Совет психолога: Как подготовить подростка к сдаче ЕГЭ

ЕГЭ

Как психологически подготовить подростка к сдаче ЕГЭ, чтобы снизить стресс? На этот вопрос корреспонденту ЧС-ИНФО ответила Ольга Сень – педагог-психолог консультационного центра в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование». 

– Ольга, как Вы считаете, нужно ли подростка психологически подготавливать к сдаче экзамена или он сам должен справиться?

Мой педагогический, психологический опыт говорит о том, что нужно подготавливать ребенка и морально, и физически. Так сказать, натренировать на решение заданий. В моем понимании, ЕГЭ – это все-таки натренированный процесс. Причем, чем больше базы нарешал человек, тем легче он справляется. Это уже доказано. Поэтому готовиться надо обязательно.

Понятно, что последние два года посвящаются решениям заданий. То есть, если ты в 10 классе решил сдавать физику, то эти два года ты будешь эту физику решать. А, в свою очередь, по истории тебе скажут: «Ну, молодец! Иди». Понятно, что это не очень правильно с точки зрения обучения, но, в основном, база даётся до 9 класса, и, возможно, в этом есть свои привилегии. У нас в школах очень большую эмоциональную составляющую вкладывают в панику относительно ЕГЭ. «Ты же сдаёшь ЕГЭ!», «А вдруг ты не сдашь!». Такой накал страстей на детях очень сильно отражается – они начинают паниковать.

– Для меня ЕГЭ – самое страшное, самое стрессовое событие в жизни. Можно ли сказать, что сдача ЕГЭ – самая стрессовая ситуация в жизни подростка?

По-видимому, вы человек с высоким эмоциональным интеллектом. Я обратилась к статистике: 10 лет назад, когда ЕГЭ только ввели, они хорошо сдавались детьми, у которых высокий эмоциональный интеллект. Они «на ура» проставляли галочки. Сейчас же детям с высоким эмоциональным интеллектом очень сложно. Они начинают в свои эмоции впадать, реагировать, неправильно проставлять ответы, то есть паниковать. А дети с более низким эмоциональным интеллектом спокойно поставили галочку – как натренировались. Поэтому эмоциональных детей, которые очень эмпатичные, чувствительные, нужно обязательно подготавливать, причем психологически.

– Обращались ли к вам родители или их дети за помощью, чтобы снизить стресс перед экзаменами?

Обращались сами подростки. Однажды пришла девочка с просьбой «выключить маму», потому что та слишком паниковала.

Родители тоже обращаются, но не так часто. У нас почему-то институт психологии не так популярен как в Европе. Но, в принципе, сейчас мы достигаем определенных уровней, когда родители обращаются к специалистам и говорят: «А что мне сделать в этой конкретной ситуации?». Важно то, что на обратную связь специалистов хорошо реагируют те родители, которые готовы работать.

– Помимо того, что школа уделяет много времени решению тестов, как еще она может помочь? Школьные психологи, например?

Школьный психолог, к сожалению, один на пятьсот учащихся, среди которых примерно сто выпускников. Какие-то собрания, несомненно, проводятся, и информация о работе со стрессом поступает.

– Что могут делать родители, чтобы помочь «пережить» этот стрессовый период?

Помимо накала страстей в школе, есть накал страстей дома, когда родители сами впадают в стресс. И уже не просто наукой доказано, а общеизвестно: чем больше мамочка тревожная, тем хуже у ребенка результат. Это касается многих аспектов: болезни, экзамены. Чем родитель тревожнее и эмоциональнее, тем хуже состояние самого ребенка. Он чувствует, ведь у них особая связь. Психологам и с родителями нужно проводить беседы, собрания, чтобы те немного успокоили свой страх.


Помимо накала страстей в школе, есть накал страстей дома. Совместное обсуждение результатов исхода событий очень расслабляет и ребенка, и родителя. «А что может самое страшное произойти?» Страшного ничего не будет. Это может стать родительским девизом.


Совместно обсуждение результатов исхода событий очень расслабляет и ребенка, и родителя. «А что может самое страшное произойти?» − как метод критического мышления в психологии. Но страшного ничего не бывает. Это может стать родительским девизом. Здесь родителям очень важно прийти на собрание в школу или к нам.

– Что, если человек настроен на что-то конкретное, но результат не соответствует ожиданиям. Не является ли это худшим исходом или, мягко говоря, «утешительным призом»?

Вариации можно рассматривать таким образом – это всегда хорошо. Понятно, что у нас есть цель, мы должны к ней стремиться, но всегда нужно рассмотреть различные выходы из ситуации, каким бы ни был итог. У Уолта Диснея есть техника, когда ты фантазер, реалист и критик. К примеру, фантазируешь, что сдашь на 102 балла, реалист говорит «ну даже на 70, тоже нормально» и критик – «ну не сдашь, ну и ладно, поработаешь автослесарем, мастерскую откроешь!». И вот этот некий разговор с самим собой или с родителями может очень помочь.

– Какие самые распространенные ошибки родителей в период подготовки подростка к сдаче ЕГЭ?

Родители очень часто совершают одну ошибку: начинают давать детям успокоительные. Я всегда говорю, что все лекарственные средства желательно согласовать с лечащим врачом. Если вы хотите пропить какой-либо успокаивающий препарат, то начните его принимать за два месяца до экзамена, чтобы вы закончили их пить примерно за месяц до сдачи. Это связано с тем, что лекарства работают по принципу накопительного эффекта, а если сразу его принять, то оно либо не поможет, либо вызовет обратное действие – заторможенность. А нам ведь это не нужно.


Родители очень часто совершают одну ошибку: начинают давать детям успокоительные. Я всегда говорю, что все лекарственные средства желательно согласовать с лечащим врачом.


– Существует ли какая-то методика для борьбы со стрессом?

Я всегда говорю своим клиентам – дышите животом. Очень хорошая техника, когда мы представляем, что у вас в животе находится воздушный шарик. И когда мы представляем, что шарик надувается, то и живот надувается. Это позволяет бо́льшему количеству кислорода попадать в организм, потому что когда мы в стрессе, организм сковывается, и человек не может ни выдохнуть, ни вдохнуть. Нужно постоянно дышать, чтобы выработалась привычка, и в стрессовой ситуации ты вспомнишь, что нужно подышать и расслабиться.

Также я очень люблю упражнение, которое называется «психоластик». Научное название этого упражнения – «двигательная десенсибилизация глаз». Суть заключается в том, что мы, не поворачивая головы, водим глазами справа налево, что позволяет периферической мышце раскачиваться. Нужно делать минимум 22 раза. Это упражнение от навязчивых мыслей, от песен, «заевших» в голове, даже от икоты у детей. Оно очень простое, но при этом рабочее.

– Мне известно о таком способе снятия стресса как разрывание бумаги на маленькие части. Есть еще что-то подобное и полезное?

Да, вы говорите о механическом действии снятия стресса, оно тоже работает. Можно рвать бумагу, мять плюшевую игрушку – антистрессовую. Также можно делать массаж пальцев. Для стимулирования мозговой деятельности это очень полезно. Например, мы воображаем, что на каждом нашем пальце есть кольцо, которое трудно снимается, и мы силой их снимаем. Никто не говорил, что пальчиковую гимнастику нужно переставать делать детям в три года. У подростков это тоже работаем, это тоже полезно, потому что мозг и пальцы связаны.

– Когда подросткам стоит обращаться за помощью? За год-два или, может, накануне сдачи ЕГЭ?

Конечно, чем раньше обращаешься, тем лучше. Мы же понимаем, что ребенок пошел в 11 класс и ему предстоит сдача ЕГЭ. Нужно заранее подготовиться, но можно и за полгода. В таком случае можно освоить и другие навыки. Вообще, необходим 21 день для того, чтобы какой-либо навык развить. Например, умение дышать. И этого будет достаточно.

– А вообще стресс и напряжение – это синонимы? Есть ли между ними какой-то переходный момент? Легкое напряжение ведь считается нормой. Тогда как понять, что вот сейчас человек в стрессовом состоянии и его надо спасать?

Вообще, физическое напряжение это нормально. То есть мы сидим и напрягаем спину. Другое дело – стресс, когда возникает какая-то раздражающая ситуация. Стресс может быть невыброшенным каждый день мусором, невымытой посудой, что может стать каждодневным стрессогенным фактором. Сама ситуация экзамена – да, это стресс, ведь напряжение уже зашкаливает и мы не можем его контролировать. Мы в стрессе и у нас все болит, начинается «медвежья болезнь», руки трясутся. К напряжению можно добавить такое понятие как «фрустрация», когда человек поставил себе определенную высокую цель, а это не исполняется. В таком случае энергии деваться некуда, она возвращается обратно к человеку и переполняет его.

– У вас ведь есть дети? Расскажите о своем опыте.

Перед нашей встречей я позвонила сыну, ему уже 23, он как раз попал в первую волну сдачи ЕГЭ. Спросила у него как он справлялся со стрессом. «Во-первых, нас так затюкали, что нам уже было все равно. А во-вторых я себе выработал две методики, которые мне помогали», – рассказал он. Первая методика – некая визуализация этой проблемы: как все рушится, ноль баллов поставили. Затем картина начинает гореть, а он «выдувает» пепел, пока лист не станет чистым. Мне было интересно от сына услышать обратную связь, потому что одно дело воспринимать это как специалисту-психологу, другое дело – как маме. Мой комментарий как специалиста – во-первых, визуализация – проблема уничтожается через какое-то действие, в данном случае огонь (он всегда очищающий символ). Во-вторых, дыхание. Когда мы дышим, мы успокаиваемся. Потому что быстрый вдох и медленный выдох – дыхание для успокоения. Если надо взбодриться, то медленно вдыхаем и быстро выдыхаем. Дыхание – это универсальная вещь, которой можно контролировать процессы в организме. Вторая техника, которую озвучил мне сын, была описана Максом Фраем в одной из книг и заключалась в том, чтобы абстрагироваться и представить свое тело и душу. В этом случае мы являемся третьей стороной, которая за всем наблюдает. Мы видим свои мысли, которые вразнобой летят, и стараемся себя успокоить. Все, конечно, сугубо индивидуально, но моему сыну это помогало.

Беседовала Анастасия Зеленкина 

Читайте также:


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *