Нам туризм не нужен?

Краеведы, экскурсоводы, общественники, отельеры и туроператоры Новосибирска обсудили возможности развития внутреннего туризма региона. Туристический потенциал и проблемы, которые сегодня существуют в этой сфере, стали темой очередной дискуссии Экспертного клуба.

«Туристический потенциал очень разный у разных российских регионов. В Новосибирске этот потенциал не используется. Внутренний туризм в России набирает обороты, а у нас, в крупнейшем центре за Уралом, он отстает», – отмечает бывший заместитель председателя комитета Госдумы РФ по туризму и спорту Аркадий Янковский.

Соглашаются с ним местные представители туриндустрии: потенциал есть, город богат культурой и интересен, но туризм не развивается. Эксперты называют порядка десяти проблем, из-за которых это происходит: от отсутствия простейших туристических схем и карт, разработанных турмаршрутов и качественных сувениров до автомобильных пробок и нехватки общественных туалетов. Туризм требует инфраструктуры, а ее в городе нет. В конечном счете, по мнению экспертов, всё говорит о том, что эта сфера не интересна региональным и муниципальным властям.

Владелец нескольких гостиниц Новосибирска Александр Бойко отметил незаинтересованность местной власти в развитии туристического бизнеса. Он привел данные по распределению налогов на примере своих компаний: «310 миллионов рублей за прошлый год уплачено налогов. Я точные цифры не помню, назову порядок: в местный городской бюджет попала комбинация из трех пальцев – порядка не то 11, не то 17 миллионов, в областной – порядка 120. Остальные деньги – это больше половины – в федеральный бюджет. Поэтому такой перекос абсолютно не заинтересовывает местную власть в развитии местного бизнеса», – пояснил он.

Транзитный город

Представители туриндустриии считают, что Новосибирск еще с советских времен имеет транзитный характер: через город едут в Москву, Санкт-Петербург, на Байкал, в Горный Алтай… Однако такую возможность Новосибирска, как связующего звена между городами, не используют авиаперевозчики, что тоже отражается на туристическом потенциале города.

При этом, по словам директора туристического агентства Веры Петровой, интерес к Новосибирску есть: только на прошлой неделе она вернулась с международной выставки туроператоров, которая проходила в Японии, а уже сейчас у нее есть 4 запроса от иностранцев на посещение Новосибирска.

«Народ хочет посещать наш город, и я вижу большие перспективы», — заключает она.

Кстати, по данным специалиста туриндустрии Игоря Соловьева, стоимость туродня в Новосибирске (проезд, питание, экскурсии и т.д.) дороже стоимости туродня в Санкт-Петербурге. Например, самая бюджетная программа на три дня будет стоить порядка 12 тысяч рублей. При этом притягательность этих городов совершенно несопоставима.

Новосибирск – для делового туризма

Транзитный характер города повлиял, уверены бизнесмены Новосибирска, и на невостребованность высококлассных отелей. Последние заполнены, обычно, исключительно в будни. И только благодаря деловому туризму.

«У нас нет рынка для пятизвездочных отелей, спроса нет. Здесь нет бизнеса. В Новосибирске 98% – это деловой туризм. У меня в отеле в будни загрузка 105–107%, это вторник, среда, четверг. В пятницу я уже пустой, в понедельник я еще пустой. Нет смысла строить гостиницы и отели, пока не будет рекреационного туризма, медицинского, развлекательного, событийного туризма. Пока не будет других видов туризма, дальше Новосибирск развиваться не может», – отмечает бизнесмен Александр Бойко.

Развитию туризма поспособствует создание индустрии, еще раз подчеркивает Бойко. Все, что нужно туристу, нужно и обычному горожанину. Поэтому, как ни крути, без власти повысить туристическую привлекательность невозможно.

«Туризм – это единственная отрасль народного хозяйства,  которая никоим образом не противоречит интересам местного населения. Нам что не нужны парки? Не нужны дешевые, хорошие с качественной едой рестораны? Нам не нужны  хорошие дороги? Нам что пыль в городе нужна? Нам не нужны театры, кинотеатры, музеи? Магазины с доступной ценой?», – отмечает Александр Бойко.

Бизнесмен рассказывает, что среднестатистический турист в сутки тратит порядка 360 долларов – на перелеты, проживание, связь и питание. В Новосибирске турист потратит максимум 80–85 долларов (5000-5500 рублей). «Это говорит о чем? О недоразвитости инфраструктуры», – добавляет он.

Если говорить не об инфраструктуре, а о достопримечательностях и культурном, историческом наследии Новосибирска, то здесь есть, на что посмотреть и о чем рассказать.

«У нас показать можно очень много чего. Но вы даже  в Новосибирске людей спросите: вы на Алтае были? Скажут: “Были”. Один раз, два, пять раз. Спросите: “На Салаирском кряже были?”. “Нет, не были. А где это? А где Чичабург?, – сетует историк архитектуры Олег Викторович. – Моя любимая тема – конструктивизм. Она сама по себе якорная. На нее уже можно привлекать».


По мнению Олега Викторовича, благодаря застройщикам в Новосибирске вскоре не останется никаких памятников архитектуры: с каждым днем они все больше разрушаются. «У нас  была Коммунистическая улица, которая самая  насыщенная объектами культурного наследия и памятниками архитектуры. Что с этой улицей происходит? Скоро это будет сплошной бизнес-центр. Что мы показывать-то будем? У нас застройщики правят бал: делают что хотят с городом, с общественными пространствами, как хотят уродуют. И делают город не то, чтобы не привлекательным для туристов, он невыносимым становится для местных жителей», — отмечает он.


«Любой из вас по Новосибирску будет две недели водить, и ни разу не повторится и ни разу по одному и тому же перекрестку не пройдет. У нас  уникальнейший город и интересных мест масса», – поддерживает историка отельер Александр Бойко.

Чтобы Новосибирск стал привлекательным для туристов городом, чтобы они приезжали специально в столицу Сибири, а не просто гуляли по городу в перерыве между рейсами, необходимо создавать точки притяжения. Например, организовать экскурсии по таким уникальным местам,как ферма одомашненных лисиц в Академгородке или авиазавод имени Чкалова.

Необходимы Новосибирску и экскурсионные разработки – одной только «Красной линии» не достаточно. Приезжие туристы не могут найти даже самые простые туристические схемы или карты. Создав их, туроператоры могли бы продвигать их в сотрудничестве с отельерами.

«В субботу и в воскресенье у меня примерно 25-30 комнат людей пьянствуют в отеле. У меня в субботу и воскресенье начинается квест: найди пьяного туриста, наведи порядок. Пусть посмотрят город Новосибирск! 27 туристических компаний в НАТО (Новосибирская ассоциация туристских организаций, — Прим.Ред.) – ни одна не пришла и не сказала: “ребята, вот вам программы, продавайте туристам”», – отметил руководитель одного из местных отелей Владимир Ников.

Один из участников дискуссии Экспертного клуба выразил мнение, что новосибирский туризм просто ни с кем договориться не может или не хочет. С чем нетрудно согласиться. Кстати, на днях Счетная палата заявила о низком уровне освоения бюджетных средств Ростуризмом: за 9 месяцев 2019 года федеральное агентство по туризму исполнило бюджет на уровне 29,9% (6,9 миллиардов рублей). Для сравнения: за январь–сентябрь 2017 года ведомство исполнило бюджет на 51,2%, за этот же период 2018 года – 67,3%. Видимо,местный туризм (в Новосибирске, в частности) России не нужен. По крайней мере, власти.

Читайте также:


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *