Контрабанда леса и запрещенные продукты: как работает Новосибирская таможня? (фоторепортаж)

таможенный склад временного хранения

Если вы ждете посылку от родных или друзей из-за рубежа, будьте готовы приехать на таможню. Это слово пугает многих – то ли от незнания,  то ли от множества различных баек и историй в сети. Однако на деле всё оказывается не так уж и страшно. Как устроена таможня и почему сотрудники ФТС досматривают грузы, узнал ЧС-ИНФО.


25 октября в России отмечается День таможенника, а Новосибирская таможня 24 октября 2020 года отмечает 30-летие со дня образования


На левом берегу Новосибирска, у крупной грузовой железнодорожной станции Клещиха работает Новосибирский западный таможенный пост. Сюда приезжают машины с товаром из Китая, Германии, Узбекистана, Монголии и других стран, а также машины, везущие грузы из России. Таможня следит за тем, что перевозят через границу, чтобы не допустить ввоза или вывоза чего-то запрещенного, а также проконтролировать оплату пошлины.

Начальник Новосибирского западного таможенного поста Игорь Григорьев

«Наш пост расположен на крупнейшей железнодорожной грузовой станции Клещиха. Здесь происходит разгрузка товаров, которые идут на экспорт или приходят из-за границы», – рассказывает начальник западного поста Игорь Григорьев.

Это только один из шести постов Новосибирской таможни. Сотрудники ФТС также работают в аэропорту Толмачево, в месте международного почтового обмена в городе Оби, в Академгородке, у железнодорожной станции Восточная и в Центре электронного декларирования.

«Наш пост был единственным, где можно было оформить подакцизные товары – например, алкоголь и табак. Теперь эти товары будут декларироваться в центрах электронного декларирования», – рассказывает начальник поста.

Отметим, раньше на западном посту производилось и декларирование (то есть документально оформлялась информация о перевозимых товарах), и фактический контроль грузов – то есть осмотр машин и досмотр товаров. Теперь же вся Новосибирская таможня меняет свой статус – с 1 ноября она будет таможней фактического контроля.

«То есть при необходимости мы сверяем то, что находится в транспортном средстве, с тем, что заявлено в документах. Таможня фактического контроля этим и занимается. Проводим визуальный досмотр и осмотр – действительно ли это вино той марки, которая заявлена, те овощи, тот объем леса, который заявлен, и так далее», – поясняет Игорь Григорьев.

Заграничные подарки

В фойе здания Новосибирского западного таможенного поста – около десяти человек. Все они хотят подать заявления на выдачу паспортов транспортных средств. Чтобы поставить импортную машину на учет, им нужен этот документ – его тоже выдает таможня.

«Таможня выдает ПТС, если автомобиль ввезен, например, из стран евразийского союза – Армении, Киргизстана, Белоруссии, Казахстана. Кроме того, к нам приходят представители юридических лиц, чтобы получить распечатанную декларацию с отметками таможенного органа о том, что выпуск произведен, и транспортные документы. Инспектора им распечатывают декларации, заверяют и выдают», – проводит экскурсию Игорь Григорьев.

На этом же посту оформляются товары для продажи и… личные вещи.

«Как правило, на нашем посту оформляются посылки из Германии. На интернет-торговле специализируется другой пост, место доставки грузов. А у нас – личные вещи, подарки. Например, собирают хорошие вещи – обувь, одежду – в посылку весом килограммов 17 и посылают в Россию. Люди приезжают из деревень за посылками. Естественно, у таможни возникают вопросы: зачем 17 килограммов вещей? Нужно посмотреть, не на продажу ли это (там другой порядок оформления), действительно ли это б/у вещи. Мы проверяем и только после этого посылка выдается», – поясняет начальник поста.

Тонна томатов

Зона таможенного контроля начинается с больших металлических ворот и белых столбиков с надписью «Янтарь-2СН» – это установка для замера радиационного излучения. Уже здесь таможенники могут получить информацию о перевозимом грузе. Например, керамические изделия и санфаянс имеют естественный радиоактивный фон, не являющийся нарушением. Если машина «фонит», груз проверят на облучение – инспектор должен выяснить, не опасно ли оно для человека.

 

На автомобильной площадке таможенники проводят осмотр: верны ли номера транспортного средства, на месте ли пломбы. Перед тем, как отпустить фуры, часть из них досматривают. Как правило, это происходит, если не хватает документов для таможенного оформления или товар требует досмотра по правилам фито-санитарного контроля.

Пломбу можно вскрыть исключительно путем взлома. Если она вскрыта, значит был доступ к грузу. На фото: начальник отдела таможенного досмотра Андрей Девитаев

Досматривают далеко не все грузы, иначе работа таможни была бы парализована. Здесь, говорят таможенники, применяется принцип выборочности и система управления рисками: если есть вероятность нарушения таможенного законодательства, груз подлежит проверке.

В таком случае фуру подгоняют к дверям склада,  где инспекторы могут досмотреть весь товар или его часть.

«Сейчас происходит выгрузка товаров, которые быстро портятся, и взвешивание. Все фиксируется на камеру и документально: что это действительно хурма, действительно в таком объеме, действительно из той страны, как заявлено в декларациях. От этого зависит размер пошлины. Это нужно делать быстро, своевременно, чтобы инспектор в центре декларирования мог эти документы выпустить. Поэтому идет связь в режиме онлайн между контролирующим здесь инспектором и инспектором, сидящим, например, в Москве», – рассказывают сотрудники таможни.

Старший инспектор отдела таможенного досмотра Максим Барков в это время контролирует взвешивание помидоров и гранатов – целую фуру импортных овощей и фруктов выгрузили в довольно прохладный склад.

Всё содержимое фуры взвешивается на специальных весах. Чтобы вычислить массу нетто – вес товара без упаковки, грузчики выбирают от трех до пяти ящиков, освобождают их от овощей и фруктов и взвешивают. Так считается средний вес одного ящика, а затем – примерный вес всей упаковки.


«На то, чтобы выгрузить и взвесить всё, что было в одной фуре, ушло почти три часа. Сейчас взвешивание завершено, грузчики обратно загружают томаты и гранаты в фуру. А мне сейчас нужно составить акт о досмотре и отправить его в центр декларирования, – рассказывает Максим Барков. – В день на этом складе бывает и до пяти таких машин».

Инспекторы отмечают, что самый длительный и проблемный досмотр – тот, в котором больше 10-15 наименований. «При таком  ассортименте бывает по 100 артикулов. Нам необходимо проверить все артикулы. Это магазины бытовой химии, супер-маркеты, которые возят много мелочи. Сотрудник таможни должен посчитать всё по единицам. Такой досмотр занимает 3-5 дней», – говорит начальник отдела таможенного досмотра Андрей Девитаев.

Продукция, которая соответствует всем требованиям и на которую уплачены все таможенные платежи, выпускается в свободное обращение. Если же некие требования нарушены, товары либо изымают, либо декларируются правильно, но на лицо, которое это допустило, возбуждается дело об административном правонарушении.

«Практически каждый день выявляются нарушения. Нарушения разные. Чаще всего – это недекларирование, то есть в грузе обнаруживается что-то, чего нет в документах», – объясняет Андрей Девитаев.

Максим Барков

Контрабандисты

На площадке у склада лежат десятки брусьев – вскоре они отправятся в Китай. Сейчас таможенники проверяют, соответствуют ли фактические кубометры заявленным документам. Для вычисления объема груза ФТС пользуется специальной методикой расчета. В этот раз, признаются сотрудники поста, леса везут мало – иной раз сюда попадает в разы больше пиломатериалов.

Вообще, контрабанда ценных лесоматериалов – история нередкая. Чтобы из России не вывезли весь лес, таможенники особо строго проверяют такие грузы.

«Президент давал поручения разработать меры для того, чтобы урегулировать эту деятельность. Поэтому в систему рисков попадают такого рода товары», – рассказывают сотрудники таможенного поста.

Кстати, в сентябре инспекторы Новосибирской таможни остановили в Карасукском районе фуры, которые следовали в Казахстан. Оказалось, что они пытались вывезти из России доски из сосны, кедра, ели и пихты – намного больше, нежели было заявлено в документах. Таможенники изъяли 140 кубометров досок на сумму более одного миллиона рублей. Нарушителям закона грозит  до семи лет тюрьмы и крупный денежный штраф.


Только цифры:

15 контейнеров в день в среднем прибывают на Новосибирский западный таможенный пост

Более 120 стран мира являются партнерами Новосибирской области в торговле

27 000 деклараций выпущено Новосибирской таможней за 8 месяцев 2020 года

106 000 наименований значились в этих декларациях

6 000 000 000 рублей перечисляет Новосибирская таможня в казну государства ежеквартально (более 100 миллионов рублей в день)


 

Текст Валерии Шаньгиной,
фото Александры Фоменко

Читайте также:

Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

(function() {
var sc = document.createElement(‘script’); sc.type = ‘text/javascript’; sc.async = true;
sc.src = ‘//smi2.ru/data/js/95451.js’; sc.charset = ‘utf-8’;
var s = document.getElementsByTagName(‘script’)[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s);
}());

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *