Коронавирусные тучи над первым сентября. Как сибирские вузы начнут учебный год

Вынужденный переход российских вузов на дистанционное образование весной этого года сменился периодом летних каникул и беспокойным ожиданием начала нового учебного года. В каком формате он будет проходить? Будут ли обеспечены безопасные условия для занятий студентов в аудиториях и лабораториях? Готовы ли преподаватели ещё некоторое время работать дистанционно? Как выполнять учебную программу? На эти и другие вопросы отвечает доктор исторических наук, преподаватель Владислав Кокоулин.

Известный историк Владислав Кокоулин много лет преподаёт гуманитарные дисциплины не только в российских, но и в зарубежных вузах, а также имеет опыт дистанционного и онлайн-образования.

— Владислав Геннадьевич, какие моменты при организации образовательного процесса в новом учебном году Вы считаете важными?

Владислав Кокоулин
Владислав Кокоулин

— Чтобы сохранить качество образования при использовании дистанционных технологий на высоком уровне, необходимы четыре компонента.

Первое – это технические устройства и программное обеспечение. Для большинства студентов и преподавателей, как показала весенняя сессия, непреодолимых препятствий нет, было бы желание. Приятно осознавать, что во многих вузах студенты с готовностью откликнулись на просьбы руководства вузов помочь преподавателям освоить дистанционные технологии и разобраться в особенностях работы тех или иных программ.

Второе – содержание дисциплин. Если преподаватель активно занимается научной работой, знакомится с новыми публикациями по теме лекций, постоянно развивает свой курс, то для заполнения образовательных платформ учебным материалом и его регулярного обновления требуется только дополнительное (желательно, конечно, оплачиваемое) время.

Третье – учебно-методическое обеспечение. Конечно, учебно-методическое обеспечение занятий в классической форме и в дистанционной отличается, в некоторых моментах даже существенно. Но, как показывает практика, для овладения спецификой дистанционного образования преподавателю в зависимости от опыта работы достаточно двух-трёх лет, чтобы стать профессионалом и в этой области деятельности.

И, наконец, четвёртое – организационно-административная работа. Организация учебного процесса в дистанционном формате требует определённой перестройки работы деканатов и учебных отделов. И именно здесь у некоторых вузов возникает множество проблем.

— Можете назвать основные проблемы организационно-административного плана, с которыми сталкиваются вузы?

– Самое главное, на мой взгляд, — это непонимание со стороны некоторых руководителей, что видеолекции – это не онлайн-образование, а выложенные в Moodle конспекты  – это не развитие дистанционных технологий. Поэтому, когда они вдруг сообщают в СМИ, что “тоже развивают дистанционное образование” – это вызывает по меньшей мере недоумение. Каждое занятие, как и курс в целом, должны преследовать определённые учебные задачи. Последний компонент, пожалуй, самый важный. Поэтому, разумеется, просто “накидать” кучу материалов, заданий и тестов на образовательную платформу или выложить видеолекции – это пустая и в какой-то степени бесполезная трата времени. По сути, имитация дистанционного образования. И здесь возникает проблема мониторинга и контроля качества образовательного процесса.

Не секрет, что некоторые руководители подошли к дистанционному образованию весной этого года по принципу: делайте что-угодно, лишь бы не снижалось качество обучения. В итоге студентам, по сути, предлагается винегрет из разных платформ и средств, которые выберут преподаватели по своему усмотрению (кто использует Moodle, кто Zoom, кто Scype, кто Instagram, а кто и вообще программу Discord, первоначально предназначенную для компьютерных игр).

Такие руководители, похоже, не задумываются над тем, каково приходится несчастному студенту, который целый день вынужден переключаться с одной платформы на другую, каждый раз регистрируясь на очередное мероприятие, не забывая при этом просматривать электронную почту и сообщения мессенджеров. О каком качестве образования тут может идти речь?

Необходимо чётко различать две вещи. Изучение какой-то отдельной учебной дисциплины с использованием дистанционных технологий кардинально отличается от освоения образовательной программы. В первом случае можно выбирать из того, что доступно. Во втором – необходима сложная и ответственная работа соответствующих подразделений вуза – учебных отделов и деканатов.

— Можно ли привести примеры положительного опыта организации учебного процесса?

– Конечно. Все вузы по отношению к началу нового учебного года условно можно разделить на три группы. В первой решили продолжать работать преимущественно в дистанционном формате до ослабления эпидемии (например, РУДН). Во второй — максимально отказаться от дистанционного образования (например, НГУ). Третья – самая многочисленная – планирует комбинировать классическое и дистанционное образование.

В третьей группе возможны самые разные варианты: например, в начале учебного года лекции – дистанционно, семинары и практические занятия – аудиторно. По этому пути пошли вузы Волгограда, а из близких к нам – Сибирский государственный медицинский университет и Красноярская государственная медицинская академия. Другие вузы применили гибкий график перехода к аудиторным занятиям. Так, в старейшем сибирском вузе – Томском государственном университете – сперва в кампус поселят первокурсников, для которых с 7 по 21 сентября будут организованы занятия с использованием дистанционных технологий. Потом они смогут посещать аудиторные занятия. Остальные студенты начнут занятия со 2 сентября дистанционно, но с октября они по графику начнут заселяться в кампус и через две недели после заселения также смогут начать работать в лабораториях.

Разумеется, это самый сложный вариант – необходимо переработать годовой учебный план и составить гибкое расписание занятий. К тому же требуется постоянная коммуникация со студентами и преподавателями, чтобы оперативно решать возникающие проблемы.

Необходима также развитая электронная образовательная среда вуза. Например, в Томском государственном университете почти 4,5 тысячи курсов имеют дистанционный вариант. Из более чем 700 курсов, которые были рекомендованы весной этого года для открытого доступа Министерством науки и высшего образования, 70 курсов были разработаны в ТГУ. Понятно, что с такими солидными наработками можно легко варьировать варианты организации образовательного процесса без снижения качества образования.

Но именно такая “полудистанционная” модель организации образовательного процесса (кроме, конечно, полностью дистанционной) гарантирует максимальную безопасность для студентов и преподавателей. А это сегодня — самое важное.

Недавно в одном из новосибирских вузов разразился скандал: преподавателю из группы риска не разрешили работать дистанционно. Получается, что руководство готово подвергать сотрудников и студентов риску ради собственной выгоды? В данном случае преподаватель может прямо ссылаться на рекомендации Роспотребнадзора. Насколько мне известно, данный конфликт возник на уровне деканата и с вмешательством ректора был благополучно разрешён.

Но проблема в том, что в данном случае возникает своеобразная дискриминация преподавателей по возрасту. Я знаю многих сотрудников вузов старше 65 лет, которые ведут здоровый и активный образ жизни, занимаются спортом и научной работой, как говорят, “молоды душой”. Их квалификация, безусловно, позволяет им работать и дистанционно, но их с нетерпением ждут студенты в аудиториях. Так почему по отношению к ним рекомендации должны превращаться в обязательное требование?

Но, конечно, если преподаватель относится к группе риска, и не хочет подвергать своё здоровье опасности, то для него должны быть созданы условия для работы в дистанционном формате, пусть даже в таком фантастическом виде, как чтение лекций в микрофон в соседней со студентами аудитории.

Читайте также:

Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *