В СибНИА прошло мероприятие в честь 125-летия Роберта Бартини (фото)

фото: Константин Кутузов

Во вторник, 17 мая, в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина прошло закрытое мероприятие, посвящённое 125-летию выдающегося авиаконструктора Роберта Людвиговича Бартини.

Ранее, 14 мая, в Москве провели круглый стол к юбилею Роберта Бартини, а во вторник, 17 мая, торжественное мероприятие прошло в Новосибирске – в СибНИА имени Чаплыгина, где виновник торжества проработал несколько лет своей жизни.

фото: Константин Кутузов

Встреча проходила в закрытом формате, что неудивительно: вход на территорию научно-исследовательского института производится строго по пропускам.

фото: Константин Кутузов

Начали с показа документального фильма, посвящённого биографии гениального авиаконструктора.

фото: Константин Кутузов

После просмотра фильма все желающие отправились в зал, где была представлена выставка в честь выдающегося изобретателя. На фоне баннера с изображениями летательных аппаратов Бартини расположились три модели его самолётов. А рядом портрет авиаконструктора с его знаменитой цитатой: «Красные самолёты должны летать быстрее чёрных». По словам начальника участка подразделения аэродинамики СибНИА Сергея Евдокимова, картину подарил им дизайнер Сергей Кашеваров.

фото: Константин Кутузов

– Бартини работал в Новосибирске с 1952 по 1956 год. Вот эта модель ВВА-14 была изготовлена и продута здесь, в нашей аэродинамической трубе, – поведал Сергей Евдокимов, представляя макет легендарного самолёта-амфибии. – Нам просто повезло, что такой человек работал в первом отделении, у него были последователи, ученики за это время. Его влияние очень трудно переоценить.

фото: Константин Кутузов

К сожалению, большинство работ Роберта Людвиговича не были воплощены при жизни создателя.

– Это были не самые лучшие времена с точки зрения работы конструкторов. К сожалению, очень часто в технические вещи вмешивалась политика. Так, например, некоторые люди в угоду своим изобретениям просто-напросто «гасили» всех остальных. Был у нас такой товарищ Яковлев, нельзя недооценить его заслуги, но благодаря ему некоторые конструкторы не получали ни заводов, ни двигателей, а некоторые даже свободы, – посетовал Сергей Евдокимов.

По его словам, наработками и изобретениями Бартини авиаконструкторы будут пользоваться ещё долгое время.

– Какими именно – вещь секретная, нам об этом сильно разговаривать нельзя, – заинтриговал начальник участка подразделения аэродинамики.

Ведущий инженер отделения аэродинамики СибНИА Владимир Мымрин рассказал о некоторых идеях Роберта Людвиговича, которые уже были реализованы его учениками.

фото: Константин Кутузов

– Су-27 – это интегральная компановка, она родилась из ВВА-14. Николай Петрович Симонов был заместителем Бартини как раз с 1972 по 1974 годы. Безусловно, идея интеграции элементов летательного аппарата нашла реализацию в СУ-27, СУ-57. Затем таганрогские самолёты Бе-200, Бе-103, – рассказал Владимир Мымрин. – Еще можно сказать, что транспортный самолёт Ан-8 – это самолёт Бартини Т-117, он отдал Олегу Константиновичу Антонову чертежи этого самолёта. Конечно, он немножко видоизменённый, но суть та же, а именно несущий фюзеляж, задняя транспортная рампа и параметры самолётов.

Научному руководителю СибНИА Владимиру Чемезову в начале 1970-х годов посчастливилось лично встретиться с Робертом Людвиговичем. Он поделился своими воспоминаниями о гении.

фото: Константин Кутузов

– С ним было очень хорошо разговаривать, чувствуешь себя на высокой ноте, на седьмом небе. Он очень просто, как все гениальные люди, объяснил тот эффект, о котором мы его спрашивали. Буквально при нас из прямоугольного листочка сложил, условно говоря, центроплан и показывал нам, как он летает вдоль всего стола, – вспомнил Владимир Чемезов, – В то время я, конечно, уже был много о нём наслышан, но только после того, как я прочитал разную литературу о нём, я понял, что это уникальный гений, которых, я думаю, на земле очень мало.

Cправка ЧС-ИНФО:
Настоящая фамилия Роберта Людвиговича Бартини — Орожди. Он родился 14 мая 1897 года в Австро-Венгрии. Умер 6 декабря 1974 года в Москве. В СССР приехал как авиационный инженер в 1923 году. Создал схемы гидросамолетов ЛЛ-1 и МБР-2, дальнего арктического разведчика ДАР, самолета Сталь-6, на котором установлен мировой рекорд скорости, пассажирского скоростного самолета Сталь-7, а также оригинальные схемы транспортных летательных аппаратов (Т-107, Т-117, Т-217), сверхзвуковых летающих лодок и вертикально взлетающих океанских амфибий. Реализованы были три: Сталь-6, Сталь-7 и амфибия ВВА-14. Являлся главным конструктором, начальником отдела СибНИА в период с 1952 по 1956 год.

ИД «Сибирское слово» совместно с СибНИА выступал инициатором присвоения имени Роберто Бартини площади в Новосибирске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *