Связанные жизнью и заводом

Новосибирский завод «Электросигнал», который входит в число лидеров в области разработки и выпуска профессиональных средств радиосвязи, во все времена славился своими профессиональными династиями. Одна из таких семей — отец и сыновья — близнецы Воробьёвы. Поначалу у работников завода этот интересный факт вызывал дежавю: за одним станком стоит токарь, а за другим, чуть дальше, — опять же он. Что это за супергерой, который так лихо телепортируется от станка к станку? На «Электросигнале» уже давно не удивляются, потому что коллеги знают — это братья-близнецы Сергей и Андрей Воробьевы. И всё-таки то, что оба выбрали одну профессию и работают в одной смене — сродни чуду.


Корпорация «Новосибирский завод Электросигнал» — известное в России и за её пределами специализированное предприятие по выпуску профессиональных средств радио-
связи, имеющее 80-летний опыт разработки и производства радиоэлектронной аппаратуры для различных отраслей промышленности и силовых структур. «Элекстросигнал» выпускает радиостанции для гражданской и военной авиации, а также для железнодорожного транспорта. Кроме того, радиостанции космической связи установлены на надводных и подводных кораблях и крейсерах, обеспечивая связь судна с командным пунктом из любой точки земного шара.
Радиостанции серии «Сигнал» — автомобильные, стационарные, носимые, локомотивные — получили признание у МВД РФ, МПС, энергетиков, нефтяников, газовиков. Комплекс средств радиосвязи «Альфа» с криптографической защитой информации, разработанный специалистами собственного КБ, поставляется в организации, где необходимо обеспечить надёжную связь с обеспечением мер полной конфиденциальности.


Заводские страницы истории семьи открылись несколько десятилетий назад, когда на предприятие устроился глава семьи — Геннадий Воробьёв. Он несколько десятилетий трудился в цехе № 33 наладчиком револьверных станков. Сегодня его уже нет в живых, но его сыновья продолжают работать на предприятии. В марте следующего года Андрей и Сергей отметят свой сорокалетний стаж на заводе «Электросигнал».

На вопрос «Почему всё-таки профессия — токарь?» братья синхронно пожимают плечами. Говорят, само собой как-то получилось. «Помню, тогда многие ровесники в шофёры пошли — в престижную по тем временам профессию, — вспоминает Андрей Воробьёв. — А мы не хотели. Сосед у нас токарем работал, он и посоветовал идти обучаться заводским специальностям». Так и сделали. Вместе близнецы поступили в профессиональное училище № 32, а по его окончании устроились на работу на Новосибирский завод имени Коминтерна, где с помощью наставников постигали азы токарного искусства. Сначала были несколько месяцев учениками, потом получили второй разряд, третий. Проработав два года на этом предприятии, их призвали в ряды советской армии в одну воинскую часть. В 1983 году парни отслужили, и по приезде в родной город попросились на завод «Электросигнал», где работал их отец. Только трудиться им предстояло в соседнем цехе, в большой команде токарей.

От второго до «высшего пилотажа»

В советское время новосибирский «Электросигнал» знала вся страна. Здесь выпускали радиолы, радиоприемники и телевизоры «Изумруд». «Как сейчас помню, двадцать тысяч в месяц — такой был объём выпускаемых заводом телевизоров в то время», — рассказывает Андрей. «На здании висело табло, на котором после рабочего дня можно было увидеть, сколько их за день выпустили с конвейера», — добавил его брат Сергей. Конечно, молодые специалисты не сразу стали выполнять сложные токарные операции. «Работы тогда было много, — продолжает он, — но коллектив принял нас хорошо — и помогали, и делились опытом. Сначала мы вытачивали простые изделия — гайки, болты, хвостовики. Опытных токарей в цехе было много — они брали на себя всю сложную работу».

Всё изменилось в начале девяностых: привычная экономика рухнула, и для завода настали непростые времена. На предприятии резко уменьшилось количество работников, постепенно прекратился выпуск телевизоров, а затем упали объёмы производства радиостанций для авиации, потому что иностранные самолеты практически вытеснили российские. Более того, за последнее десятилетие резко изменились технологии производства этих радиостанций: они стали функционировать на уровне компьютера, и главным в них стало программное обеспечение. Огромные цеха, где раньше работали по 180-200 человек, оказались не нужны, ведь теперь сотни специалистов мог заменить один.

В инструментальном цехе Андрей и Сергей Воробьёвы остались из токарей вдвоём, поэтому весь объём работ пришлось взвалить на свои плечи. Вытачивали, полировали. Всё делали — от несложных деталей до рабочих частей на пресс-формы. Кроме того, братья были постоянными участниками конкурсов профессионального мастерства токарей Октябрьского района. Ежегодно конкурсанты показывали все свои знания теоретических основ профессии, владение оборудованием, инструментом, умение разбираться в чертежах, схемах. Жюри оценивало качество выполняемой работы на станках, выбор рациональной технологии, соблюдение правил техники безопасности. И традиционно Воробьёвы становились лидерами этих соревнований. Андрей три раза подряд занимал первое место среди коллег, Сергей — второе, третье, но постоянно держал свои позиции в тройке лидеров. Сегодня на заводе «Электросигнал» их называют специалистами «высшего пилотажа» — братья-токари имеют седьмой и восьмой разряды. Выше уже некуда.

Сергей Воробьёв: «Мы, привыкли уже, это, наверное, молодым, которые приходят на завод, тяжело. А мы справляемся ещё, главное, чтобы работа была».
Андрей Воробьёв: «Навряд ли в ближайшем будущем цифровая техника сможет заменить нас, если только частично. Мы делаем инструмент для заводских нужд. Часто изделия требуют затачивания специального резца, а здесь уже нужна и голова».

Незаменимые

Несмотря на экономические кризисы, пандемию, заводу «Электросигнал» удалось сохранить свой основной производственный профиль. Сегодня здесь выпускают радиостанции для военной и гражданской авиации, флота, а также разрабатывают средства спутниковой связи, производят надёжную вычислительную технику, компьютерную продукцию — серверы и рабочие станции. На предприятии идёт развитие нового проекта — индустриального парка. Согласно его концепции, различные компании на условиях аренды или совместного пользования смогут воспользоваться заводским оборудованием и технологиями. Модернизируется выпускаемое оборудование и закладывается задел под перспективные разработки.

Казалось бы, новые технологии способны заменить собой человеческий труд, но не работу токарей. «Навряд ли в ближайшем будущем цифровая техника сможет заменить нас, — начал Андрей Воробьёв, отвечая на вопрос о модернизации производства, — если только частично. Мы делаем инструмент для заводских нужд. Часто изделия требуют затачивания специального резца, а здесь уже нужна и голова». И любят свою работу братья-близнецы как раз за её разнообразие. Те программные станки, которые стоят в соседних цехах, в основном выполняют изделия для массового производства. А токари-инструментальщики тем и отличаются, что могут сделать уникальное, штучное изделие. От этого монотонности меньше, но зато и ответственности больше. Требуется хорошо разбираться в чертежах, а главное, нужны не сила, а хорошие глаза, ловкие руки, сообразительность и терпение. «Непросто работать с нержавейкой, медицинской сталью. По моим наблюдениям, её никто не любит обрабатывать, — говорит Сергей. — Проще работать с более податливым металлом — углеродной сталью, латунью, дюралем».

Не ремесло, а искусство

Специалисты высокого класса способны из любой грубой необтесанной болванки сделать сложную деталь для современного точного прибора. Поэтому вполне справедливо то, что сегодня профессию токаря-инструментальщика многие считают не просто ремеслом, но и в каком-то смысле искусством. «Если выточить деталь даже с малейшим нарушением заданных размеров, потом из-за этого может выйти из строя весь механизм, в котором эта деталь находится, — объясняет заместитель начальника ООП Новосибирского завода «Электросигнал» Олег Борисов, в котором работают братья Воробьёвы. — Порой требуется соблюдение десятых долей не то что сантиметра, а миллиметра».

К слову сказать, помещение, где трудятся Воробьёвы, с трудом можно назвать заводским — огромные и чистые панорамные окна, комнатные цветы возле каждого рабочего места. Принадлежность к инструментальному производству выдают станки, слесарные и токарные инструменты, железная стружка и чертежи на столах. «Рабочий день у нас, как у всех, — неторопливо рассказывает Андрей Воробьёв, — с 7.30 до 16 часов, с обеденным перерывом, конечно. А ещё каждые два часа есть 15-минутный отдых, чтобы глаза и руки передохнули, ноги размять требуется, ведь по восемь часов стоять на одном месте — непросто». Поддерживать себя в хорошей физическом форме братья стараются весьма необычным способом. На протяжении всех трудовых десятилетий на заводе, братья от дома до работы добираются исключительно пешком. По времени это 45 минут туда и столько же обратно — такая своеобразная разминка получается перед рабочим днём.

«Мы привыкли уже, это, наверное, молодым, которые приходят на завод, тяжело. А мы справляемся ещё, — говорит Сергей Воробьёв, — главное, чтобы работа была». А она, если судить по планам развития завода «Электросигнал», будет. Особенно для братьев Воробьёвых, которые по-особенному понимают металл, как пекарь чувствует хлеб или водитель становится единым целым с машиной. Этим и отличаются истинные профессионалы — умением чувствовать предмет своего труда не только руками, но и сердцем, душой.

Олеся Соснина

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *