Регулировать это законодательно: чем обременили «семейников»?

Семейное образование, которое в начале учебного года обсуждалось родителями, вновь появилось в информационной повестке. Правда, на этот раз родители «семейников» говорят уже не о выплатах от государства, а о новых порядках перехода на эту форму обучения. Проект приказа Министерства просвещения, который и должен регулировать эту сферу, находится на стадии общественного обсуждения. Подробнее – в материале ЧС-ИНФО.

«10% наших школьников находятся на семейном обучении. Это очень много. Нужно регулировать это законодательно», – цитировали СМИ председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова осенью 2019 года. И регулирование началось: Министерство просвещения РФ опубликовало проект приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ пока не подписан – до 28 января он находится на стадии общественного обсуждения, и общество, собственно, его обсуждает.

В отличие от предыдущего «Порядка» в новом семейному образованию (СО) чиновники выделили целую главу, в которой достаточно подробно описали процесс перевода учеников на такую форму обучения. И это вызвало негативную реакцию: мол, родителей и школы нагрузили бюрократией, да еще и к аттестациям принудили. Хотя на деле организация семейной формы образования с принятием нового документа мало чем изменится.

При выборе семейной формы образования родители информируют об этом орган местного самоуправления и пишут заявление о прохождении аттестации в образовательной организации. Учреждение издает акт о приеме ученика на аттестацию. Эти пункты есть и в действующем «Порядке», и в новом, рассматриваемом документе. Правда, с новым «Порядком» процесс перехода на СО усложняется тем, что родителям необходимо написать заявление об отчислении в той школе, где учился ребенок, причем в течение пяти дней с момента получения подтверждения в органах местного самоуправления. Школа в свою очередь в течение трех дней издает акт об отчислении ученика и передает личное дело родителям.

Фактически новый «Порядок» обязывает родителей прикрепиться к школе, иначе ребенок не будет считаться перешедшим на СО, тогда как по нынешним правилам прикреплять ребенка к школе можно только на период аттестации. Но можно ли назвать это лишней «бумажной» работой и обременением семей? Органы местного самоуправления ведут учет детей, имеющих право на получение образования каждого уровня, и если не прикрепиться к школе и не «отметиться» в администрации муниципалитета, то семьей могут заинтересоваться органы власти и органы опеки и попечительства.

Аттестация – право или обязанность?

Вызывают в родительской среде споры и промежуточные аттестации – контроль знаний для перевода ученика в следующий класс. В действующем «Порядке» сказано, что «обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях». Поэтому «семейники» считают, что дети не обязаны проходить промежуточную аттестацию. Но ведь в следующий класс переводят детей, освоивших образовательную программу учебного года в полном объеме. А как без промежуточной аттестации провести контроль освоенных знаний?

Эксперт Родительского всероссийского сопротивления Александр Коваленин, напротив, считает, что контроль знаний в виде аттестации необходим. Вопрос – не в проведении её, а в единых стандартах.

«Раз в год и необходимо, и достаточно аттестации. Но она не должна зависеть от порядков конкретной школы (в проекте закона сказано, что аттестация осуществляется в соответствии с установленными в школе формами, периодичностью и порядком, — Прим.Ред.). Почему родитель должен зависеть от порядков этой школы? Должны быть единые федеральные требования: “вот что ты должен знать к концу этого класса”. Система построена так, что нет определенного набора знаний, по которому можно контролировать раз в год. Ты должен прикрепиться к школе и проходить аттестацию по программе, по которой обучают именно в этой школе. А если ребенок перешел в другую школу, а там в другом порядке проходят материал? Должна быть синхронизация. Должна быть единая система, простая», – делится мнением Александр Коваленин.

Между тем, директор лицея №22 «Надежда Сибири» Лариса Потеряева рассказала ЧС-ИНФО, что график аттестации сегодня согласуется с родителями.

«График промежуточной аттестации выдает школа. По согласованию с родителями, конечно. Вдруг они ускоренно хотят сдать – они же имеют такое право: ребенок, например, по возрасту – седьмой класс, но они так хорошо обучали его дома, что он за девятый класс хочет сдать. Такие ситуации бывают. Родители пишут заявление, и выставляется им график. Ну и, конечно, есть условия: в июле, например, когда учителя все в отпуске, он не может сдать. А в другие какие-то дни, когда учителя имеют возможность принять аттестацию, они принимают. А график итоговой аттестации – ОГЭ и ЕГЭ – утверждает государство. От школы зависит только зачисление его в базу – надо прикрепить ребенка к базе и выдать ему допуск», – рассказывает Лариса Владимировна.

Много вариантов – на благо ребенку

В лицее, которым управляет Лариса Потеряева, сейчас девять «семейников». Причем количество их с каждым годом увеличивается как и в целом по стране (об этом ранее писал ЧС-ИНФО).

«Сейчас мобильность населения вырастает, и вместе с тем вырастает мобильность получения образования. Система образования потеряла монополию на образование: если раньше приходили только в школу и там учились, то сейчас говорят «школа на ладошке». Есть дистанционные курсы, учителя выставляют свои уроки, есть ученые, которые с детьми занимаются. Есть очное, заочное очно-заочное обучение, семейное, самообразование. Чем больше вариантов, тем больше возможностей договориться и с родителями, и с детьми. Потому что у каждого ребенка есть какие-то особенности. Поэтому если мы говорим о том, чтобы индивидуализировать этот процесс, то почему бы и нет. Варианты – это всегда хорошо. Это во благо ребенка, – отмечает педагог. – В семейном образовании нет каких-то преимуществ и недостатков. Здесь надо от цели исходить. Если у родителей есть определенные цели и задачи, то соответственно они могут их решить с помощью семейной формы. Причем закон дает даже вариации: семейную форму можно выбрать не в целом, а по отдельным предметам даже. Но таких случаев на моей практике я не помню. Ситуации же разные бывают у людей: кто-то в командировку уезжают за границу, не хотят терять образование российское. У кого-то ребенок может быть болезненным, кто-то в 11-м классе переходит, чтобы лучше подготовиться к экзаменам. У нас в лицее 97% детей имеют индивидуальный учебный план. Решают где-то углубиться, где-то заочно учить, где-то ускоренно: сдал предмет и больше его не изучаешь, при этом оценку ты получил».

Кстати, вопреки другим учителям или общественникам, Лариса Потеряева не считает, что семейное образование способствует отсутствию социализации. В условиях современного мира, когда развита сфера дополнительного образования, проблем с этим у детей нет. Кроме того, семейное обучение не лишает их школьных конкурсов и мероприятий.

«Ребенок по закону не только на промежуточную аттестацию прикреплен к школе. Он может ходить на все наши мероприятия, внеурочную деятельность, участвовать в олимпиадах, конкурсах. Мы обязаны обеспечить его учебниками бесплатно. Они пользуются услугами психолога, социального педагога, каких-то других служб. То есть они пользуются всем, они только не учатся у нас. Поэтому мы не несем ответственность за результат их обучения. Но в плане социализации мы помогаем ребенку, – добавляет Лариса Владимировна. – У нас ребенок, который на семейной форме обучается, дошел до регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Сначала прошел школьный этап, потом муниципальный, теперь – региональный. При этом он участвует во всей внеурочной нашей жизни, он участвует в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. Ребенок увлечен этим. Если бы он ходил в школу, не факт, что он бы этим увлекался. Дома он так организует процесс обучения, что у него есть на это время. И он углубляется по каким-то предметам. До регионального этапа дошел! В нашем лицее в школьном этапе три тысячи человек участвовало, а до регионального дошло только 33. Среди них один “семейник”».

Пока не ясно, станет ли с новым, несколько усложненным бюрократией порядком перехода на семейное образование, меньше «семейников», если в последнее время количество таких семей «растет на 100% и более в год». Но обеспокоенные родители уже начали сбор подписей под обращением Министерству просвещения РФ с громким заголовком: «Не разрушайте семейное образование!»

Читайте также:


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *