Честный Статский советник

Здание полицейского управления, построенное при Берестове

На сайте администрации Забайкальского края в списке руководителей Забайкальской области (1851 по 1922 гг.) пятым вице-губернатором значится Берестов Михаил Николаевич. Он был в этой должности с 26 октября 1874 по 16 ноября 1880 года. По сути, это единственный документ, который упоминает об этом гражданском руководителе огромной административной единицы Восточной Сибири. Отсюда и появилось его имя в четырехтомной «Энциклопедии Забайкалья».

Краткие сведения из биографии

О дате рождения и происхождении М. Н. Берестова ничего неизвестно. О прохождении его гражданской службы ранее сведений тоже нет. В Томске он служил с 3 февраля 1867 по 3 мая 1874 года. За эти семь лет он дослужился до чина 5 класса (статский советник, соответствовал полковнику, — прим. авт.) и должности председателя губернского правления. А затем был назначен вице-губернатором Забайкальской области.

В книге Алексея Кобелева «Начальные люди Томской губернии. Исторические портреты 1804-1917» нет биографии Берестова. Автор пишет: «Его формулярного списка в Государственном архиве Забайкальского края не сохранилось». Не имелось сведений о Берестове и в архиве Томской области, поскольку в книге указаны только такие строки: «11 июля 1874 года вступил в должность вице-губернатора Забайкальской области. Оставил те края в 1880 году. В алфавитном списке имен «Воспоминаний» Л.Ф. Пантелеева — участника революционного движения, арестованного в 1864 году и приговоренного к 6 годам каторжных работ, замененных поселением в Енисейской губернии, названо его полное имя, отчество и фамилия, указан и год смерти — 1902».

Что касается его карьеры, то нужно придерживаться официального краткого словаря «Высшее чиновничество Российской империи», в котором сообщается, что Берестов М. Н. состоит в классном чине с 1852 года. Действительный статский советник (генерал-майор, — прим. авт.) с 1876 года.

По возрасту при производстве в первый чин ему было предположительно 20-25 лет. В последний чин он был произведен перед отставкой в Чите. Алексей Кобелев назвал и дату смерти М.Н. Берестова: 25 октября 1902 года.

Томск тех лет

Реформы в области

Вице-губернатор Берестов М. Н. шесть лет бок о бок работал с военным губернатором генералом Педашенко И. К., который видел в нем незаменимого помощника. Оба они вступили в должности в 1874 году, и почти одновременно в 1880 году покинули Забайкалье. Педашенко стал губернатором Енисейской губернии, Берестов ушел в отставку.

С первых месяцев управления областью одной из главных задач для них стало развитие сельского хозяйства, которое развивалось медленно, по старинке. Военный губернатор поручил областному войсковому правлению, возглавляемому Берестовым, собрать сведения за последние десять лет о развитии земледелия и скотоводства в области. От окружных исправников требовалось внести предложения об улучшении ситуации в этом вопросе. К сожалению, не по вине руководства области, а по причинам климатических условий региона, решение этого вопроса надолго затянулось. Татьяна Константинова в книге «Губернаторы Забайкалья.

1851-1917 гг.» отметила, что «…предложения окружных исправников будут реализованы в последнее десятилетие Х1Х века».

Одним из главных дел для руководства области стало проведение реформы городового управления в Чите. Законодательное регулирование основ городского самоуправления в России осуществлялось после утверждения Городового положения Александром II от 16 июня 1870 года. Первые выборы гласных (депутатов, — прим. авт.) в Читинскую городскую Думу были проведены в 1875 году. Из 271 обывателя, имеющего недвижимую собственность, избирательным правом воспользовались 65 человек. В результате выборов в Думу вошли 30 гласных (депутатов). На первом заседании Думы было объявлено об открытии в Чите новых городских учреждений — городской Думы и городской управы, как органов городского самоуправления Российской империи (Чита, «Вестник городской Думы», № 1, 2020 г.).

При проведении реформы проявились организаторские способности вице-губернатора Берестова, который был помощником военного губернатора по гражданским делам, так и членов областного правления.

Дела тюремные

В начале семидесятых годов XIX века добыча золота на Карийских приисках Забайкальской области упала. Ненужными стали многие рабочие. Решили посылать туда государственных преступников. В Нижнюю Кару доставляли их из Читы. Здесь они размещались в деревянном здании, обнесенном частоколом, оставшемся от декабристов. Георгий Граубин в книге «Серебряный капкан. Страницы истории» (Иркутск, 1993) посвятил этому периоду несколько строк.

Он пишет, цитируя М. А. Орфанова, служившего в 1870-х годах столоначальником Забайкальского областного правления под началом Берестова: «Нередко тех, у кого были хорошие специальности, старались задержать в Чите. Оттого, что она была «очень бедна вольными работниками, потому там издавна установился взгляд на местный острог, как на некоторую универсальную мастерскую; нужно ли кому из «служивых людей» часы починить, книги переплесть, мебель сделать, рояль настроить и т. п. — все они обращаются к смотрителю острога с просьбой «подзадержать» такого-то».

«Тюремные дела, как и гражданские, — повествует далее Г. Граубин. — оформлялись в эти годы прекрасно. Вице-губернатор Берестов лично отбирал заключенных с хорошим почерком, и они красиво выполняли эту работу».

Это было не вмешательство должностного лица в дела тюремные, а обычная процедура при осмотре тюрем. Ведь все вице-губернаторы Российской Империи состояли в «комитете попечительного о тюрьмах общества» на местах.

В тот период вице-губернатор Берестов способствовал внедрению редких в Чите ремесел. Это отмечено в работе «Польские политические ссыльные» Евгения Семенова из Улан-Удэ: «9 августа 1874 года польский ссыльный Войцех Бушинский обращался с прошением к Читинскому окружному исправнику о причислении его на жительство в Читу. В своём прошении ссыльный сообщал, что уже открыл в городе мастерскую, в которой занимается кузнечным, столярным, экипажным и бондарным ремеслом. По свидетельству Читинского полицмейстера Бушинский «ведёт себя прилично, заказы исполняет добросовестно». Полицмейстер без ведома военного или же гражданского губернатора, коим являлся Берестов, такого разрешения дать не мог.

Томск в 1805 году

На службе правопорядка

Военному губернатору было предоставлено право поручать вице-губернатору «частные обозрения городских и уездных управлений». Такие проверки Берестовым проводились и в полицейском управлении. Там же совместно вырабатывались и вопросы укрепления правопорядка. Это подтверждает М. Орфанов. В рассказе «Отрывки из дневника бывалого человека» он вспоминает о беседе с беглым каторжником, называя его «бродягой». Тот рассказывает ему о побеге. Говорит: «Ничего, прошли благополучно, даже успели одного барана скрасть. Подошли к Чите и, зная тамошние порядки, к «Лукичу»» не пошли».

М. Орфанов поясняет, что «Лукич» — это бывший полицмейстер Читы Александр Лукич Парфентьев, личность популярная среди арестантов и ссыльных: «Прежде, до него, путь беглых из Кары и других заводов лежал через сам город Читу, и, понятно, безопасность и спокойствие города от этого не увеличивались. Чтобы отучить бродяг заходить в Читу, «Лукич» избрал следующий метод: как скоро бродяга попадался в городе или на городской земле, он его до суда драл, как только можно драть, держал все время в тёмной, и вообще пойманному приходилось жутко. Если же бродяги попадались в округе, то есть вне сферы власти городской полиции, и препровождались к «Лукичу» для содержания в остроге, то он обыкновенно выпускал их на волю в тот же день, даже не побив их. Метод удался, и в несколько лет он добился, что бродяги стали обходить Читу».

Не исключено, такая тактика борьбы с беглыми, что позволяло снизить преступность в городе, была выработана вице-губернатором совместно с городской полицией.

О полиции в то время Городской думой рассматривались и такие, к примеру, вопросы. Раиса Гончаренко в статье «Род Замошниковых» («ЧО», № 50, 16.12.2015 г.) писала, что в повестке Думы господам гласным 12 апреля 1877 г. предлагается на обсуждение годовой отчёт Читинской городской управы за 1876 год: «Городскому голове поручено «принять на себя ходатайство в законном порядке перед высшим начальством о разрешении городу употреблять место земли, состоящее на Амурской улице в 26 квартале, для постройки Полицейского управления», а также назначить «…содержание квартиры полицмейстера — 360, отопление и освещение его квартиры — 158 р. 62,5 коп».

Если оговаривалось о ходатайстве в «законном порядке перед высшим начальством», то это решение могло приниматься в Думе при обязательном присутствии вице-губернатора М. Н. Берестова. И оно состоялось. В то время и было построено здание полицейского управления.

Анонимная характеристика

Красноречива характеристика на М. Н. Берестова, написанная в анонимном послании в МВД России из Красноярска в 1878 году с серьезной критикой правящей верхушки Енисейской губернии. Само упомянутое послание до нас до сих пор не дошло (в фондах МВД РГИА, как и в фондах Енисейского губернского правления и Енисейского жандармского управления ГАКК его нет). Но в документе «Прошение» есть основания, позволяющие констатировать взаимосвязь между «Прошением» и этим не дошедшим до нас посланием. Скорее всего, оба письма были написаны одним человеком или группой лиц последовательно с временным промежутком в год (1878–1979 гг.).

Вот формулировка характеристики на вице-губернатора Берестова. «Забайкальская область. Губернатор военный, он же наказной атаман (И.К. Педашенко, — прим. авт.) — человек вообще прекрасный, много занимается делом, но больной. Вице-губернатор, действительный статский советник Берестов, трудящийся человек, очень честный, без преувеличения можно сказать 16 часов в сутки работает. С самыми благородными стремлениями быть полезным на своем месте, способный, честный, знает хорошо законы и ведет дело большей частью особою (неразборчиво). Советники у него дрянь, но зато его недолюбливают в Главном управлении. Безукоризненно трудится и не может дарить самородков как человек бедный, не имеющий ничего кроме жалования.

Пошли Господи в Сибирь побольше таких людей, как Берестов».

С такой характеристикой М. Н. Берестов из Сибири и ушел в отставку. Видимо, не нужны были тогда в Сибири такие люди…

Валерий Филоненко

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Комментарии [ 2 ]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *