«Я верю, друзья, караваны ракет…» К 60-летию полета человека в космос

Юрий Васильевич Кондратюк. Марка

Со дня первого полета человека в космос прошло шесть десятилетий. Многое из того памятного события уже забылось. Но живы еще люди, кто хорошо помнит, как они узнали о том, что на орбиту земли Советский Союз запустил ракету с человеком на борту.

«Говорит Москва!»

Эти слова, прозвучавшие в эфире шестьдесят лет тому назад, новосибирец Валерий Федоров запомнил на всю жизнь. Тот день, 12 апреля 1961 года, ничего необычного не предвещал. В селе Благодарное, в котором он тогда жил, все шло своим чередом: взрослые были на работе, а дети – в школе. Валерий Иванович, а тогда — просто Валерка Федоров, учился в первую смену. Придя с занятий, сел обедать, по привычке включил радиоприемник. Именно в эту минуту в эфире была пауза. Но несколько мгновений спустя, из динамика раздались необычные музыкальные позывные, и послышался голос диктора: «Внимание! Через несколько минут будет передано важное государственное сообщение…». И так — несколько раз. У Валерки сердце сжалось от нехорошего предчувствия: хотя ему было всего 10 лет, но он хорошо знал, что в 1961 году взаимоотношения Советского Союза и США достигли максимального напряжения в связи с тем, что Америка в непосредственной близости границ нашей страны – в Турции — установила ракеты средней дальности. Они  могли достигнуть городов в западной части СССР, включая Москву, а нам в то время ответить было нечем. Поэтому вся страна, в том числе и жители села Благодарное, расположенного в нескольких тысячах километрах от столицы, знали о том, что ситуация в мире складывается очень опасная. Люди даже поговаривали о возможной войне. Валерке показалось, что это загадочное сообщение наверняка было связано именно с тем кризисом. Он в течение нескольких минут не отходил от радиоприемника, чтобы узнать всю правду. И вот, наконец, из динамика прозвучало: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время десять часов две минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. Пилотом–космонавтом космического корабля-спутника является гражданин Советского Союза летчик Юрий Алексеевич Гагарин!». Прослушав это сообщение, Валерка выскочил на улицу и стал вглядываться в чистое весеннее небо, пытаясь найти в безоблачной синеве космический корабль с человеком на борту. Лишь многие годы спустя он узнал о том, что первый космонавт Юрий Гагарин в то время, когда звучало это сообщение, уже находился на земле, благополучно совершив посадку в заданном районе. Валерий Иванович уже не один десяток лет живет в Новосибирске, но отчетливо помнит тот день, когда в СССР произошло очень важное для русского человека историческое событие, которое стало на многие десятилетия национальной идеей огромной страны. А для всего мира – беспримерным подвигом советских людей в покорении космоса.

Сибирь космическая

Юрий Васильевич Кондратюк
Юрий Васильевич Кондратюк

Огромный вклад в освоение вселенной внесла сибирская земля. Здесь, в Новосибирске, многие годы жил и творил один из основоположников теории космических полетов, большой ученый Юрий Васильевич Кондратюк, которого по праву называют «сибирским Циолковским». Он был гением во многих отраслях, но больше всего прославился своими научными открытиями в области покорения космического пространства. Еще в 1929 году Юрий Васильевич издал книгу «Завоевание межпланетных пространств», принесшую ему мировую известность, в которой он впервые предложил последовательность этапов освоения космоса. В частности, ученый рассчитал все параметры вертикального подъема ракеты сквозь слои атмосферы с последующим ее выходом на орбиту Земли по определенной траектории. Он также является автором концепции возвращения космического корабля с орбиты, которую десятилетия спустя успешно использовали отечественные ученые при проектировании и создании «космического челнока» «Буран». Кроме этого, Юрий Васильевич Кондратюк теоретически обосновал возможность полета человека на Луну. Время подтвердило правоту всех его научных мыслей и разработок. То есть, по его версии, на спутник Земли необходимо отправлять экипаж из трех человек: двое из них в специальном модуле должны достигнуть лунной поверхности, а третий – оставаться в корабле на окололунной орбите. Эту идею спустя 40 лет подтвердили американские астронавты, впервые побывавшие на Луне. Известного сибирского ученого приглашал к сотрудничеству Сергей Королев, но по многим причинам, в большей части, личного характера, Юрий Васильевич Кондратюк не принял это предложение.

«Завоевание межпланетных пространств»

Он был не только ученым, но и мыслителем, понимающим всю грандиозность тех перспектив, которые сулит человечеству выход в межпланетное пространство. Он писал: «Именно в возможности в ближайшем же будущем начать по-настоящему хозяйничать на нашей планете и следует видеть основное, огромное значение для нас завоевания пространств солнечной системы…».
К сожалению, «сибирский Циолковский» Юрий Васильевич Кондратюк прожил недолгую жизнь – в возрасте 45 лет он погиб под Москвой в годы Великой Отечественной войны, не успев увидеть своими глазами осуществление своей мечты – полета человека в космос. От этого события его отделяли всего лишь 15 лет.

Кондратюк

Именем нашего прославленного земляка – Юрия Васильевича Кондратюка – в Новосибирске названа одна из городских площадей.

Следующим человеком, оставившим свой яркий след в развитии отечественной космонавтики, является выдающийся ученый, основатель Новосибирского Академгородка академик Михаил Александрович Лаврентьев. Группа специалистов под его руководством создала советский спутник «Луна-3», который впервые сфотографировал обратную сторону Луны. Новосибирск гордится тем, что часть своей жизни и учебы провели здесь будущие космонавты — Герман Титов, Павел Попович, Борис Волынов. Прямое отношение к Сибири имеет также прославленный космонавт, Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытое космическое пространство, Алексей Архипович Леонов, который является уроженцем села Листвянка Кемеровской области. А сегодня в отряде космонавтов центра имени Юрия Гагарина проходит подготовку уроженка Новосибирска Анна Кикина.

Кондратюка

Памятные реликвии

Мало кто знает о том, что Новосибирский «СибНИА имени С. А. Чаплыгина», крупнейший научно-исследовательский центр авиационной науки на востоке России, является не только мощной научно-исследовательской и испытательной базой авиационной и космической отраслей России, но и местом, где рождался будущий уникальный отечественный космический челнок «Буран». Первый и единственный полёт он совершил 15 ноября 1988 года, однако, наступившие смутные 90-годы поставили крест на дальнейшей судьбе советского орбитального корабля-ракетоплана. Между тем, он был рассчитан на 100 полетов в космос.

Интересно, что еще в 1960-х годах на СибНИА впервые начались работы по космическому направлению, связанному с проведением теплопрочностных испытаний ракетного блока «Е» посадочного модуля лунного корабля Л-З. Того самого, который разработала группа ученых под руководством Михаила Лаврентева.

Однако в 1974 году советскую пилотируемую лунную программу закрыли, и работы по этой тематике были прекращены. Позднее, с середины 1976 года, СибНИА стал заниматься работами по космоплану «Буран». В его лабораториях и на полигонах проводились испытания крупных агрегатов и элементов конструкции челнока, плиточной теплозащиты, в том числе, с имитацией условий космической среды.

После первого триумфального беспилотного полета «Бурана» ученые и конструкции разработали и  отправили на испытания новый улучшенный киль для второго запуска челнока теперь уже пилотируемого. Но проект внезапно закрыли. Так и не побывавший в настоящем космосе киль космолета до сегодняшнего дня остается соседствовать с небольшой зелёной капсулой из другого проекта ─ полёта человека на Луну.

В Сибирском научно-исследовательском институте авиации рассказали, что предприятие и сегодня продолжает взаимодействовать с космическими проектами страны. Например, здесь проходят испытание антенны космической связи. Институт сосредоточил основное внимание на испытаниях самолётов SSJ-100, и МС-21, на создании летающих лабораторий специального применения, проектировании элементов конструкции самолёта Ил-476, лётных исследованиях средств навигации и посадки аэродромов и испытаниях воссозданного легендарного штурмовика Ил-2.

А память о былых заслугах и работах института сегодня бережно хранят несколько фрагментов легендарного отечественного космического челнока «Буран». Они являются напоминанием последующим поколениям о грандиозной работе сибирских ученых в освоении космического пространства.

Читайте также:

Поделиться:

Добавьте нас в источники:

Яндекс.Новости

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *