Довели до коллапса, а теперь оправдываются: как решают мусорные проблемы в Новосибирске
Новосибирский Академгородок и микрорайон Шлюз лишили контейнеров для сортировки мусора. Представители компании «Арктика Сити», которые их обслуживали, рассказали в социальной сети «Вконтакте», что они вывезли их специально, так как перестают работать в Советском районе.
– Основными причинами прекращения нашей работы в Советском районе стали: недружественные действия со стороны ФГБУ ЖКУ ННЦ, сбои в вывозе раздельно собранных отходов транспортной компанией «ЭкоТранс-Н», желание МУП САХ самостоятельно развивать систему раздельного сбора на территориях, где он является перевозчиком ТКО, – говорится в сообщении компании.
Причём, в компании-перевозчике отмечают: в Советском районе самые осознанные жители. Именно в этом районе сортировка мусора была лучшей во всём городе.
В «Арктика Сити» заявили, что вернутся в Академгородок при глобальных изменениях в сфере обращения с отходами в Новосибирской области.
— Мы покидаем Советский район, — официально объявили в «Арктика Сити». — Пару дней назад мы вывезли наши контейнеры для раздельного сбора из Академгородка и микрорайона Шлюз. Основными причинами прекращения нашей работы в Советском районе стали: недружественные действия со стороны ФГБУ ЖКУ ННЦ, сбои в вывозе раздельно собранных отходов транспортной компанией «ЭкоТранс-Н», желание МУП САХ самостоятельно развивать систему раздельного сбора на территориях, где он является перевозчиком ТКО. Мы благодарны жителям Советского района за поддержу, лучшее в Новосибирске качество сортировки отходов и искреннее желание дарить вторсырью новую жизнь. Наше возвращение в Советский район будет возможно только при глобальных изменениях в сфере обращения с отходами в Новосибирской области, до которых ещё очень далеко, но мы будем надеяться на лучшее и скорейшую встречу с жителями Академгородка и Шлюза!
Тем временем новосибирский оператор ТКО нанял новых сотрудников после забастовки персонала. На работу были приняты 28 водителей. Ещё 56 вакансий на предприятии намерены закрыть в течение месяца, до середины июня.
К сегодняшнему дню компания «ЭкоТранс-Н», у которой забастовали двести сотрудников, отказавшись вывозить мусор, укомплектовала 14 экипажей мусоровозов. Оставшиеся 56 вакансий планируют закрыть до первой половины июня, сообщили журналистам в пресс-службе регоператора «Экология-Новосибирск», чьим подрядчиком является «ЭконТранс-Н».
— Мы вошли в плановый режим работы, — утверждают в «ЭконТранс-Н», — продолжаем осуществлять свою деятельность в штатном режиме. Техники у нас хватает. На данный момент активно трудоустраиваем новых водителей и операторов. За восемь рабочих дней приняли в штат 28 новых сотрудников, полностью укомплектовали 14 экипажей, ещё один экипаж нанят по договору ГПХ.
В среду, 4 мая, проблему обсудили на оперативном совещании у новосибирского губернатора Андрея Травникова. Как отметили в пресс-службе правительства Новосибирской области по итогам совещания, в Октябрьском, Дзержинском и Ленинском районах Новосибирска остаются проблемы по отдельным площадкам сбора твёрдых коммунальных отходов и маршрутам вывоза мусора. Их планируют решать за счёт усиления специальных служб техникой.
Напомним, что министерство ЖКХ и энергетики Новосибирской области официально предупредило регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Экология Новосибирск» о юридических последствиях нарушений с вывозом ТКО в Новосибирске.
— Сохранение значительных проблем в районах города до 29 апреля станет поводом для запуска процедуры расторжения Соглашения с региональным оператором, — сообщают в профильном министерстве региона.
Главной проблемой, которая спровоцировала мусорные неурядицы в Новосибирске, стало прекращение аренды автомобильного парка спецтехники. ООО «ЭкоТранс-Н» арендует машины у ГК «ВИС», от которой она на днях получила уведомление о необходимости погасить задолженность по арендной плате. Но из-за неспособности мусорного перевозчика рассчитаться с долгами, арендодатель заблокировал эксплуатацию предоставляемого им транспорта.
В итоге более 80-ти мусоросборочных машин в Новосибирске и Новосибирском районе не вышли в рейс, из чего можно сделать закономерный вывод о том, что находящейся в распоряжении «Эко Транс-Н» спецтехники не хватает на то, чтобы в полном объёме обеспечить вывоз твёрдых коммунальных отходов и обеспечить раздельный сбор отходов в городской черте и за её пределами.
20 апреля прокурор города встретился с работниками компании «ЭкоТранс – Н». Участникам забастовки разъяснили их трудовые права. Ведомство отмечает, что предварительно достигнуты договорённости с арендодателем автомобилей и ООО «ЭкоТранс – Н» по погашению образовавшейся текущей задолженности по аренде мусоровозов, рассмотрены вопросы улучшения условий труда работников. Между тем, мусорные баки оставались переполненными во многих районах города. И мэр Новосибирска Анатолий Локоть ввёл в городе режим повышенной готовности. Как сказано в распоряжении мэра, режим повышенной готовности создан для «ликвидации критической ситуации, связанной с невыполнением региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Новосибирской области ООО «Экология-Новосибирск» обязанностей по регулярному вывозу твердых коммунальных и отходов в Дзержинском, Железнодорожном, Центральном, Заельцовском, Калининском, Ленинском и Октябрьском районах города Новосибирска».
Кроме того, в Новосибирске был создан штаб по координации действий и сбору оперативной информации об обстановке на территории города. Директору МУП «Спецавтохозяйство» поручено незамедлительно начать работы по вывозу твёрдых коммунальных отходов на территории города Новосибирска.
Губернатор Новосибирской области поручил министерству ЖКХ и энергетики применять любые административные меры для исключения дестабилизации сферы обращения с отходами.
Обсуждение проблемы с вывозом мусора состоялось в рамках оперативного совещания Андрея Травникова с членами регионального правительства Новосибирской области.
— Подтверждается версия коммерческого конфликта. Конечно, к региональному оператору в течение прошлого года накопилась масса вопросов и претензий. Но участникам рынка абсолютно недопустимо использовать жителей города в качестве заложников и жертвовать их комфортом ради урегулирования коммерческих разногласий. Оператора это никак не оправдывает – взяли на себя ответственность, решайте задачу, как угодно, независимо от обстоятельств. Необходимо обеспечивать выполнение предоставления услуги жителям города и области независимо от обстоятельств. Вмешивайтесь в этот конфликт, принимайте меры, разрешаю принимать любые решения. Совершенно очевидно, что не удалось устроить этот скандал в новогодние праздники. Всё должно быть подготовлено к длинным майским праздникам», – заявил глава Новосибирской области.
Заксобрание Новосибирской области призывает сменить мусорного оператора
С предложением сменить регоператора-монополиста выступил на сессии заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агенко. Предложение законодателя: лишить статуса действующего регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и выбрать двух-трёх новых регоператоров – во избежание монополизма. По оценке Вадима Агеенко, регион оказался в ситуации мусорного коллапса:
— Работники МинЖКХ фиксируют бесконечные нарушения графиков вывоза мусора. Жители города жалуются на антисанитарию и заваленные мусором контейнерные площадки. Необходимо разобраться в истинных причинах такого коллапса, — заявил Агеенко.
Зампредседателя строительного комитета Заксобрания подробно изложил причины этой ситуации:
— С 2021 года основным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов в Новосибирской области является «ЭкоТранс-Н», который вывозит 70 процентов всего мусора на территории области, обслуживает шесть из десяти районов Новосибирска, город Обь, 29 районов Новосибирской области из 30 и часть Новосибирского района. На момент участия в конкурсе 2020 года «Экотранс» не имел собственных транспортных средств для выполнения взятых на себя транспортных функций, поэтому взял у акционерного общества «Энергосила» 85 специализированных машин, в том числе, мусоровозов. Однако, арендную плату выплачивает не регулярно и не в полном объёме. Только с сентября 2021 года на основного перевозчика Новосибирской области «ЭкоТранс-Н» в арбитражный суд было подано шесть исковых заявлений.
По информации, озвученной Вадимом Агеенко, 25 апреля 2022 года был наложен арест на средства «ЭкоТранс-Н» на сумму 11,8 миллиона рублей.
— В этой ситуации вполне логично, что арендодатель «Энергосила» в силу неоплаты аренды с 19 апреля ограничил доступ к своим машинам, которые сегодня стоят в гараже с заблокированными топливными системами, — рассказал Агеенко.
По мнению парламентария, главной причиной мусорного коллапса стало «хроническое, сознательное недофинансирование перевозчиков со стороны регионального оператора». Парламентарий напомнил, что депутаты Законодательного Собрания не раз рекомендовали Правительству области сменить регионального оператора.
— Действующий регоператор ни финансово, ни организационно не способен надлежащим образом исполнять свои функции по организации обращения с отходами в Новосибирской области, – уверен Вадим Агеенко. – Его деятельность приводит к регулярным сбоям вывоза мусора, что вызывает социальную напряженность среди населения Новосибирской области. В связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией на территории Новосибирска, учитывая заявленное банкротство действующего регоператора и, как следствие, его неспособность надлежащим образом исполнять свои прямые обязанности, ещё раз обращаюсь к руководству нашей области и предлагаю лишить «Экологию-Новосибирск» статуса регоператора и расторгнуть с ним действующее соглашение. Предлагаю ещё раз пересмотреть территориальную схему обращения с отходами в Новосибирской области и вернуться к вопросу определения в Новосибирской области двух или трех регоператоров для избежание монополизма, — сказал Агеенко.