Вторая волна «Холидей-вируса»: в ловушку попали десятки производителей России

Историю противостояния сети «Холидей» с его поставщиками многие сравнивают с пандемией коронавируса. И период совпадает и периодичность новых разбирательств.

Не успели поставщики банкротящейся торговой сети «Холидей» прийти в себя от многомиллионных исков, как компания решила поправить свое финансовое положение по новому сценарию, и тоже за счет тех же поставщиков. Теперь правопреемница ритейлера компания ООО «Холидей Маркетинг» требует от производителей компенсацию в размере 482 миллиона рублей за нарушение исключительного права на товарный знак.

Новые досудебные претензии поставщики стали получать с конца прошлого года. Ситуация неоднозначная, сложная и спорная.

Какие варианты выживания в юридических баталиях есть на сегодняшний день, какую помощь могут получить «пострадавшие» производители ЧС-ИНФО рассказала Наталья Пинигина, руководитель бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов НОО «Опора России».

— Сейчас под удар попали производители, которые выпускали товары под собственной торговой маркой ритейлера, предоставляли ему продукцию с низкой маржинальной наценкой, чтобы компания могла развивать свои бренды.  Само обвинение в контрафакте — это серьезный удар по репутации любой компаний.

Со времени первой волны претензий к поставщикам «Холидея» рабочей группе (куда входят руководители НОО «ОПОРА РОССИИ» и «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ», директора компаний, представители органов власти, общественных и правозащитных организаций) удалось выработать единую правовую позицию, отстоять ее в суде, в апелляционной инстанции и вернуть в правовое поле все требования, предъявленные компанией «Холидей».

— Сделать удалось немало. Главное через суд доказать аффилированность ООО «Компания Холидей̆» и ООО «Холидей Маркетинг». Поскольку совладелец «Холидея» Николай Скороходов на начало 2018 года входил в состав учредителей «Холидей Маркетинга».  И даже номер телефона, размещенный на упаковках товара под спорным товарным знаком, ранее принадлежал компании «Холидей», а сегодня является одним из контактов истца. Таких моментов предостаточно, — пояснила Наталья Пинигина. — Поставщики в регионах пытались оспорить претензии через местные суды, но «не дотянули» с юридической базой. А вот в Новосибирске суд тщательно разобрался в деле, отказав «Холидею» в претензиях. Поставщики надеются, что созданный в Новосибирске прецедент поможет всем в дальнейших судебных разбирательствах.

Суть в том, что «Холидей» заключил договора с компаниями по производству продуктов собственных торговых марок (СТМ): от хлебобулочных, макаронных изделий, молочной продукции, до бытовой химии, косметики и одежды.  При этом «Холидей» полностью контролировал производство, качество, стоимость, логистику товара. А главное, бизнесмены поставляли продукцию только на прилавки этой торговой сети. Заложниками этой схемы оказались производители Новосибирска, Бийска, Барнаула, Красноярска, Томска, Белгорода, Челябинска, Екатеринбурга, Москвы.

Система хорошо работающая годами оказалась в итоге ловушкой. Для спасения собственных торговых знаков «Холидей» передал все права ООО «Холидей Маркетинг» еще в конце 2016 — начале 2017 годов, то есть до банкротства.

— Но производители и поставщики самих товаров об этом не знали, их никто об этом не уведомил. Поэтому ситуация с судебными прецедентами по взысканию «Холидей Маркетинг» компенсации за якобы незаконное использование товарных знаков, которые ранее принадлежали «Холидей», неоднозначна и должна быть проверена правоохранительными органами на предмет наличия признаков уголовно наказуемого деяния, — акцентировала внимание Наталья Пинигина.

 С фактами не поспоришь

В картотеке арбитражного суда есть информация о четырех процессах. В 2019 году ООО «Холидей-Маркетинг» направило иски ТД «Морозко», ООО «Константа», ООО «ПК «Фарм-Про» и ИП Арефьева.

ТД «Морозко» выставили счет за неправомочное использование торговой марки «Ай да еда» на 1 млн 482 тысяч рублей.  Суд установил, что дизайн упаковки с данным товарным знаком разработала «Компания Холидей», она же инициировала производство пельменей с варениками под этой СТМ. Было доказано, что «Холидей» и «Холидей Маркетинг» — это аффилированные компании.  В результате суд отказал компании в претензиях к ТД «Морозко».  Позже это решение арбитража устояло и в апелляции.


АО «Новосибхлеб» получило претензию на 35 миллионов рублей, Красноярское ООО «Енисей» за производство салфеток и туалетной бумаги получило требование на 113 миллионов рублей, самый крупный иск пришел бийской ООО «Триера» — 136 миллионов рублей (что составляет около 60 процентов активов компании).


В 2020 году аппетиты сетевой компании не уменьшились. Так, новосибирская компания ООО «Торговый Дом Воял», занимающаяся поставкой меда на прилавки сетевого магната получила претензию более чем на 11 миллионов рублей.

Сколько веревочке не виться…

— 21 января 2021 года суд по интеллектуальным правам в Москве отменил решение арбитражного суда Алтайского края по «Константе». Теперь у нас есть не только положительная практика в Новосибирске. Мы готовы помочь разработать, сформировать доказательную базу всем производителям получившим иск от «Холидей Маркетинга», теперь мы знаем, как говорится, каждую запятую. Ситуация сейчас у всех неоднозначная. Не успев опомниться от влияния пандемии, региональные предприятия, для которых торговая сеть была чуть не основным партнером, получили иски на миллионы рублей. Это риск зарыться совсем! — продолжила Наталья Пинигина.

Парадокс, да и только

На какие – либо контакты с правозащитниками представители ООО «Холидей Маркетинг» не идут. Но это удалось журналистам. Ирина Гребнева, которая представляет интересы Николая Скороходова (один из учредителей «Холидей Маркетинг»), заявила изданию «Прецедент», что мол «мы никаким юристам заданий не давали. Ничего взыскивать не будем, считаем, что такая позиция применительно к поставщикам неправильна».

– Так что будут ли еще иски касающиеся СТМ, не понятно, — высказала свое мнение руководитель бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов НОО «Опоры России»

Третья волна Холидей — вируса

– Наша цель защитить производителей, а не наказать кого-то, – подвела некоторый итог Наталья Пинигина. – Объединение сил привело к серьёзным результатам. Судьи начали подходить к рассмотрению исков конкурсного управляющего не формально, а вникая в суть дела. У бизнеса появился шанс сохранить свои деньги. Судом было установлено, что связка по использованию схемы на использование СТМ является злоупотреблением правом, направленным на причинение вреда ответчикам. И теперь есть основание обратиться в правоохранительные органы с целью проверки на признаки уголовно наказуемых деяний в отношении действий ООО «Холидей Маркетинг». И мы работаем над предложениями о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ и федеральные законы по банкротству и использованию товарных знаков.

Впрочем, история не заканчивается. Рабочая группа готовится к третьей волне Холидей-вируса. К ним уже обратились арендодатели, с которых требуют возврат средств за аренду помещений.

Светлана Лебедева 

Читайте также:

Поделиться:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *