О коррупции на примере пластической хирургии. Колонка Ольги Сафроновой
Недавно ЧС-ИНФО писал, что по Сибири прокатилась волна проверок клиник пластической хирургии. О том, почему на эту сферу внезапно оказалось направлено столь пристальное внимание и как это может быть связано с коррупцией, в своей авторской колонке рассуждает Ольга Сафронова — руководитель Межрегиональной общественной организации содействия борьбе с коррупцией «Общественный антикоррупционный комитет» по Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам.
К нам в «Общественный антикоррупционный комитет» поступило сразу несколько обращений от ассоциаций пластических хирургов: из Новосибирска, Омска, Кемерово, Бурятии, Иркутска и Владивостока. По мнению обратившихся, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 мая 2018 года N 298н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» — существенно изменяет правила оказания данного вида медицинской помощи. Они считают, что установленные в документе требования способствуют необоснованному удорожанию медицинских услуг по этому профилю и значительному снижению их доступности для большинства населения. А это приводит к нарушению Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Справка ЧС-ИНФО:
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 31 мая 2018 года N 298н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», помимо прочего, в медицинской организации, где создается отделение пластической хирургии или у центра пластической хирургии должны быть собственные рентгеновское отделение, отделение анестезиологии-реанимации, клинико-диагностическая лаборатория и трансфузиологический кабинет.
Интересно, почему вдруг вообще появился такой приказ? Я считаю, что здесь, во-первых, идет лоббирование коммерческих интересов тех фирм, которые занимаются поставкой дорогостоящего оборудования: МРТ, КТ и подобного. А во-вторых – крупных клиник пластической хирургии из Центральной России. Дело в том, что там – в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и в других городах, услуги пластических хирургов — гораздо дороже, нежели здесь, за Уралом. Это привело к тому, что большая часть тех, кто нуждается в такой медицинской услуге, приезжают сюда и уже здесь получают необходимые операции. Из-за этого клиники в Центре теряют доходы.
Причем, что интересно, Приказ был инициирован Натальей Мантуровой (женой Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова, — прим.ред), которая является членом совета Российского общества пластических и эстетических хирургов.
Также мне удалось выяснить, что инновационный центр «Сколково» имеет приоритетное право на выдачу лицензий на медицинскую деятельность в области пластической хирургии. Это закреплено в соответствующем Постановлении Правительства РФ еще в 2012 году. Именно там проводится обучение пластических хирургов, и выдаются лицензии, за которые нужно заплатить более 200 тысяч. То есть, если ты имеешь медицинское образование, то, чтобы переквалифицироваться в пластического хирурга, достаточно просто пройти эти платные курсы. И нет уверенности, что там действительно успевают дать необходимые навыки и знания в полном объеме. Именно это, на мой взгляд, и могло привести к тому, что резко снизилось качество пластической хирургии, стали появляться жалобы и даже смертельные случаи. Это, конечно, теперь должны проверять компетентные органы, но вероятность такая есть. И в итоге уже в рамках борьбы с этими последствиями был создан тот Приказ Минздрава, о котором мы сейчас говорим. Там сказано, что каждая клиника пластической хирургии должна быть обеспечена дорогостоящими аппаратами МРТ и КТ, иметь свою станцию переливания крови, реанимационное отделение, службы лабораторной диагностики и многое другое. Но это, же полный абсурд!
Естественно, этот Приказ привел к тому, что сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) тут же поехали проверять, соответствуют ли клиники новым требованиям, и начали их штрафовать на большие суммы. А бизнес- структуры, ссылаясь на этот приказ, в свою очередь, стали названивать в медицинские центры регионов и предлагать срочную доставку и установку дорогостоящего оборудования, чтобы этих штрафов избежать. Получилась очень неприятная ситуация со многих сторон.
Сейчас я обратилась к Министру здравоохранения РФ Веронике Игоревне Скворцовой с просьбой рассмотреть возможность разделить понятия эстетической и реконструктивной пластической хирургии, а также определить перечень оперативных вмешательств по профилю «пластическая хирургия», которые могут осуществляться в условиях амбулаторно-хирургического дневного стационара (отдельно для специалистов отделений пластической хирургии и для центров пластической хирургии).
Ранее Комитетом были направлены обращения на имя Президента РФ Владимира Путина, Председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и в УФАС с просьбой устранить противоречия между Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 мая 2018 N 298н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» и Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По-хорошему, сейчас Министерство здравоохранения РФ должно пересмотреть этот приказ и привести его в соответствие с законодательством Российской Федерации. Потому что он нарушает часть первую 15-й статьи ФЗ «О защите конкуренции». Если же Министерство добровольно этого не сделает, то мы подключим Генеральную прокуратуру РФ – пусть проводят комплексную проверку.
В любом случае, так оставлять ситуацию нельзя. Будем работать.
Руководитель МОО содействия борьбе с коррупцией
«Общественный антикоррупционный комитет»
по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку
Ольга Сафронова
Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники |