Мукомольные муки Новосибирской области

Фото: Константин Кутузов
Сырьевого потенциала в Новосибирской области для ежегодного производства разнообразных сортов муки и удовлетворения потребностей хлебопекарной, кондитерской и макаронной промышленностей вполне достаточно. Основную долю продукции, производимой на предприятиях мукомольной промышленности, составляет мука пшеничная хлебопекарная.
— Мукомольные предприятия региона имеют общую мощность в 270,5 тысячи тонн в год. Более 80 процентов производимой в области муки вырабатывают три крупных и средних мукомольных предприятия, которые специализируются на бестарном производстве и обеспечивают компании области: АО «Мукомольное Авангард», ООО «Евсинский комбинат хлебопродуктов» и ООО «Новосибирский мелькомбинат № 1», — рассказал заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр сельского хозяйства Андрей Шинделов.

Новосибирская область является профицитным регионом по производству зерновых культур. В связи с этим зерно отправляется за пределы области, в том числе на экспорт в зарубежные страны. Для дальнейшего наращивания объемов экспорта в планах региона продолжить работу по расширению географии поставок и номенклатуры экспортных позиций. Успешная реализация проекта и достижение целевых показателей обеспечивается за счет мер господдержки, таких как субсидирование транспортных расходов, компенсация части затрат на сертификацию продукции АПК на внешних рынках, возмещение затрат на производство масличных культур, льготное кредитование экспортеров продукции АПК.
Материально-техническая база по хранению зерна в Новосибирской области представлена тридцатью элеваторами и хлебоприемными предприятиями с общей мощностью единовременного хранения 1 миллион 863 тысячи тонн зерна. В сельскохозяйственных организациях имеется 2 тысячи 816 зерноскладов на 3 миллиона 178 тысяч тонн единовременного хранения. Общая емкость хранения в Новосибирской области составляет 5 миллионов 41 тысячу тонн.
— Производители зерновых культур региона интегрированы в ГИС «Зерно» (Федеральная государственная информационная система прослеживаемости зерна и продуктов его переработки. – Ред.), уточняет Андрей Шинделов. — Поэтому, начиная от посевного материала, с которым будет работать сельхозтоваропроизводитель, все данные вносятся в единую информационную систему. Отслеживается перемещение зерна с поля на складское помещение, затем – на элеватор, на производство и так далее. Так что путь зерна отслеживается от посева вплоть до его перемола и упаковки. Также сейчас идет работа по интегрированию всех сельхозтоваропроизводителей во ФГИС «Семеноводство». Порядка тысячи предприятий будет заведено, чтобы полностью обеспечить прослеживаемость семенного материала: его качества, кругооборота, кто его купил, приобрел, на каком поле оно было высеяно, какую урожайность дало, какой биологический потенциал получили из этого семенного материала.
Несмотря на все эти меры, далеко не всякое зерно доходит до мукомольных производств и тем более – до нашего с вами стола. С особенностями мукомольного производства корреспонденту «ЧС» довелось познакомиться с помощью специалистов ООО «Новосибирский мелькомбинат №1».

— С поставщиками зерна мы работаем на долгосрочной основе. Наши менеджеры выезжают в хозяйства, отбирают пробы, привозят их на производство, и мы их предварительно анализируем, — рассказала заместитель директора мелькомбината по производству и качеству Наталья Барзаковская. — За прошлый год, например, наши специалисты исследовали около двух тысяч проб. Определяем уровень клейковины, сорной примеси, зерновой примеси, фактурный вес, влажность зерна. То зерно, которое не соответствует ГОСТу, мы от поставщика не принимаем. Также не принимается и зерно, зараженное вредителями хлебных запасов, что особенно развито в весенний период. Многие хозяйства недостаточно заботятся о том, чтобы заранее обрабатывать свои склады и производственные помещения. Что же касается мелькомбината, у нас ежегодно проходят и газация, и аэрозольная обработка элеватора, складов, мельниц.
Зерно исследуют по множеству параметров, и с помощью экспресс-анализаторов, и классическими, арбитражными методами, прописанными в ГОСТе. Для понимания: арбитражным, к примеру, считается исследование клейковины, отмытой вручную, а влажность – определенная в сушильном шкафу, а не на экспресс-анализаторе.
— Количество белка, влажность, стекловидность, прочность и упругость клейковины, активность фермента альфа-амилазы, ответственного за прорастание зерна, – все это буквально за несколько секунд определяется сегодня на современном оборудовании, «просвечивающем» зерно в инфракрасном спектре. Все эти составляющие зерна влияют на его хлебопекарные качества, — поясняет механик лаборатории Мелькомбината №1 Ксения Пиманкина
Зерно на этот мелькомбинат завозится не только из Новосибирской области. Привозят его сюда также из Омской области, Красноярского края, Алтая. Но это делается, только если снижается урожай у местных аграриев.
— Мука бывает разная, — говорит заместитель директора Мелькомбината №1 Татьяна Костина. — Кому-то она нужна для производства круассанов, кому-то — на макароны, а кому-то – для пельменей. Каждого клиента мы знаем уже практически в лицо и понимаем, что именно ему необходимо. В соответствии с поставленной задачей и поставляем заказчику муку, которая подойдет для его выпечки. Ведь, скажем, для печенья нужны одни качества муки, а для вафель – немного другие. Мелочей в муке не бывает, и наша задача – чтобы «мучной фундамент» будущего продукта гарантировал его отличный вкус, длительное хранение и даже привлекательный внешний вид.
Практически весь производственный процесс на мелькомбинате механизирован и автоматизирован. Если раньше, например, мельницу обслуживали пятнадцать человек, сейчас – пятеро.
— С элеватора зерно поступает в зерноочистительное отделение, — рассказала главный технолог Мелькомбината №1 Татьяна Иванова. — Там оно очищается от крупных и мелких примесей, от металломагнитной и минеральной примеси, проходит гидротермическую обработку. Перед поступлением на помол зерно дважды увлажняется. Перед самым размолом оно проходит через очень мощный магнит, чтобы исключить любые металлические примеси и еще раз дополнительно увлажняется. И лишь после такой комплексной подготовки зерно поступает на мельницу. Она у нас двухсекционная, производительность – тысяча тонн в стуки.
Загруженность элеваторов, хлебоприемных предприятий Новосибирской области зерном по состоянию на 6 июня 2025 года составила 31,6 процента — 588 тысяч тонн, в том числе 320,9 тысячи тонн зерна федерального интервенционного фонда хранится на пятнадцати элеваторах региона. Причем, Новосибирская область является профицитным регионом по производству зерновых культур. Так что, потенциал по наращиванию зернового и мучного экспорта вполне очевиден. Та же картина – и на Мелькомбинате №1. На сегодня мощности комбината загружены лишь на 60 процентов. Недозагрузку в компании объясняют низким спросом.
— Наше предприятие входит в число крупнейших зерноперерабатывающих комбинатов России. Мощности производства позволяют перерабатывать более трехсот тысяч тонн зерна в год и получать свыше ста пятидесяти тысяч тонн пшеничной муки, — рассказа коммерческий директор Новосибирского мелькомбината № 1 Олег Поправко. — Наши технологи очень любят работать именно с зерном, выращенном в Новосибирской области, потому что оно обладает уникальными особенностями, которые позволяют выпускать муку высокого качества. Неспроста рынок продаж Мелькомбината №1 – территория всей России и многие зарубежные страны. Особенно сильно наша мука полюбилась в Китае. В КНР она настолько известна, что ее даже стали подделывать.

Действительно, в Китае обнаружили подделки новосибирской муки, производимой Новосибирским мелькомбинатом № 1 под брендом «Беляевская». Это предприятие уже давно поставляет свою продукцию на азиатские рынки, включая Китай. Появление поддельной муки производитель связывает с высокой узнаваемостью своего бренда в этой стране. Первые случаи фальсификации были зафиксированы во время пандемии, когда комбинат прекратил поставки в КНР.
Как сообщили на предприятии, во время пандемии границы были закрыты, и поставки новосибирской муки в Китай были прерваны. Однако китайские партнеры сообщали, что полки магазинов переполнены якобы мукой из Новосибирска.
Подделки продолжают выявлять до сих пор. Недавно китайские партнеры привезли образец муки, купленной в Китае, подозревая, что это фальсификат. Упаковка была идентична новосибирской, однако лабораторный анализ подтвердил, что это действительно подделка, содержащая различные добавки. Пробы на выпечку показали значительные отличия от муки, произведенной в Новосибирске. Фальсификат российской муки за рубежом случается редко. Мелькомбинат, тем не менее, зарегистрировал собственную торговую марку в Китае и активно ищет партнеров для защиты своих интересов.
— На рынке муки идет жесточайшая конкуренция, — не скрывает Олег Поправко. — И наши мощности сейчас задействованы далеко не полностью. Так что, муку профессионального качества продать не просто. Но, судя по нарастающим продажам прошлого и этого годов, наша продукция привлекает все больше клиентов. Надеюсь, что в обозримом будущем удастся выйти на стопроцентную загрузку производственных мощностей комбината.
В 2024 году производство муки в регионе составило 169,7 тысячи тонн (92,3 процента к уровню 2023 года), использование среднегодовой мощности — 63 процента. По данным Новосибирскстата, за январь-апрель текущего года в Новосибирской области произведено 59,6 тысячи тонн муки (102,7 процента к уровню аналогичного периода 2024 года). Показатели, согласитесь, — приятные для аграриев и зернового рынка региона в целом.
И все-таки не все так радужно, как могло бы быть. Например, по итогам 2024 года выручка Мелькомбината №1 составила 2,2 миллиарда рублей. Это на 31 процент больше 2023 года. Прибыль за минувший год увеличилась на 66 процентов, до 192 миллионов рублей. И все же новосибирский мелькомбинат отказался от вложений в расширение производства. По расчетам специалистов предприятия, стоимость линии по производству крупы сейчас составляет около одного миллиарда рублей. Цены на новое оборудование и запуск его в эксплуатацию выросли с 2018 года, когда обсуждались планы по инвестициям, практически вдвое. Учитывая же серьезную недозагруженность производства, не имеет смысла даже считать, когда окупятся столь серьезные вложения в его расширение.