О стилях семейного воспитания

семья и дети

В рамках совместного проекта газеты «ЧС» и новосибирской общественной организации поддержки семей с детьми «Вектор» психологи Ирина Пономаренко и Олеся Герасименко дают советы для родителей. Сегодняшняя тема — стили семейного воспитания.

Воспитание — это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, который начинается в первую очередь в семье в виде применения родителями определенных приемов и методов взаимодействия с ребенком. В настоящий момент выделяют пять стилей семейного воспитания: авторитарный; гипоопека, или попустительский; гиперопека; непоследовательный; демократический, или гармоничный. Каждый из них оказывает разное влияние на психику и формирование личности ребенка.

Авторитарный

При таком стиле воспитания родители строго контролируют каждый шаг ребёнка: его желания, потребности, интересы, даже то, с кем ребёнку дружить можно, а с кем нельзя. Часто при этом родители используют физические наказания, принуждение, запреты, их заботит лишь то, чтобы ребенок рос послушным и исполнительным. Ребёнок в такой обстановке испытывает давление и напряжение, чувствует постоянную тревогу, стресс. Такие дети вырастают робкими, неуверенными в себе, неспособными постоять за себя, либо — наоборот, стремясь защитить себя, становятся агрессивными и конфликтными, у них часто возникают проблемы в межличностном общении. В подростковом возрасте при авторитарном стиле семейного воспитания возможен бунт со стороны ребенка, уходы из дома, враждебное отношение к окружающим. Такие подростки часто не воспринимают то, что говорят взрослые, не видят в их словах авторитет, поэтому находятся в постоянной оппозиции.

Гипоопека

Родителям, которые заняты, устают на работе, решают свои личные проблемы (развод, кризисы и прочее), иногда «не до ребенка». Каждый в семье — сам по себе, у каждого свои проблемы. При таком стиле воспитания ребенок предоставлен сам себе, на него не обращают особого внимания. Взрослым безразлично, каким вырастет ребенок и что его волнует сейчас. Ребенок растет в ситуации безнадзорности и вседозволенности. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для появления низкой самооценки ребенка. Таким детям сложно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, потому что им никто не объяснил. Опыт проживания в ситуации бесконтрольности и вседозволенности приводит таких детей в плохие компании.

Гиперопека

При таком стиле семейного воспитания родители чрезмерно опекают ребенка, лишая его самостоятельности во всём, «сюсюкаются» с ним, мягко преподносят свои требования и бурно реагируют, если они не выполняются, тем самым манипулируя ребёнком. Даже во взрослом возрасте родители не признают взросление и продолжают опекать «взрослого ребенка». Такой ребенок не способен принимать решения, неуверен в себе, зависим от чужого мнения, тревожен. Такие дети всегда будут бояться сделать что-то не так, ошибиться. При таком стиле воспитания родители не учитывают интересы ребенка, считая, что «они знают лучше», что ребенку делать, в какие игрушки играть, какие книги читать, какую одежду надеть. У ребенка появляется постоянное чувство вины, если он проявляет свою волю и желания. В подростковом возрасте ребенок стремится освободиться от чрезмерной опеки, иметь свое личное пространство. Здесь возможно проявление агрессии, обмана как средства защиты от родительского контроля, что может привести к конфликтам в семье.

Непоследовательный

Главная проблема при данном типе воспитания — отсутствие согласия между родителями в том, как воспитывать ребенка. Например, мать хочет, чтобы дочь выбрала творческое увлечение, отец желает, чтобы она росла спортсменкой. Здесь имеются разногласия между родителями в выборе можно/нельзя, хорошо/плохо и воспитательных воздействий в целом. Один родитель может разрешать что-то, что второй категорически запрещает. У ребенка возникает противоречие. Кто прав? Как мне лучше поступить, чтобы не обидеть обоих родителей? Ребенку сложно следовать всем требованиям родителей, это может способствовать появлению агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе и формированию проблем в общении с людьми. При таком стиле у ребенка отсутствует стабильность, уверенность в завтрашнем дне, ему трудно оценивать себя, своё поведение и поведение других людей по отношению к нему. Такой стиль семейного воспитания формирует неуправляемую, импульсивную, неуверенную в себе, тревожную личность.

Демократический

Стиль основывается на признании прав ребенка на самостоятельность, активность, творчество, свое мнение, ошибки. Родителями учитываются интересы и способности ребенка, воспитание построено на диалоге с ребенком, учете его желаний и потребностей. Родители поощряют любознательность, самостоятельность в поведении ребенка, помогают ему разобраться в вопросах, которые его интересуют. Отношения строятся на доверии, уважении к ребенку, на компромиссах и эмоциональном принятии своего ребенка. При этом родители последовательны в воспитании, имеют свои чёткие требования, просят соблюдать определённые правила и дисциплину. Отношения между родителями и детьми строятся на проявлении теплых чувств, заботы и поддержки. Ребенок вырастает ответственным за свои поступки, инициативным, умеющим рассуждать, с чувством собственного достоинства. Такие дети, как правило, хорошо учатся, имеют собственное мнение, независимы от оценок других людей. Семья дает детям хороший ресурс, дети знают, что родители всегда поддержат и окажут помощь. При таком стиле семейного воспитания формируется гармоничная, самостоятельная, активная личность.

Можно сделать вывод, что наиболее благоприятным стилем воспитания для развития ребенка является демократический, но не каждые родители готовы и умеют договариваться со своими детьми, так как в их детстве у них не было возможности этому научиться. Выращенные в авторитарных или гиперопекающих семьях, они подсознательно выстраивают такие же отношения с собственными детьми. Диагностика стиля семейного воспитания может быть проведена психологом или педагогом с помощью бесед и специальных тестирований.
Поделиться:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Из этого следует, что надо своевременно формировать у ребёнка знания об окружающей реальности, чтобы ребёнок понимал, что есть в жизни наркомания, алкоголизм, табакокурение и другие социальные проблемы, а есть другие жизненные ценности, это позволит дифференцировать и находить адекватные жизненные позиции личной адаптации, способы защиты от ее негативных проявлений и позволит сделать выбор правильного жизненного сценария.