил нашу страну вдоль и поперёк, побывал во многих государствах мира. В том числе, в Индии, в Юго-Восточной Азии, в Европе.
Но последние несколько лет источником вдохновения для него стала загадочная российская Арктика, а точнее, архипелаг Шпицберген.
Известный путешественник недавно вернулся «с северов» и согласился рассказать обо всём, что увидел и о чём хочет поведать читателям газеты «Честно о Сибири».
Кино, перевернувшее жизнь
Толчком для выбора профессии для многих людей становится какое-то обстоятельство. Для Станислава Шуберта таким «толчком» стал отечественный «вестерн» «Человек с бульвара Капуцинов», который он посмотрел в восьмилетнем возрасте. «После фильма понял, что тоже хочу снимать кино», – рассказал он, добавив, что ещё в школе увлекался фотографией. Получив «аттестат зрелости», поступил на операторский факультет Новосибирского государственного технического университета. Начал снимать хронику Новосибирска. «На заре юности» под впечатлением от терактов 11 сентября 2001 года сделал документальный фильм «Гражданская», которым попытался рассказать о системе ГО и ЧС на примере одной из школ Новосибирска.
Первый блин, к удивлению Станислава, не оказался комом. Коллеги рекомендовали отправить картину на Всероссийский фестиваль документального кино. И – о чудо! Она оказалась в числе лауреатов. Известный кинорежиссёр, многократный призёр российских и международных кинофестивалей, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Юрий Шиллер тогда сказал Станиславу: «Тебе надо идти в документальное кино». «И пригласил меня к себе учиться», – вспоминает Станислав.
Теперь он сам стал одним из известных в стране кинодокументалистов. В его фильмографии такие картины как «Стена», «Под парусом мечты», «Белая тайга Издревой», «Река моего детства», «Феодосия 25 1\2 веков», «Обгоняя ветер». Всё это авторские фильмы, где Станислав одновременно был и сценаристом, и режиссёром, и оператором.
«Работал в качестве оператора над фильмом «Соль» с нашим земляком, известным российским кинорежиссёром-документалистом, сценаристом, продюсером, лауреатом многих российских и международных фестивалей, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации и Почётным жителем Новосибирска Владимиром Эйснером», – с гордостью рассказал Станислав. Сам Станислав тоже участвовал в отечественных и зарубежных фестивалях. Например, во Франции в 2019 году получил приз «За лучший фильм об охране окружающей среды». Картина «Река моего детства» была удостоена приза «За лучший экологический фильм» на Молодёжном кинофестивале в Праге. Также был неоднократным лауреатом в различных номинациях с разными фильмами отечественного телевизионного фестиваля «Человек и море», который с 1968 года традиционно проходит во Владивостоке.
Арктика поражает
Несмотря на то, что Станислав поездил по миру и многое повидал, его больше всего поразила Арктика. «Если бы можно было определить на чаше весов, что для меня сегодня является главным в глобальном смысле, то, думаю, Арктика перевесила бы всё вместе взятое, что было в моей жизни до неё, – признался Станислав. – Север намного интереснее из того, что я повидал, он и загадочнее, и удивительнее».
На Шпицберген он попал в 2019 году. Говорит, что будто оказался на другой планете – то ли на Луне, то ли на Марсе, где смешались день и ночь. Испытал необъяснимое чувство. Здесь нереальные, фантастические цвета, особенно при закате и восходе солнца. Особенностью архипелага Шпицберген является его совершенно чистая, прозрачная атмосфера. Здесь в воздухе практически отсутствуют пыль, бактерии и микробы, в результате чего биологическая активность среды очень низкая. Как следствие, любые искусственные и органические объекты долгое время не портятся и сохраняются в первозданном виде. Практически не ощущаются и запахи. Овощи, фрукты, рыба, мясо даже без холодильника не портятся в течение длительного времени, а брошенные предметы, вещи, объекты и сооружения остаются и через десятки лет в том виде, какими были оставлены. «Интересная деталь: именно поэтому на Шпицбергене запрещено умирать, но, если это все же происходит, тела умерших увозят на материк», – говорит Станислав и продолжает, что у Шпицбергена интересная и богатая история. Опуская подробности, он напомнил, что по официальной информации архипелаг был открыт голландским мореплавателем Виллемом Баренцем в ХVI веке, который искал кратчайший путь из Атлантического в Тихий океан, однако на архипелаге найдены останки поселений русских поморов, датированных тем же периодом.
