Граф Фредерикс и неблагодарный Новониколаевск

Адольф Андреас Волдемар Фридрикс происходил из древнего шведского рода. Его далёкий предок был пленён Петром Великим, но вскоре, заслужив доверие царя, остался в России, служа своему новому сюзерену.

Служил царской короне и Адольф Фридрикс, взявший себе русское имя Владимир Борисович Фредерикс. Был он ни много ни мало — министром императорского двора, и, пожалуй, самым приближенным к последнему русскому царю человеком.

А в 1908 году Владимир Фредерикс стал почетным гражданином Новониколаевска. Первым человеком в истории молодого города, удостоенного этой чести. Правда, пробыл он им недолго: чуть менее, чем 10 лет спустя, Фредерикс стал первым и единственным, кого из списка почетных граждан вычеркнули. Причем официально — без какого-либо объяснения причин. В постановлении городской думы значилось просто: «Лишить Владимира Фредерикса звания «почетный гражданин Новониколаевска»!

За что? Додумывайте сами.

Иронии всей этой ситуации добавляет то, что Фредерикс никогда в нашем городе не жил, да и не факт, что хотя бы раз у нас бывал даже проездом. По крайней мере, ни малейших документальных тому подтверждений я не нашел.

Так за что же Новониколаевская Дума сначала так возлюбила царского министра, а затем так возненавидела?

Вообще-то любить Фредерикса новониколаевцам было за что!

Дело в том, что изначально наш город был построен на царской земле. Еще со времен императрицы Елизаветы Петровны все земли Алтайского округа, к коему относилось и место, на котором обосновался поселок Ново-Николаевский, принадлежали роду Романовых.

Вы наверняка видели здание в парке «Городское Начало», в котором ныне располагается Музей Новосибирска. Это одна из старейших построек Новосибирска, и именно в ней находилось управление Томским имением Алтайского округа Кабинета Его Императорского Величества. И когда город еще только зарождался, кабинетские земли были сданы ему в аренду.

Несколькими годами позже сам Николай II своим указом подарил часть земель Новониколаевску. Но только часть. Под храм, под центральные улицы, основные городские постройки. Хочешь иметь свой бизнес? Построить мельницу, пристань или доходный дом? Арендуй землю у императора!

Сложно планировать что-либо, когда земля у тебя в аренде. Это ж совсем не то, что арендовать помещение, и в случае конфликта с арендатором — взять и съехать. С земли не съедешь, перенеся свой доходный дом на новое место.

Поэтому тогдашнее руководство города прекрасно понимало, что для развития Новониколаевска ему нужна земля. Земля, которой город сможет распоряжаться самостоятельно! Сдавать в аренду, продавать и т. д.

Новониколаевск неоднократно просил у Николая II землю. Делегаты от города ездили в Петербург, писали письма и телеграммы, просили, предлагали, обсуждали. Мол, Ваше Величество, не хотите подарить — хотя бы продайте. То бишь передайте в собственность с последующим выкупом… И император вроде был особо не был против, по крайней мере на словах, но до подписания необходимых документов дело никак не доходило.

До тех пор, пока в дело не вмешался Фредерикс, который, изучив переданные ему материалы, преподнес их царю, вдумчиво рассказав о перспективах развития города, и о доходах казны от налогов, которые будут поступать из Новониколаевска, которому уготовано большое будущее!

И тогда вопрос был решен. 9 декабря 1907 года в здании на Обской, 4, был подписан документ, определивший судьбу нашего города. Новониколаевск получал порядка 36 кв.км (вдобавок к 53 кв.км., уже принадлежавшим городу) за 600 тысяч рублей. Процент по этой масштабной «ипотеке» составлял 4% годовых, и рассчитаться с государем город должен был за 20 лет.

Сумма была внушительной, но не неподъемной. И надо сказать, что к 1917-му году Новониколаевск выплатил 2/3 от нее. Ну а потом платить стало некому…

В благодарность за содействие в земельном вопросе, городская дума и наградила Фредерикса званием почетного гражданина города, по сути — специально для этого такую награду и учредив.

Ну а потом грянула февральская революция 1917-го года, и царь отрекся от престола в пользу своего младшего брата, который власть не принял, и… Впрочем, не будем вдаваться в историю страны в целом. Нас больше интересует история Новосибирска, и граф Фредерикс.

Будучи министром императорского двора, Фредерикс, конечно же, присутствовал 2 марта 1917 г. в царском поезде в Пскове, в котором был подписан акт об отречении государя от престола. Более того, именно Фредерикс, как ему и полагалось по должности, скрепил этот акт своей подписью.

И вскоре, 6 марта, Новониколаевская городская дума, на чрезвычайном своем заседании, постановила лишь лишить Владимира Фредерикса его почетного звания.

Почему? Страну лихорадило. Изменения в ней происходили стремительные и пугающие. И руководство города представления не имело, в какую сторону повернут события. Может, уже завтра на престол воссядет новый монарх, и верные ему войска начнут швырять в тюрьму всех, кто был замечен в революционных настроениях? А может быть, наступит диктатура пролетариата, и тогда лучше быть с народом, показав, что мы тут тоже обеими руками за революцию?

Так что Дума старалась угодить и всем. Постановление об исключении Фредерикса из списка почетных граждан можно было трактовать и так и этак.

Хотите — читайте так: «Этот граф посмел скрепить своей подписью акт об отречении всеми любимого государя, вместо того, чтобы попытаться отговорить царя от этой затеи, или демонстративно застрелиться, забрызгав этот богомерзкий акт своей кровью! Не желаем мы больше почитать такого человека!»

А хотите — так: «Монархия пала, и граф Фредерикс, человек из ближнего круга кровавого царя Николашки, недостоин того, чтобы числиться почетным гражданином нашего города, основанного железнодорожниками, то есть рабочим классом!»

Кстати, не повезло Фредериксу не только в отношениях с Новониколаевском…

Когда в Петербурге начались погромы, первым домом, который разнесла озверевшая толпа, был именно дом графа. Науськать погромщиков на этот особняк было довольно просто: достаточно лишь упомянуть, что владеет им дворянин с немецкой фамилией. Напомню, что в 17-м году вовсю полыхала Первая Мировая, и отношение к немцам в России было далеким от дружеского.

И неважно, что род Фредериксов корнями уходит в Швецию. Звучит фамилия вполне по-немецки, так что… Громи! Грабь! Жги!

Ходит по сети легенда и о том, что именно из-за этого погрома не было Фредерикса в царском поезде в Пскове. Мол, император лично отпустил своего приближенного министра разобраться в ситуации, и спасти все, что можно спасти. А потому подпись графа на акте об отречении государя — подделка, а значит, документ не действителен!

Некоторые конспирологи уходят в рассуждения дальше, и доказывают, что и подпись императора — не настоящая, и вообще, акт об отречении отпечатан на машинке, а не написан пером, и выполнен на обычной бумаге, а не на гербовой, да и Николай II расписался почему-то карандашом, а не пером.

Но нет. Фредерикс был в поезде и лично скрепил акт своей подписью. А что подпись немного корявая, так покажите мне человека, у которого не дрогнула бы рука, подписывая документ, меняющий ход истории!

На мой личный взгляд — несправедливо город обошелся с графом. Заслуги этого человека перед Новосибирском действительно велики. Да и царю Николаю мы, получается, должны остались. Еще 200 тысяч рублей… А с учетом того, что значительную часть земли император городу таки подарил — стоило бы и самого царя записать в почетные граждане города.

Кирилл Кудряшов, писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *