«Красные» самолеты взлетели из Новосибирска. Исследователи работы авиаконструктора Роберто Бартини раскрывают правду

Роберто Бартини

Роберто Бартини

Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина занимается не только разработкой и испытанием летательных аппаратов, но и старается увековечить память известных авиаконструкторов, которые работали в Новосибирске. На территории предприятия — два памятных бюста. Олега Антонова и Роберта Бартини. И если имя первого известно многим, ведь именно он разработал знаменитый Ан-2, то о втором слышали далеко не все…

Роберто Бартини работал в Новосибирске с июня 1952 по 1956 год. Исследователи его творчества называют это время «золотым» в жизни авиаконструктора. Ведь именно здесь у него была возможность работать над тем, над чем ему самому хотелось. Именно здесь родились идеи самых значимых его разработок. И именно здесь он вплотную подошел к реализации цели своей жизни, которую сам декларировал: сделать так, чтобы «красные» самолеты летали лучше «черных».


Cправка ЧС-ИНФО:
Настоящая фамилия Роберта Людвиговича Бартини — Орожди. Он родился 14 мая 1897 года в Австро-Венгрии. Умер 6 декабря 1974 года в Москве. В СССР приехал как авиационный инженер в 1923 году. Создал схемы гидросамолетов ЛЛ-1 и МБР-2, дальнего арктического разведчика ДАР, самолета Сталь-6, на котором установлен мировой рекорд скорости, пассажирского скоростного самолета Сталь-7, а также оригинальные схемы транспортных летательных аппаратов (Т-107, Т-117, Т-217), сверхзвуковых летающих лодок и вертикально взлетающих океанских амфибий. Реализованы были три: Сталь-6, Сталь-7 и амфибия ВВА-14.

Сейчас в Новосибирске почти не осталось тех, кто помнил бы Бартини лично — слишком давно это было. Но те, кто связан с авиацией, помнят его имя и стараются сделать всё, чтобы о нем не забывали. И не только в Новосибирске.

Бюст Батини на территории СибНИА
Бюст Батини на территории СибНИА

Историк авиации Константин Удалов занимается изучением жизни и работы Бартини с 1992 года, но даже ему не известны все факты биографии авиаконструктора. Однако он уверен, что вклад авиаконструктора был недооценен при жизни и незаслуженно забыт сейчас. Многие проекты, изначально разработанные Бартини, в итоге ушли к другим инженерам. Его трудами пользовались такие известные авиаконструкторы как Четвериков, Туполев, Антонов. Причем, зачастую он сам отдавал чертежи ученикам, а те либо не хотели, либо не могли добавить фамилию учителя в список авторов.

Директор проектного комплекса «Гражданские самолеты» НИЦ Институт имени Жуковского, доктор технических наук, академик АВР Андрей Пухов считает, что имя Бартини оказалось забыто по нескольким причинам. Главная из них — конструктор всю жизнь занимался секретными проектами и военной техникой. Его имя зачастую просто нельзя было упоминать. При этом сам Роберт Людвигович был скромным человеком и не пытался добиться известности. Куда важнее для него было понять устройство этого мира и изучить природу человеческих отношений. Везде, где появлялся Бартини, он создавал сплочённые трудовые коллективы, везде нес свои знания.

«Роберт Людвигович Бартини был подлинным учителем, но он учил не с кафедры, а всеми своими поступками, — рассказывал бывший заместитель директора по науке СибНИА Станислав Кашафутдинов (ныне покойный). — Когда я, выпускник Казанского авиационного института, прибыв по путевке в СибНИА, был назначен в отдел NO 3, возглавляемый Р.Л. Бартини, он принял меня, беседовал. С искренним интересом расспрашивал о моем дипломном проекте, не сказал ни единого критического слова. Но после беседы я устыдился и понял, что знаю еще слишком мало».

«Свои идеи, свое понимание развития авиационной промышленности и технологии он действительно передавал, не жалел, — рассказывает Андрей Пухов. — Даже Сергей Королев считал его своим учителем. Он своими идеями одарил огромное количество специалистов». Много учеников было у Бартини в Новосибирске. Они и их последователи сейчас и пытаются поведать миру о вкладе этого великого авиаконструктора.

