Моя хата с краю — ничего не знаю!

Выборная

Фото автора

Все острее с каждым годом встает в Новосибирске проблема закрытых придомовых территорий, шлагбаумов и недобросовестной парковки во дворах. Искусственные препятствия и припаркованные автомобили становятся преградой для автомобилей экстренных служб. В очередной раз эта тема начала активно обсуждаться после пожара в пятиэтажном доме 25 января на улице Выборной, унесшего жизни двух человек.

Как писал классик: «В России две беды, дураки и дороги». Вторя ему, наши современники добавляют, что одна беда по другой ездит. Вот только смешного тут мало… Недавно появилась еще одна беда, вытекающая из двух предыдущих: проблемы с проездом на придомовые территории жилых районов. И проблема эта актуальна не только для отдельно взятого района, но и для всего Новосибирска.

Знаки, запрещающие движение (3.2 по ПДД) и знаки «искусственная неровность», называемые в народе «лежачий полицейский» (1.17 по ПДД), а также бетонные полусферы, установленные у домов 97 и 113 по улице Выборной, отнюдь не поспособствовали оперативному подъезду машин скорой помощи к месту недавнего пожара.

Знаки эти установили в конце осени прошлого года с двух сторон проезда вдоль дома №97. Это сразу возмутило жителей тех зданий, что расположены за домом инициаторов перегородки. Дело в том, что за довольно старыми пятиэтажными домами брежневской застройки есть здания и более новые: в последние годы район активно застраивается многоэтажками. Так что есть кому и куда проезжать. Жители района обсуждали доступность своих домов для проезда спецтранспорта (скорых, машин МЧС и прочего) и даже писали жалобы в надзорные органы.

Пожар 25 января только подтвердил опасения жителей. Конечно, жители тех домов, что установили знаки, утверждают, что у них все по закону: полусферы не мешают проезду. Другие соседи оспаривают законность их установки. Как показала практика, преграды действительно не мешают проезду пожарных машин, но зато газели скорой помощи проехать там уже не могут.

Сильно мешают и запрещающие знаки: в ночь пожара водитель одной из скорых, ориентируясь на карту навигатора (где указано, что проезд закрыт), поехал не по самому оптимальному маршруту, где также наткнулся на препоны. Все это отняло драгоценное время в пути до места трагедии. А ведь счет мог идти на минуты…

Более проходимым пожарным машинам к самому подъезду дома помешали подобраться припаркованные в проезде и на обочинах машины жильцов. Из-за этого тянуть пожарные рукава пришлось от угла дома. А в машины скорой помощи пострадавших носили за два дома.

Нехватка парковок, и, как следствие, стоящие у подъездов машины — это еще одна беда городского масштаба. Да, парковочных мест на всех не хватает. Даже при реконструкции придомовых проездов дополнительные места не заложили: мнения жильцов не спросили. А между тем количество машин у жителей с каждым годом только увеличивается. Это сказывается на пропускной способности не только главных дорожных артерий, но и домовых проездов.

Оборудование дополнительных парковочных мест, пусть и в ущерб обширным газонам, и прокладка дополнительных объездных дорог за кварталом со стороны незастроенной территории, могла бы частично разгрузить внутренние проезды.

Некоторые автовладельцы закрыли цепочками якобы «свои» парковочные карманы (законность такой загородки тоже вызвала сомнение у местных жителей). Те, кому повезло меньше, ищут пристанища на обочинах, еще больше осложняя общую пропускную способность. Из-за почти полного отсутствия тротуаров страдает и безопасность пешеходов: жильцы (особенно мамы с детьми) не чувствуют себя защищенными в таких дворах.

Выход жители видят в устройстве огражденных тротуаров.

В квартале на улице Выборной, о котором идет речь, в темное время суток свободной для проезда остается только дорога вдоль одного дома (№91 — первого в ряду пятиэтажек). В проездах других домов жители частенько оставляют на ночь свои машины. Шаг вынужденный, но противоречащий всяким правилам.

Жители домов №97 и 113 – «перегородчики», говорят, что им очень мешал шум от проезжающих близко к дому автомобилей, иногда на довольно высокой скорости, и они переживали за безопасность пожилых людей и детей. Да, есть здесь лихачи, любители погазовать, прокатиться с музыкой, но ограничения проезда в эти дворы увеличивает трафик на остальные.

Есть предложение перенести дорогу от дома, место для этого есть.

Теперь жители первого по порядку 91-го дома жалуются, что опасно стало из подъезда выходить, особенно днем из-за проезжающих мимо машин. Если и они поставят запрещающие проезд знаки, то движение автотранспорта вообще парализуется.

Недовольные знаками и полусферами жители других домов бьют настоящую тревогу. Требуют убрать препоны, собирают подписи, пишут многочисленные жалобы, куда только можно: в МЧС, в  мэрию, в ГИБДД. Но отовсюду получают только формальные ответы, в которых говорится, что дороги находятся в собственности домов, входят в их общую придомовую территорию. Собственники провели собрание, которое постановило организовать благоустройство, и могут делать на своей территории что захотят.

Активисты считают, что пока законодательные органы не внесут изменения в статью № 36 жилищного кодекса РФ, регулирующую общую собственность в многоквартирном доме и возможность благоустройства, подобные ситуации не закончатся.

Кстати, некоторые горячие головы уже собираются самостоятельно снести преграды, что тоже будет нарушением закона.

Да, по законодательству, собственники многоквартирных домов через общее собрание могут решать вопрос о благоустройстве принадлежащей им, по тому же закону, территории. Но в данном случае знаки установили не совсем законно. Жилищный кодекс по этому поводу гласит: «мaшины cкopoй медицинcкoй пoмoщи, тpaнcпopт cлyжбы гaзa, aвтoмoбили MЧC, пoлиция имeют зaкoннoe пpaвo въeзжaть нa любyю oгpaждeннyю тeppитopию». Отметим особо: «а также машины жителей, живущих за огороженной территорией». Разрешение на установку знаков и полусфер в конечном счете должна все равно давать дорожная инспекция. Так же по правилам движения ПДД: «Действие знака 3,2 не распространяется на: 1. Маршрутные ТС 2. ТС, управляемые инвалидами 1 и 2 групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид». 3. ТC, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, а также обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в обозначенной зоне. 4. ТC федеральной почтовой связи, имеющие белую диагональную полосу на синем фоне».

Сразу два закона указывают на нарушения прав жильцов других домов, ведь проезд не тупиковый. В соответствующие подразделения мэрии должен был быть предоставлен дизайн-проект изменений, соответствующий всем необходимым СНИПам, нормативам и пройти утверждение. Так что конкретно в данном случае налицо явное расхождение с существующими законами или их недовыполнение. Правда, непонятно, кто будет наказывать, если это не сделано.

Сейчас жильцам советуют обратиться в Государственную Жилищную Инспекцию Новосибирской области на предмет проверки законности протокола общего собрания об установке знаков и обратиться в суд. Активные жители, ратующие за демонтаж ограничивающих их права знаков, собирают подписи и проводят голосование в социальных сетях (кстати, по итогам опроса таких большинство). Энергия у них есть, и хотя уже мало надежд даже на судебное разбирательство, они хотят дойти до самого верха.

Вот только возникает вопрос: неужели нельзя решить вопрос на местном уровне? Неужели произошедшая трагедия с пожаром не показала несовершенство «перегородческой» политики? Разве не может этот трагический случай послужить поводом для проверки законности такого «благоустройства» придомовой территории?

Главной же причиной такой ситуации кажется непродуманная застройка жилых районов Новосибирска, которая влечет увеличение нагрузки на дороги и проезды в придомовые территории. Другие причины: увеличивающийся автотранспортный парк в личной собственности жителей, новая точечная и комплексная застройка, нехватка дорог, а также несовершенство законодательства в сфере ЖКХ. А еще неповоротливость разрешительных и контролируюших органов.

Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. В данном конкретном случае гром уже грянул. Вот только выводов из сложившейся ситуации, похоже, никто не сделал: ни жители домов, ограничивших проезд, ни власти (хотя, по сведениям очевидцев, машин спецслужб на пожаре было много, в том числе полицейское начальство и прокуратура).

Получается, каждый дом как отдельное государство, со своими границами и политикой. Моя хата с краю? Что-то надо менять, пока сосед не пошел на соседа.

И самое интересное, что для решения этой проблемы ничего особо и придумывать не надо. Нужно лишь выполнять закон.

Андрей Винник
Специальный корреспондент ЧС-ИНФО на улице Выборной

 

Читайте также:


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Мы жители этих «горемычных» домов,которых перегородили со всех сторон.В первых числах Января муж помогал выталкивать Скорую около дома 105/1,наслушался от водителя как они добирались к дому минут 20,ища проезд.Обращались за неделю до трагедии в СМИ ,но никому не интересна эта проблема,как и то,что НИГДЕ по ТВ ни слова не сказали о погибших.Точно написано..Второй год пишем,просим…а загорождения все ставят и ставят…Вот и 91 дом предупредил,что тоже будут отгораживаться. Надо то (для начала) проложить 30 метров асфальта между домами. Понимаем и жильцов «сквозных» дворов,но не так надо решать вопросы…Предложили бы всем домам ЛЕТОМ обратиться в Мэрию с проложением обьездной дороги( место есть),мы бы ВСЕ поддержали. Битва продолжается….