Акварельный Новосибирск Владимира Курилова — дневник исторических событий

Фото: Сергей Завражных

Размышления художника с архитектурным образованием: о творчестве, неразрывной связи с активно растущим и меняющимся Новосибирском, об иронии и мистике в картинах, о встречах с уникальными земляками, плюсах и минусах современного города — так, наверно, можно описать наш разговор с Владимиром Куриловым, профессором кафедры Коммуникационного дизайна Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова, Членом союза дизайнеров СССР, Творческого союза художников России и Союза журналистов России.

Мы встретились в мастерской художника, первое, что удивляет — надпись на входной двери: «Не входить. Убьет». На самом деле, гостям здесь рады, а «убить» может только атмосфера открытости удивительно-творческого человека, который пережил несколько эпох вместе с Новосибирском и запечатлел его в своих работах. Хотя, почему в прошедшем времени? Он и сегодня воплощает свои задумки на бумаге. А еще учит студентов любить красивое, творить во имя будущего, как когда-то учили его.

Не рисуй красиво — рисуй правильно

— Я родился в городе Катав-Ивановск Челябинской области, где не то, что художественной школы, учителя рисования не было. Первым, кто на меня повлиял – был папа, он работал директором завода и в свободное время любил рисовать. Я часто пересматривал его работы, особенно он любил рисовать лошадей, что, кстати, очень трудно, и я всегда думал, что так у меня никогда не получится. Сам я карандаш в руки взял еще в детском саду, много рисовал в школе.  До 17 лет меня никто этому не учил, пока я не приехал в Новосибирск на подготовительные курсы в Новосибирский инженерно-строительный институт на факультет «архитектура». И тут выяснилось, что карандаш то я держу неправильно! Я старался учиться тогда у всех – преподавателей, других абитуриентов. Особенно запомнился преподаватель Людвиг Карлович Минерт, он говорил: «не рисуй красиво, а рисуй правильно», он учил практически азам, которые требовались на вступительных экзаменах. Уже в те времена в НИСИ была своя школа построения пропорции любого объекта, не по линейке, а по руке. Потом вносились уточнения, детали, объем, свет, тень. Это если карандашом работать, у акварели – другая техника.

Акварель, карандаш, тушь   

Владимир Николаевич работает в нескольких техниках.

— Карандаш, акварель. Мне интересно и то и другое. На «масло» я так и не перешел, пробовал…Мне кажется, техника акварельной живописи безгранична сама по себе, в ней столько возможностей. Она воздушная, живая! Даже случайно положенное пятно – не перекроешь, как в технике маслом. И эта случайность может быть интереснее того, что ты задумал изначально, начинаешь перекраивать композиционную задачу, которую ставил. Иногда картина ведет сама за собой.  Я сейчас вижу, как некоторые художники в масляной живописи имитируют акварельную.

Вопрос, который возникает при первом же знакомстве с картинами Курилова: когда у него возникает понимание в какой технике работать – как кисть или карандаш попадают в руку художника?

—Самый главный этап – подготовительный. Есть идея, сюжет, которые подсказывают и диктуют какая — жесткая или мягкая — должна быть техника. Готовишь эскизы, изучаешь материал, дополнительную информацию, выстраиваешь композиционную линию.

Сегодня у художника более 300 городских пейзажей и сотни портретов. Вот со стены в мастерской смотрит на тебя молодой человек в форме студента начала ХХ века, рядом две серьезных дамы, с вдумчивым и немного усталым взглядом.

— Это мои родные: бабушки, их брат, внучка отлично получилась, но в основном я рисую людей, с которыми дружил, работал или просто знакомился на улице. Ну, очень интересное лицо встретишь…тогда приглашаю в мастерскую и рисую, делаю несколько эскизов, в разной технике.

Художественный редактор

Картины для Владимира Николаевича — это своего рода хобби. Много лет он работал художественным редактором в новосибирских издательствах.

—У меня семья, четыре дочери, конечно, надо было зарабатывать. В советское время было запрещено работать в нескольких местах, но я всегда трудился в 3-4 издательствах внештатным сотрудником. Во времена СССР в Новосибирске было несколько очень серьезных, капитальных, я бы сказал, издательств: Западно-Сибирское книжное издательство, «Наука»,«Внешторгиздат» выпускающий рекламные буклеты, плакаты для международных выставок. Позже сотрудничал с десятком других городских издательств.

Разноплановость тем и направлений всегда были интересны Владимиру Николаевичу. Впрочем, художника не обошла учесть всех творческих личностей, есть в его биографии период работы дворником.

Первая ласточка – книга для детей    

Первой книгой, которую мне дали иллюстрировать, стала «Страна Заэкрания» Ларисы Герсовой. Это книга для детей о возникновении кинематографа, о множестве технических изобретений, которые тому способствовали. Мне пришла мысль наряду с мелкими иллюстрациями внутри текста сделать серию больших полосных иллюстраций, в которых сюжетно были объединены этапные патентованные открытия, в результате которых появилось кино. Когда Лариса увидела, что получается, она была в восторге – «я бы до этого не додумалась!» — воскликнула она.) Обложка тоже понравилась, тогда зарубежные мультики были в диковину. Это был своего рода рекламный ход, на дворе был 1990 год, и хотя книга вышла на газетной бумаге, все 15 тысяч экземпляров разошлись за неделю.

Не просто картинка

Иллюстрация в книге — это не только картинка в тексте, а важный элемент художественного оформления, подчиняющийся общей идее книги. Это приписная истина. Художник Владимир Курилов оформил более 130 книг сибирских писателей.

—  Раньше это вообще было хорошим заработком. Сейчас уже реже обращаются. В основном уже делаю не за деньги, а по дружбе. У поэтов, у них же самих ничего нет, и по счастливой случайности им кто-то обещал издать сборник.  Мои акварели использовали известные авторы: Юлия Пивоварова, Нэлли Закусина, Владимир Светлосанов, Слава Михайлов. Оформить книги наших новосибирских авторов я предлагаю и своим студентам. Правда, их работы не используют в издании книг, но авторам всегда интересно как молодежь может представить их творчество. Да и студенты могут о себе заявить в мире дизайна и оформлении книг.

«Играй, гармонь!» 

Фото: Российский центр «Играй, гармонь» им. Г. Д. Заволокина.

Владимир Курилов оформлял немало газет и журналов, был художественным редактором альманаха «Дарование», его выпускала областная научная библиотека. Есть в его портфолио журнал «Играй, Гармонь».

—Геннадий Заволокин тогда решил, что кроме программы на 1 канале, ему нужен журнал «Играй, гармонь». Я же, как и многие в то время, был поклонником группы The Beatles, а тут народные инструменты! Но согласился и уже на первом концерте меня поразило сколько участники программы вкладывают души… тебя действительно пробирает, когда слышишь гармонь в живую.Тогда я познакомился с классными профессиональными гармонистами – баянистами, от техники игры которых – такой драйв!

После гибели Геннадия Заволокина, Курилов несколько лет журнал выпускал полностью сам: писал статьи, фотографировал, рисовал, занимался версткой, предпечатной обработкой всех материалов, сдавал журнал в типографию, отвечал за рассылку. По словам, художника, то время останется для него по истине интересным и поучительным периодом.

Сейчас он в статусе профессора преподает на кафедре Коммуникационного дизайна Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова, работает над учебником по шрифтам.

— Это большая, напряженная работа. Изначально планировал один том, но уже вырисовывается три: «Латинский исторический шрифт», «Русский исторический шрифт» и «Типографика».

Но в свободное время Владимир Николаевич продолжает рисовать.

Город, которого нет

Первые городские пейзажи, посвященные Новосибирску, появились у Курилова в 1975 году.

—Больше всего я изображал центр Новосибирска, поскольку там больше всего прожил, но есть Дзержинский, Октябрьский, Ленинский районы. Понятно, что я изучал архитектуру и мне ближе городской пейзаж. Изменился ли Новосибирск? Конечно! Город меняется быстро и сильно, многие места уже и не узнать, например панораму на реку Обь, или тот же центр города. Красят ли современные здания его облик или он теряет свою индивидуальность — сложный вопрос. У каждой эпохи свое лицо. Каждый период интересен по-своему, мне очень жаль, что «ушел» тот город, в который я приехал молодым более 45 лет назад, где была любовь, друзья, тот Счастливый город.

Правда, по словам художника, идеальной столица Сибири не была и тогда, в 70-е. В самом центре Новосибирска находились промышленные предприятия, запах которых окутывал всё вокруг и направление ветра определялось по жуткому аромату от Химзавода, Мясокомбината, Жирокомбината, Аффинажного завода.

—Но машин было меньше, зелени больше, воздух чище. Сейчас просто кошмарно, безжалостно вырубают деревья. А точечная застройка и пробки на дорогах – абсолютное безумие, я понимаю, что это ошибки нашего брата – архитекторов, но, когда мы учились все придерживались генплана, строили правда мало и долго. Третье десятилетие здесь происходит бурное строительство, но складывается впечатление, что непродуманное, без следования генеральному плану – где сумел приобрести участок земли – там полный хозяин. Поэтому — пробки, грязь, пыль. Такое впечатление, что город очень болен. Трудно любить город, где тебе не комфортно…

Верь или не верь глазам своим 

Основной жанр в творчестве Курилова – городской пейзаж в технике акварельной живописи, внутри которого параллельно существуют два направления: реальность и некая метаморфоза, трансформация привычных вещей и объектов.В 2010 году новосибирцам предстал «Мистический Новосибирск Владимира Курилова».

Привычные офисные здания и жилые дома дополняются необычными смысловыми элементами: Красный проспект приобретает вид канала Венеции с гондольерами, Центр «Бутон» «стекает» прямо на дорогу, деловой центр «Кобра» приобрел свое «лицо», а известная высотка на Коммунистической перевоплощается в героя американских комиксов, картина так и называется «Бэтмен поселился на Коммунистической».

—Я тогда рядом жил, на Коммунистической, и в городе в то время высоток-то и не было. Кроме, наверно, гостиницы у вокзала, а тут среди исторической застройки появилось несуразное здание с двумя башенками, не характерное для русской архитектуры, прямо в сложившейся в этом районе архитектурной застройке, где Дом под часами, комплекс «Динамо».Вот и возник образ Бэтмена. Картина с архитектурным институтом и Аполлоном, где он просит милостыню –связана с периодом, когда вуз хотели закрыть из-за нерентабельности.

Ирреальная реальность коснулась и НОВАТ. Его перерождение вылилось в серию картин. То это некий десерт с вишенкой и свечами, где на заднем плане памятник, который в действительности закрывает вид на сам театр. Или купол театра вдруг превращается в башню танка, или призрачные балерины порхают вокруг здания.

Среди «мистических объектов», попавших в поле зрения художника, —хорошо известные дома и улицы Новосибирска, хотя многие сохранились не в том виде, в котором были задуманы и построены. Это, как раз, касается и театра оперы и балета. Интересный факт истории Новосибирска.

—Иронический урбанизм, такое определение дал моему творчеству поэт Владимир Светлосанов на открытии выставки «Сегодня здесь». Кстати, постеры к каждой выставке Владимир Курилов рисует сам, придумывает название экспозиции, выстраивает композицию. На подготовку уходит более года.

Что вы хотели этим сказать?

Есть у художника нелюбимый вопрос: «Что вы хотели сказать этой картиной?»

— Я всегда отвечаю, а что вы увидели, что почувствовали? Вот что вы увидели – то и хотел я сказать. Одну и ту же картину каждый трактует по-разному. И это здорово! Ведь мы не роботы, все разные. Одно время я даже собирал комментарии и мнения. Мне было интересно, как зритель раскрыл для себя увиденное, особенно на картинах с иронией…О чем я мечтаю? О возрождении интереса к искусству в Новосибирске, чтобы не было пустых залов в музеях, на выставках, чтобы очереди желающих прикоснуться к творчеству художников вновь появились, помню, как, это было в 80-е годы прошлого века.

Сейчас в Новосибирском государственном художественном музее проходит 30 персональная выставка Владимира Курилова — «Сегодня здесь».

Тему художник обозначил так: «Мой акварельный Новосибирск — как дневник событий и встреч. Я начал рисовать город еще в 70-х годах прошлого века, когда приехал сюда учиться. По моим работам можно отследить, как меняется наш город».

 Лана Левада. Фото: Сергея Завражных. Российского центра «Играй, гармонь» им. Г. Д. Заволокина, с сайта художника Курилова В.Н.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *