Обучение без границ. В Новосибирске обсудили образовательный маршрут детей с инвалидностью

Фото: Тамара Разумная

В рамках II Всероссийского фестиваля инклюзивной культуры и творчества, прошедшего в Новосибирске 8 – 10 октября, состоялась стратегическая сессия по предзащите региональной вариативной модели «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодёжи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства».

Несмотря на сложное и длинное название, это был продуктивный разговор о проблемах внедрения детей с инвалидностью в образовательный процесс с последующим трудоустройством. Разговор очень доверительный, поскольку, как отметила одна из его участниц, на всех уровнях реализации этого проекта стоят люди неравнодушные, участливые, погруженные в проблему, изучающие опыт России и других стран.

Модератором сессии выступила Кристина Мещерякова, заместитель директора Координационного центра инклюзивного высшего образования и реализации профессиональных возможностей ФГБОУ ВО «Государственный университет управления».

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова и заместитель губернатора Новосибирской области Валентина Дудникова, приветствуя участников сессии, отметили, что Новосибирская область – один из лидеров «пилотного» проекта по формированию системы бесшовного образовательного маршрута детей и молодёжи с инвалидностью и ОВЗ.

Фестиваль и стратегическая сессия прошли на площадке Новосибирского государственного технического университета, и это не случайно, ведь именно НГТУ, по словам проректора по молодежной политике Людмилы Можейкиной, является амбассадором инклюзивной культуры, философии и образовательных практик не только в регионе, но и в СФО. Уже 30 лет здесь обучают студентов с инвалидностью, и сегодня на всех уровнях образования учится более 300 человек с различными нозологиями.

Фото: Тамара Разумная

Но подобных практик в стране пока немного, и гарантированное Конституцией РФ право на образование получают не все имеющие инвалидность ребята, желающие учиться и осваивать профессии.

Что же такое непрерывный образовательный маршрут для детей с инвалидностью? Это сопровождение ребёнка от рождения до трудоустройства, которое включает в себя оказание ранней помощи в развитии малыша до трех лет, затем обучение его на разных уровнях: детский сад, школа, а позже – колледж или вуз. В процессе обучения большое внимание уделяется профориентационным мероприятиям. Заключительный этап маршрута – трудоустройство.

Первой проблемой, с которой столкнулись организаторы проекта, стало отсутствие нормативно-правовой базы и четко выстроенного межведомственного взаимодействия.

«На сегодняшний день у нас нет единой базы данных учета детей и молодёжи с инвалидностью от 0 лет и старше, – отметила Светлана Малина, заместитель министра образования НСО. – Отсутствует синхронизация и оперативный обмен данными между ведомствами и федеральными вузами. Нет единых стандартов сопровождения и общих алгоритмов включения семей и детей с ОВЗ в систему региональной поддержки».

Вторая проблема – недостаточная психолого-педагогическая готовность специалистов, работающих с семьями, имеющими детей с инвалидностью и ОВЗ.

Но основной проблемой, по мнению участников сессии, является информационная неосведомлённость родителей о предоставляемых возможностях.

Что касается создания нормативных документов, расширения сотрудничества между ведомствами, то в этом направлении в Новосибирской области проводится огромная работа. Как отметили участники сессии, региональное правительство в лице заместителя губернатора Валентины Дудниковой оказывает проекту огромную поддержку, взаимодействует с представителями Координационного центра инклюзивного высшего образования и общественными организациями.

Благодаря этой поддержке в проект вовлечены 114 организаций-работодателей, которые осуществляют практическую подготовку и наставническую деятельность.

Фото: Тамара Разумная

В регионе проводится также работа по подготовке и переподготовке педагогических кадров, повышению квалификации педагогов, обучению волонтеров и тьюторов. Успешной практикой в этом направлении можно считать Школу инклюзивных кураторов, через которую уже прошли 47 человек.

Для повышения информированности родителей был создан специальный портал, но, как показала практика, содержание и продвижение его оказалось трудоемким и неэффективным, поэтому организаторы проекта выступили с инициативой создания единой точки входа через «Госуслуги».

Идея проста – вся информация, которая есть в регионе, все меры поддержки, уже выстроенные маршруты должны быть представлены на «Госуслугах». Но реализовать идею не так просто, поскольку ситуация в каждом отдельном случае своя и вариативность таких ситуаций огромна, предусмотреть каждую сложно. Однако Министерство цифрового развития уже подключилось к работе, и, возможно, скоро появятся первые результаты.

Ранняя профессиональная ориентация также даёт свои плоды. Если в 2024 году участниками фестиваля знакомства с профессией «Абилимпикс» были 1742 ребёнка с инвалидностью, то в этом их количество выросло до 4186.

Конечно, проблем в сфере инклюзивного образования ещё достаточно много, но в целом проект «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодёжи с ОВЗ» реализуется успешно. Количество студентов с ОВЗ в вузах и средних профессиональных учебных заведениях выросло многократно.

Но как правильно заметила Людмила Можейкина, инклюзия – это не про инвалидов, это про СОучастие и СОбытие людей с инвалидностью и без. То есть инклюзия – это про каждого их нас, потому что отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья не зависит от нормативных актов и взаимодействия ведомств.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *