Слава Степанов: Новосибирск стоит к реке спиной

Фото: Слава Степанов

Фото: Слава Степанов

Известный фотограф Слава Степанов, прославившийся снимками Новосибирска с высоты, рассказал ЧС-ИНФО, чего, по его мнению, не хватает городу, и как его можно было бы сделать комфортнее и приятнее для жителей.

— Какая проблема благоустройства Новосибирска вам кажется главной?

— Я уже 10 лет активно снимаю город, вижу его с необычных точек. Раньше я воспринимал всё как данность, но потом начал анализировать, и пришел к выводу, что Новосибирск, в отличие от других городов-миллионников (а они почти все расположены на крупных реках) – единственный, который стоит к реке «спиной». Несмотря на то, что река делит город на две половины, образно говоря, выхода к воде, по сути, не было.

Набережная протяженностью километра 1,5 всего. А других мест, где можно было бы выйти к реке, почти нет. При этом сама набережная – это тупик. Нельзя через нее пройти куда-то. И это большой минус.

— Как эту проблему можно решить?

— Очень не хватает выхода центра города к реке. Сверху это сильно заметно. Если лететь над руслом Оби, то видно, как  центр города «прижат» к реке: все скверы, достопримечательности, главные магистрали. Но непосредственно выхода к реке нет. Потому что там железная дорога, которая поворачивает на ж/д мост. А за ней сразу же эта непонятная улица Фабричная, которая уже отжила свое время и свою функцию отыграла. Ее бы переименовать по-хорошему. Ведь она уже давно не фабричная. Было бы неплохо организовать там арт-пространство. Например, то, что там «Мельница» сделала, — это я считаю хорошим началом (имеется ввиду Лофт-квартал «Мельница», — прим.ред).

Здание лофта "Мельница" в Новосибирске
Здание лофта «Мельница» в Новосибирске. Фото из социальных сетей.

Я бы вообще «широкой рукой» всё оттуда убрал: закрывшиеся производства, складские помещения… Всё что связано с речным флотом (портовые краны и прочее) оттуда надо переносить. Уверен, что этот вопрос можно решить.

Если это всё убрать, то можно открыть реку. Чтобы центральный район, «тихий центр» имел выход к воде. Это было бы правильно.

Я анализирую город с высоты. То, что есть сейчас, даже выглядит не логично. И я затрудняюсь сказать, где еще у нас в России есть такие примеры. В других городах промзона, даже если выходит к реке, то делает это не в самом центре города.

— Ну, по крайней мере, существующую набережную начали благоустраивать.

— Да, это очень хороший проект. Раньше новосибирская набережная выглядела совершенно непотребно. Даже на пробежку туда идти не хотелось. Это было крайне непопулярное место. И когда я бывал в других городах: Красноярске, Омске, Ростове-на-Дону и прочих – видел, что там набережная — это центр притяжения. И теперь, наконец-то, постепенно это стало появляться и у нас. И это одна из главных положительных тенденций последних лет.


Набережная должна быть центром притяжения людей 


— Чего еще, на ваш взгляд, не хватает Новосибирску?

— Не хватает пешего маршрута. Думаю, многие сталкивались с этой проблемой, когда приезжают гости и надо показать им город. Новосибирск относительно молод, и исторических достопримечательностей у нас не так много, кроме архитектурных памятников, в том числе конструктивизма. И чтобы город показать, чтобы он воспринимался приятно и красиво, нужен пеший маршрут. Такой, чтобы прогулка по городу была именно прогулкой. Но его нет. По крайней мере, мне не удалось его для себя найти.


В Новосибирске не хватает пешего маршрута 


Просто идти по Красному проспекту не очень приятно. Ведь это — мощная транспортная артерия, а значит — шум и пыль. Красный проспект принадлежит машинам, а не людям. И вообще в целом Новосибирск – это город, которым владеют автомобили.

— Что вы имеете в виду?

— В Новосибирске автомобилист — главный, а пешеход — второстепенный. И я считаю, что это не правильно. Надо, чтобы как минимум в центральной части доминировали пешеходы, люди.


Новосибирск – это город, которым владеют автомобили 


Кстати, сейчас очень преобразилась Москва. Раньше я ее не любил, но теперь мое мнение кардинально меняется. И начались положительные изменения именно с того, что там начали «прижимать» автомобилистов. В частности, сделали платные парковки. Это было главное, что предприняли в Москве, чтобы избавиться от транспортного коллапса. Сейчас там ситуация стала намного лучше, чем у нас. А в Новосибирске могут парковаться сколько угодно, как угодно и где угодно. Грубо говоря, хоть в несколько рядов, хоть друг на друге. Поэтому платные парковки надо вводить и здесь.

— Но ведь мэрия Новосибирска уже открыла несколько муниципальных платных парковок в центре города (ЧС-ИНФО подробно писал об этом проекте, — прим.ред.)

— То что у нас открыли – это просто небольшие участки. А необходимо, чтобы все парковочные карманы были платными. Я сам автомобилист, и меня это тоже ударит по карману. Но я убежден, что так должно быть. Это — единственный путь. Понятно, что нельзя это делать, не приведя сперва в порядок общественный транспорт, сделав его более понятным и «дружелюбным». Но решать проблему надо срочно.

Когда я фотографирую с высоты площадь Ленина, я каждый раз думаю, что все равно скоро придется ее переснимать. Потому что вижу, как там одновременно стоит автомобилей 300. И я знаю, что так не может продолжаться вечно. И точно рано или поздно придут люди, которые решат от этого избавиться. И тогда мне придется снова ее фотографировать. Сейчас же центральная площадь города выглядит ужасно.

Площадь Ленина в Новосибирске
Площадь Ленина в Новосибирске. Фото: Слава Степанов, 2011 год (gelio.livejournal.com)

Ведь была же идея вернуть на площадь Ленина аллеи. К 125 литию Новосибирска в День города это временно было реализовано. И выглядело это очень правильно. Могу еще сказать, что когда зимой парковку на площади Ленина перекрывают под ледовый городок или под другие праздничные мероприятия, город адаптируется к этому, и жизнь продолжается. Можно было бы это волевое решение уже принять и сильно преобразить центральную площадь города.

— Новосибирску вообще очень не хватает новых зеленых зон.

— Да – это одна из главных проблем города. Например, погулять с ребенком вообще негде. Я живу в районе ТЦ «Аура» и могу сказать, что тут некуда сходить, чтобы побыть на свежем воздухе. Хотя это центр города.

— Был проект исторического парка на месте Военного городка №17 как раз в этом районе (ЧС-ИНФО писал об этом проекте ранее,  — прим. ред.)

— Да, это место надо полностью менять. И для начала – убрать оттуда военных. Им принадлежит огромная территория в самом центре города, но, похоже, они уже и сами не понимают, зачем она им там нужна. Я недавно там был, и это ужас, что там творится. Какая-то «Кин-дза-дза»: заброшенные улицы, полуразрушенные здания, странные люди ходят… При этом военным самим не удобно там находиться. Например, когда по улице Военной едут колонны военных машин, им не удобно, что они в пробке стоят, и остальным тоже не удобно, что они там едут. Это не логично и пережило свое время.

Военный городок 17 Военный городок 17

Как выглядят здания Военного городка 17 сейчас и как он мог бы выглядеть после реконструкции. Источник: cont.ws

Здесь же недалеко находится так называемая «Аллея городов», которая идет от Центра «Сибирь-Хоккайдо» к ЖК «Флотилия». Это огромное, но совершенно не благоустроенное пространство. Я так надеялся, что наши власти увидят: есть такая не занятая ни чем территория. Здесь можно было бы сделать еще одни «легкие» Новосибирска. По площади это место больше, чем Центральный парк. Правда территорию портит наземная теплотрасса, которая как бы делит парк на половины. И сейчас эта зона принадлежит собакам и их хозяевам. Я хожу туда на пробежку и наблюдаю, как вокруг выгуливают собак, и как распивают алкоголь люди странного вида.

Но, насколько я знаю, эту территорию планируют отдавать под застройку. Согласно типу земельного участка, там может располагаться торговый центр. Так что, похоже, перспективы зеленой зоны тут нет… А ведь это было бы логично: вокруг сформирован большой жилой кластер, и его жителям негде гулять.

К сожалению, местная власть не всегда готова принимать действительно смелые решения по благоустройству города. Но положительные подвижки есть, с той же набережной или с укладкой новой плитки на центральных улицах. Так что, в целом, Новосибирск преобразуется к лучшему. Пусть и не так быстро, как хотелось бы.

 

Ранее Слава Степанов комментировал проект реконструкции Михайловской набережной, который сейчас уже почти полностью реализован. Также ЧС-ИНФО публиковал снимки осеннего Новосибирска авторства фотографа.


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.