На острове были обнаружены большие залежи каменного угля. Поэтому в октябре 1931 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был организован Государственный трест «Арктикуголь» по его добыче. В том же году трест полностью выкупил у норвежцев и акции акционерного общества «Грумант» со всем оборудованием, постройками и месторождением общей площадью 80 квадратных километров. В честь этого события на российской части Шпицбергена был установлен памятный знак о создании треста, который сохранился до настоящего времени.

В 80-х годах прошлого века в шахтёрском посёлке под названием Пирамида проживало около тысячи человек, а в неофициальной столице советских шахтёров Баренцбурге – около 3000. Здесь было всё – дом культуры, гостиница, административные здания, детский сад и школа, культурно-спортивный комплекс, общежития для шахтёров, собственная ТЭЦ, больница, искусственные озёра с питьевой водой и теплицы, кинотеатр, столовая на 200 мест, ресторан и бассейн. В своё время здесь открыли даже животноводческую ферму. Эксперимент получился настолько удачным, что мясо и молоко экспортировали в норвежскую столицу архипелага Лонгийр. Здесь были даже зелёные лужайки с морозостойкой травой, выращенной на завезённом с большой земли чернозёме, по которым можно было бегать только детям и собакам.
«По тогдашним меркам Пирамида была практически мегаполисом. Все дома здесь были окрашены в яркие цвета: жёлтые, оранжевые, вишнёвые. Они до сих пор остались в своём первозданном виде», – говорит Станислав.

Добыча угля на Шпицбергене ежегодно росла. Если, например, в 1932 году вывезли только 60 тысяч тонн, то в 1940 году добыча составила уже порядка 500 тысяч тонн. Это было в несколько раз больше, чем добывали на Шпицбергене другие страны. Работа в шахте была очень тяжёлой, но шахтёры с материка с удовольствием ехали на Шпицберген за длинным рублём.
Как знаток истории архипелага Станислав говорит, что Советский Союз пытался сделать из посёлка Пирамида настоящую витрину коммунизма, норвежцы завидовали тому, как шикарно живут граждане СССР: хорошая зарплата, дефицитные продукты. «Это был настоящий рай, попасть сюда считалось большой удачей и возможно было только по блату», – уверяет он.
«Несмотря на арктическую широту, климат на Шпицбергене достаточно мягкий, так как поблизости находится одно из ответвлений тёплого течения Гольфстрим, – далее рассказал он. – Зимой здесь температура воздуха редко опускается ниже минус 25 градусов. Причём осадков в этой местности мало, а солнечных дней в году, наоборот, много. Но лета в привычном понимании нет: июльская температура плюс пять градусов считается нормальной и местные жители ей очень рады».
Девяностые годы внесли свои коррективы в хорошо отлаженный механизм жизни и деятельности шахтёрского городка Пирамида. Несмотря на то, что самая северная шахта в мире к тому времени дала стране почти восемь миллионов тонн угля, добыча чёрного золота оказалась слишком затратной для новой России. Поэтому с 1998 года её законсервировали до лучших времён.
«Сегодня у Пирамиды есть потенциал для развития туризма, и он постепенно возрождается. Это живописное место, которое с уходом в своё время отсюда людей стало настолько привлекательным, что там хочется снова и снова побывать или даже поселиться», – признаётся путешественник.
Станислав говорит, что Шпицберген прежде всего является территорией дикой природы. Здесь можно увидеть белых медведей, северных оленей, песцов, тюленей, моржей, китов и понаблюдать за птичьими базарами. «Природа Шпицбергена невероятно разнообразна и красива при кажущейся арктической пустынности, – продолжает он. – Здесь царствуют остроконечные горы, благодаря которым остров и получил своё название, можно встретить множество водопадов, ледниковых озёр и других достопримечательностей, ради которых сюда приезжают туристы в поисках острых ощущений».

За последние годы «Арктикуголь» отремонтировал гостиницу и коммуникации, построил новые котельные и гостевые домики для туристов. С развитием туризма Пирамида превращается в интереснейший объект для иностранцев – охотников за северным сиянием. Сегодня в посёлке проживают около 20 человек, которые занимаются обслуживанием и поддержанием ЖКХ посёлка, а также представители туристической сферы, летом людей становится больше на сезонных работах. Здесь работает ресторан, в доме культуры показывают кино.
Гора Пирамида. Поселок Пирамида
Одним из тех, кто, как говорится, приложил свою руку в возрождение Пирамиды, является и Станислава Шуберт.
Хочу, чтобы знали другие
Станислав – человек с открытой душой, готов поделиться с каждым тем, чем богат его внутренний мир. Его часто приглашают на встречи со студентами вузов и колледжей, и он охотно откликается на просьбы. Одна из недавних его встреч состоялась со студентами Сибирского геофизического колледжа. Он поделился с ними интересными фактами из своей многогранной жизни, несколько лет которой связаны с работой в Арктике. Показал снятый им самим фильм про российский посёлок Пирамида и рассказал о путешествии в прекрасный северный край, где живут сильные духом люди.
Он говорит, что пять лет назад его пригласили на Шпицберген, чтобы восстановить советскую плёночную кинопроекционную аппаратуру в кинотеатре в посёлке Пирамида, где когда-то полярникам «крутили» кино. А как это сделать – не знал. Но взялся! Опыт работы со старой кинотехникой был, но не такой, чтобы браться за сложную аппаратуру советских времён. На помощь пришли такие же, как и он, энтузиасты – местные электрослесари и даже шахтёры. Разыскали имевшиеся запасные части к проектору, которые в своё время заказывали работники Дома культуры. «Что-то я привёз с собой – с полчемодана запчастей от такой же киноаппаратуры, как в Пирамиде, которые мне дали знакомые в Новосибирске, – говорит Станислав. – В итоге разобрался, восстановил – и всё заработало. Установили новый звук в самом кинотеатре. Первое время проводили киносеансы для своих, а потом и для туристов, учёных, которые там работали, и все смотрели с удовольствием».
Фильмотека судного дня
Далее Станислав рассказал, что главным достоянием Пирамиды и Баренцбурга является богатая фильмотека, оставшаяся после развала Советского Союза. В общей сложности в обоих фильмохранилищах хранится более двух тысяч бобин с лентами – как советского, так и зарубежного кино, а также документальные фильмы и кинохроника на 35 и 16-миллиметровых киноплёнках. Для него, истинного киношника, находка оказалась настоящим клондайком. Он с большим интересом принялся разгребать целые штабеля коробок, разбирать, вычищать и сортировать, искать интересные фильмы, отбирать шедевры мирового кинематографа, которые можно показать зрителям. К его удивлению и изумлению, многие плёнки сохранились практически в первозданном виде – ни царапинки, ни склейки, ни налёта плесени, ни выцветания. А всё потому, объяснил он, что здесь, на Шпицбергене, на протяжении многих лет круглогодично держится стабильная температура и влажность воздуха. А это самое главное для хранения очень чувствительных к перепадам температур кинолентам. «Случись ядерный апокалипсис, всё исчезнет, а киноленты останутся», – шутит он и добавляет, что на архипелаг попадали не только все картины, которые снимались в Советском Союзе, но и зарубежные ленты, их заказывал «Арктикуголь». Интересно, что на полках фильмохранилища находились картины, выпущенные в прокат в далёком 1947 году, – например, картина Эйзенштейна «Александр Невский». «Качество плёнки, кстати, огнеопасной, отменное», – подтверждает Станислав.

«Разбирая бесценные залежи, я обнаружил в том числе и фильм Андрея Тарковского «Солярис», – рассказал он. – Крутили кино в холодном, неотапливаемом зале, зрителей было немного, но это были люди, кто соскучился по добротному советскому кино. Они увидели то кино, каким оно было при Тарковском – с таким же звуком и изображением, без оцифровки и вмешательства. Для настоящих киноманов это было событие исторического значения. После просмотра фильма мы, человек десять самых стойких киноманов, вышли на улицу: было три часа ночи, но на дворе ярко светило летнее солнце, стояла тишина, а в голове звучала космическая музыка нашего земляка, уроженца Новосибирска Эдуарда Артемьева. Я сам как киношник после просмотра картины «Солярис» сделал много открытий – важных нюансов, новых деталей, которых до этого не замечал, хотя смотрел фильм не один раз. Поразила картина Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Мне раньше казалось, что это старая хроника, на которой ничего не видно, но сейчас на оригинальной чёрно-белой плёнке можно было увидеть даже знаки различия на обмундировании фашистов. Это, безусловно, благодаря хорошо сохранившейся киноленте. С удовольствием посмотрел сам фильмы Никиты Михалкова, в частности, «Родню». Хорошего качества, восприятие необычное, не то, что испытываешь во время показа по телевизору. Крутили также всеми любимые фильмы Карена Шахназарова».
Станислав добавил, что по случаю запуска киноаппаратуры в 2019 году в Пирамиде устроили своеобразный фестиваль и посвятили его советскому кино, которое тогда отмечало своё столетие. Пригласили на праздник соседей-норвежцев, которые были поражены тем, что у нас, русских, существует такой уникальный киноархив, а старинная киноаппаратура функционирует.

Станислав с гордостью сообщил, что, просматривая киноленты, не раз видел на коробках надписи, что та или иная копия была сделана на Новосибирской кинокопировальной фабрике. «Могу утверждать, что примерно 70–75 процентов лент были скопированы в Новосибирске, а это для меня, уроженца Сибири, было важно», – добавил Станислав.
Здесь жила Майя Плисецкая
Посёлок Баренцбург является центром российской территории архипелага Шпицберген. В 1970–1980-е годы в нём проживало более 3000 человек, основную часть из которых составляли шахтёры. Сегодня здесь продолжает добывать уголь государственный трест «Арктикуголь», а в посёлке живёт около 400 человек. Много гастарбайтеров из Таджикистана, которые работают строителями, разнорабочими, а в последние годы освоили и шахтёрские специальности, трудятся на проходке. Их все здесь называют северными таджиками. Причём, эта диаспора постоянно пополняется, несмотря на то, что здешний суровый климат очень отличается от южного. В Баренцбурге действует российский научный центр, центр арктического туризма «Грумант», есть школа, детский сад, дом культуры и спорткомплекс.
Есть также в Баренцбурге одна достопримечательность, о которой мало кто из жителей материковой части России знает. Это восстановленный после окончания Великой Отечественной войны двухэтажный дом, где с 1932 по 1936 годы жила с родителями будущая звезда Советского балета Майя Плисецкая. Сохранилась также очень длинная деревянная лестница, ведущая к морю из посёлка, по которой, нет сомнения, ходила маленькая Майя. С вершины обветшалой лестницы открывается замечательная картина с видом залив и гору «Спящий рыцарь».
Кстати, отец Майи Михаил Эммануилович Плисецкий был первым директором советского угольного треста «Арктикуголь» и первым консулом СССР на Шпицбергене.
В 1936 году по ложному доносу его обвинили во вредительстве, и отозвали в Москву. Возбудили уголовное дело. В 1937 году он был исключён из партии, а в 1938 году расстрелян как враг народа. О своей жизни на Шпицбергене, воспоминаниях об отце Майя Плисецкая написала в автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая».
Праздник встречи солнца
В середине февраля нынешнего года в местном музее Баренцбурга открылась фотовыставка, посвящённая празднику встречи солнца и 100-летию шахтёрского посёлка, состоящая из фотографий советского и современного периодов. Их авторами являются житель Шпицбергена фотохудожник Дмитрий Дексгеймер и наш герой режиссёр Станислав Шуберт, который рассказал, что полярник Дмитрий Дексгеймер уже более 10 лет живёт на западном берегу Грён-фьёрда, где находится водозаборная станция, снабжающая Баренцбург водой. В свободное от работы время он снимает окружающую природу. «Постоянно находясь на противоположном берегу, Дмитрий видит Баренцбург со стороны, как не видят его жители посёлка и туристы, – рассказал Станислав. – Ему удалось запечатлеть посёлок в разное время в разных состояниях природы. Мои же фотографии отображают жизнь посёлка и природу Баренцбурга с другого берега залива».

Нынешняя поездка Станислава Шуберта на Шпицберген была связана со съёмками сюжетов для киноальманаха «Русский Шпицберген». «Съёмки картины уже завершены, предстоит проявка снятого материала в Москве и окончательный монтаж, – рассказал в завершение Станислав Шуберт. – Готовый фильм с киноплёнки баренцбуржцы увидят в конце августа в День шахтёра, а на материке премьера состоится 27 августа в День Российского кино».
Фото предоставлены Станиславом Шубертом