В Новосибирске, помимо уже упомянутого бюста, есть памятная доска, расположенная на доме, где жил Бартини. Есть инициатива по поводу того, чтобы назвать его именем одну из площадей города. Пока это только планы руководства СибНИА, и неизвестно, когда их удастся осуществить. Но куда важнее увековечить не столько имя, сколько труды Бартини. Именно с этой целью в институте была выпущена книга, в которой собраны не только воспоминания о Бартини, но и основные труды авиаконструктора. В том числе — его статьи об общем устройстве мира. Ведь Бартини был не только инженером, но и философом. И вполне возможно, что его статьи по физике даже более значимы, чем конструкторские работы.

Мемориальная доска в Новосибирске по адресу проспект Дзержинского, 75
Мемориальная доска в Новосибирске по адресу проспект Дзержинского, 75

В этих статьях он описывает новую систему координат: если мы привыкли к трем пространственным координатам и дополнительной — временной, то у Бартини координат — шесть: три пространственных и три — временных (время, скорость и ускорение). И это нововведение влияет на всё восприятие реальности, меняет все расчёты.

В своих стихах и в подписях к картинам (а Бартини был человеком творческим) авиаконструктор оставил фразы: «Есть одно. Оно есть всё» и «Вечен каждый миг». «Можно долго рассуждать о его модели мира, рисовать формулы… Но свое понимание мироздания он зашил в этой фразе, — объясняет физическую теорию Бартини Андрей Пухов. — Мы живем по этой модели, независимо от того, готовы ли мы ее понять и принять».


Есть Одно, оно – Всё.
Каждый миг вечен.
Неразрушимо звено неразорванной цепи
Вечного совершения —
В ней я живу и на самых далёких звёздах
Вечной неугасимой и вездесущей жизнью,
Только иной…
Вселенная существует во мне неотделимо,
Как в шаровом зеркале весь Мир во мне отображён.
Во мне содержится тот Мир беспредельный,
В который, исчезая, я сам
Навеки включён.
Вечен каждый миг.
                                                             Роберто Бартини

Современники теорию Бартини не поняли. Возможно, именно поэтому вокруг его имени сформировалось множество мифов, отчасти даже мистических. Про Бартини говорили даже, что он — пришелец из будущего.

Один из мифов заключается в том, что Бартини якобы стал прообразом Воланда из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако исследователи выяснили, что Булгаков не мог познакомиться с Бартини. Авиаконструктор действительно бывал в доме Волошина в Коктебеле, но совсем в другое время и с писателем там не пересекался. При этом среди знакомых Булгакова было множество людей с такой же внешностью, и прообразом Воланда мог стать кто угодно. Но почему-то эта легенда прижилась. Как и многие другие. Причем, связаны легенды не только с личностью, но и с работой Бартини.

Другая легенда родилась вокруг его «последней воли», и она уже ближе к правде. После смерти Бартини на подоконнике в его квартире нашли записку. Помимо прочего в ней было написано: «Все мои бумаги, фотографии запаять в цинковый ящик и не раскрывать до 2197 года» (то есть через 300 лет с момента рождения Бартини). Но то, что он просил, никто не выполнил: материалы разобрали эксперты, то, что было возможно, — использовали, а остальное поместили в архивы музея. При этом исследователи считают, что «последняя воля» Бартини — это скорее шутка, чем серьезное завещание. Особенно учитывая, что временная шкала не имела для него особого значения: какая разница, когда вскроют его бумаги, если каждый миг вечен?

Последняя воля Бартини (фрагмент)
Последняя воля Бартини (фрагмент)

Исследователи говорят, что Бартини сам подыгрывал всем мифам, которые появлялись около его имени, никогда ничего не отрицал, и вокруг него сформировался ореол таинственности. Например, по словам Константина Удалова, так называемое «крыло Бартини» на самом деле придумал Александр Москалев.

Или известный миф о том, что Бартини разработал самолет-невидимку. Этот самолет действительно существовал, хотя проект оказался не очень удачным и дальше опытного экземпляра дело не дошло. Но Бартини им не занимался — его делали совсем другие люди. С другой стороны, многие реальные разработки Бартини оказались приписанными другим авиаконструкторам, и кое-кто из них даже сделал на этом имя.

Бартини был очень осторожным, что не удивительно, учитывая секретность его работы. У него был очень узкий круг близких лиц. При этом сам он был очень отзывчивым человеком и всем старался помочь. «Со всеми Бартини общался на вы, хоть с уборщицей, хоть с шофером. Для него человек был ценен вне зависимости от способности понимать сложные процессы», — рассказывает Андрей Пухов.

А воспринимал людей Бартини совсем по иному принципу. «Предки и потомки — все люди, их многое объединяет и многое делит врозь: пол, возраст, раса, религия и культурный ценз, классовая разобщенность обездоленных и вельмож. Но больше всего людей разделяет их порода: делать, давать, иль только брать, тормозить, разрушать. Порода тех, кто без различий пола, возраста, расы и культурного ценза живет только тем, чтоб делать и дарить, те, кто лишь то имеют, что успели людям дать. А на другой сфере живут иные, кто всегда живет, но никогда не несет. Они живут только тем, чтоб брать, обделить. Те, кто лишь то имеют, что успели от других отобрать. Наступит время, осознав водораздел и веление все ускоряющей Природы, преодолевая предрассудки, суеверия и ограничения, возникнет строителей Великий Союз, всемирный бегущий неугомонных единый Фронт, против заболоченного лагеря застоя озверелых тупых обжор», — пишет Бартини в своей киноповести «Цепь».

Киноповесть «Цепь» (иногда ее называют автобиографической, хотя по факту это не совсем так – это, скорее, философский труд) — единственное художественное литературное произведение Бартини. Она была издана очень небольшим тиражом по инициативе Константина Удалова и Андрея Пухова. А оригинал хранится в научно-мемориальном музее Н.Е. Жуковского в Москве: это три рукописных блокнота и папка отпечатанных на машинке листов. Писал «Цепь» Бартини как раз перед отправкой в Новосибирск. Книга была написана за 4,5 месяца, но редактировал и правил ее он всю жизнь. Сам Бартини хотел, чтобы повесть была экранизирована. Но почему-то пока все попытки сделать это проваливались. Между тем, даже в своей «последней воле» Бартини просил отредактировать «Цепь». Однако при жизни автора она не была опубликована, и вспомнили о книге лишь недавно. «Я просто выполнил завещание старого мастера», — говорит издатель книги Андрей Пухов.

Вертикально-взлетающая амфибия ВВА-14
Вертикально-взлетающая амфибия ВВА-14

Между тем, авиаконструкторская работа Бартини по-прежнему актуальна. По словам Константина Удалова, сейчас возобновлены разработки военных экранопланов, во многом основанные именно на тех принципах, что закладывал в свои проекты Бартини. «Только сейчас пришло понимание того, что он предвидел еще тогда, — поясняет исследователь. — Он знал, каким путем пойдет развитие экранопланов. И сейчас эта тема наконец-то начала активно развиваться».

К сожалению, в Новосибирске нет музея, где можно было бы органично разместить экспозицию, посвященную Роберту Бартини. На страницах своих изданий ИД «Сибирское слово» уже неоднократно высказывало предложение о создании в городе Политехнического музея, где можно было бы собрать экспонаты со всех промышленных предприятий региона (на каждом из них есть свои музеи, но все они ограничены для свободного посещения). Туда могли бы попасть и хранящиеся в СибНИА материалы о Бартини.


«В стране советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолеты летали быстрее черных», — написано на могиле Бартини в Москве.


Тема жизни и творчества Роберта Бартини настолько многогранна и всеобъемлюща, что в рамках одной журнальной статьи можно коснуться ее лишь поверхностно. О нем написано немало книг и статей, сняты фильмы. В ближайшее время в свет выйдет четырехтомник за авторством Константина Удалова, куда войдут все работы Роберта Бартини и вся правдивая информация о его жизни, которую удалось собрать исследователям.

Мы еще не раз вернемся к его личности на страницах своих изданий. И будем всячески поддерживать любые инициативы, касающиеся возможности запечатлеть это великое имя на карте Новосибирска. А когда именно это произойдет — не так важно. Ведь каждый миг вечен.

Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *