Экономика сегодня: главное – найти и поддержать новые возможности, которые сейчас открываются

Коронавирус кредиты предприятиям 1 июля

Фото: pixabay.com

На прошедшем в конце марта заседании Совета Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий Новосибирской области обсудили перспективы работы малого и среднего бизнеса.

В своем выступлении президент МАРП Сергей Карпекин заметил, что сейчас основная задача российского предпринимательства – справиться с текущим моментом и не потерять бизнес. Он упомянул о большом числе антикризисных предложений, поступивших от новосибирских предпринимателей и предприятий. Они уже разбиты по направлениям и доведены до региональных и федеральных властей. Кроме того, на их основе разработана программа неотложных мер поддержки отечественной экономики, в том числе и на региональном уровне.

Кредиты – кровь экономики

– Проблема с доступностью кредитных ресурсов выходит сейчас на первый план, – подчеркнул президент МАРП. – Поднятая Центробанком ключевая ставка на уровень в 20% в целом призвана сдержать инфляцию, но на местах – в регионах у большого числа предприятий малого и среднего бизнеса плавающие ставки по кредитам плюс насущная необходимость срочного перекредитования. Прежних условий им уже не предложат, а новые кредитные ставки явно окажутся непосильными. Поэтому сегодня нужна мобилизация региональных ресурсов для льготного кредитования бизнеса. В эту работу активно включились Новосибирская городская торгово-промышленная палата и наша ассоциация. В дополнение к этому, решается вопрос федеральной целевой поддержки бизнеса через площадки Российского союза промышленников и предпринимателей и Российской торгово-промышленной палаты.

Понятно, что высокие процентные ставки банков бьют не столько по спросу, сколько сокращают предложение практически на всех рынках. Они осложняют и без того непростое положение предприятий и вынуждают их обращаться за экстренной помощью к органам власти. В результате общие правила кредитования бизнеса просто не действуют. Сокращающиеся кредитные ресурсы на фоне растущих обязательств в условиях проблем с заимствованием на финансовых рынках поставят бюджеты всех уровней в нелегкое положение. Как правило, в кризисных условиях первое, что начинают сокращать, – это расходы на инвестиции. Если это допустить, об экономической стабильности можно забыть.

Участники заседания Совета были проинформированы и о программах Фонда развития промышленности Новосибирской области и поддержке проектов модернизации производства. Отдельно Сергей Карпекин отметил важность только что принятого решения на уровне правительства Новосибирской области о докапитализации Фонда промышленности, на основе которого будет происходить пополнение оборотных средств предприятий. Кроме того, большую роль играет профильное кредитование малого бизнеса со стороны Фонда микрофинансирования, а также деятельность Гарантийного фонда поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В современных условиях грамотная кредитная политика на местах способна стать той платформой, на основе которой возможно предотвратить падение российской экономики.

Новая кредитная и таможенная политика регионов и федерального центра

По общему мнению участников заседания совета МАРП, только снижение налогового бремени в создавшейся ситуации сможет дать на выходе более благоприятный деловой климат, способствующий реальной поддержке бизнеса. Опыт работы в условиях пандемийных ограничений наглядно показал, что отсрочки и рассрочки налоговых платежей дают вполне качественный результат в плане такой помощи. Отдельно нужен мораторий на возможное банкротство предприятий. Кассовый разрыв, то есть временная нехватка денег на обязательные расходы – в настоящее время не является качественным показателем настоящего положения дел того или иного предприятия. Теперь уже точно известно, и это существенное достижение, что налоговые органы до конца года не будут проводить плановых проверок. К такому проверочному мораторию подключились и иные контрольно-ревизионные органы Новосибирской области. Данное правило является общим, за исключением ситуаций, связанные с угрозой ЧС, создающим опасность для здоровья и жизни людей.

В той же плоскости решается проблема пополнения компонентной базы. Сейчас не все необходимые комплектующие можно купить и завезти. Для решения этого вопроса есть простое решение – установление «мягкого» таможенного режима для материалов, поступающих из Индии, Китая и стран юго-восточного региона. Главное сейчас понимать, что промедление в экстренных мерах поддержки отечественного бизнеса чревато крайне негативными последствиями – упасть сейчас легко, подняться будет трудно. То же самое касается общероссийской программы импортозамещения для развития и реализации которой, опять-таки, необходим максимально комфортный режим для каждого конкретного предприятия. То есть предполагается своеобразное управление деятельностью таких производств «в ручном» режиме, когда приходится учитывать особенности и потребности каждого игрока этого рынка.

Перспективы государственного контроля

Следующий немаловажный фактор, обуславливающий современное состояние экономики, это – отказ от расчёта конечной стоимости продукции в долларах США. Многие недобросовестные предприниматели пользуются нестабильностью курса валют и наживаются на искусственном удорожании материалов и комплектующих, что приводит к неминуемому росту цен конечной продукции и увеличению затрат отечественных предприятий-производителей. Такой корпоративный эгоизм, по мнению Сергея Карпекина, «излечим» с помощью введения полного государственного регулирования всех производственных циклов. Это, в свою очередь, безусловно, приведет к частичному отказу от рынка, зато даст стабильность и гарантированное развитие в рамках принятой правительством программы антикризисных мер.

Транспортная проблема

Также на Совете были обсуждены проблемы, связанные с логистикой и формированием новых коридоров движения экспортно-импортных товаропотоков.

Сегодняшнее положение дел в этой сфере кратко можно обозначить так: «Запад» закрыт, а «Восток» перегружен. Товарообмен с Китаем вызывает сейчас самые большие вопросы. Старые схемы транспортных поставок товаров, оборудования и комплектующих деталей посредством автомобильного сообщения из-за пандемийных ограничений практически сведены к нулю. Авиасообщение пока работает в крайне усеченном режиме. Бизнесмены пользуются очень недешёвым путём через морскую доставку до Владивостока, и оттуда грузовым транспортом. Такой способ отнимает много времени и приводит к удорожанию доставки на 120-150%. При этом, скоро и он сойдет на нет ввиду того, что более 50% крупных международных компаний-перевозчиков и поставщиков контейнерного парка уходят из России. Остаётся вариант использования ресурсов РЖД, при условии отказа от приоритета перевозки угля. Еще существует возможность увеличения потока авиасообщений между РФ и КНР за счет китайских авиакомпаний.

Ещё одной «ахиллесовой» пятой российской экономики является, по мнению новосибирского бизнес-сообщества, положение отечественной микроэлектроники. В этой сфере также необходим государственный контроль и полноценные инвестиции. Иначе с позиций страны с отстающей отраслью мы автоматически перейдём в положение страны «третьего мира» вроде Зимбабве.

В целом, новосибирское бизнес-сообщество ждет от государства реальной помощи, той удочки, которая бы позволила предприятиям «рыбачить» самостоятельно в рамках неизменных условий и всеми принимаемых правил общей игры. На региональном уровне подобная понимание уже прорисовывается. Осталось упрочнить такое положение дел на федеральном уровне.

Роман Сидоров

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *