Крутили педали в погоне за медалью

велогонщик в Новосибирске

Первые официальные соревнования прошли на территории вокруг «Сибирь-Арены» в Новосибирске. Юные велосипедисты оценили все прелести и недостатки новой левобережной кольцевой трассы. Спортивный кластер на Горской начинает жить полной жизнью. В скором времени откроет свои двери для посетителей и сам ледовый дворец спорта.

Новая трасса

На минувшей неделе подрастающие велосипедисты из шести регионов России опробовали трассу в районе парка «Арена». В городе состоялись 37-е всероссийские соревнования памяти инспекторов ГАИ Дмитрия Байдуги и Александра Шабалдина. В 1973 году они предотвратили столкновение колонны велогонщиков с большегрузом на Ордынской трассе. Подставив под удар свой автомобиль и пожертвовав собой, они спасли жизни и здоровье многочисленным спортсменам.

В спортивном событии приняли участие около 70 юношей и девушек 2007-2008 годов рождения. Велогонки ― спорт не для слабонервных. Здесь бывают и жесткие столкновения, и болезненные падения. Участникам надо быть все время начеку и в то же время стараться сохранять внушительную скорость, что очень непросто.

― Для проведения шоссейных велогонок должен быть обязательно выполнен набор условий, ― информирует президент Федерации велосипедного спорта Новосибирской области Юрий Почекунин. ― Этими соревнованиями тестируется данная площадка. Будут учтены все недочеты и пожелания граждан по удобству и другим критериям. Будет сделана оценка, и в дальнейшем, насколько я знаю, руководством спорта города и области будет принято решение о проведении иных соревнований, которые проходят в центральной части города.

У мемориала Байдуги и Шабалдина ― давняя и насыщенная история. Место действия менялось не раз. Старты зарождались на Ордынской трассе, в том самом месте, где героически погибли сотрудники ГАИ. Затем состязания перенесли в Новосибирский район.

― В основном эти соревнования проходили в центральной части Новосибирска. Но в связи с тем, что город разрастается, увеличивается количество автомобилистов, перекрыть улицы на три дня стало проблематично. Так, в конце концов, мы оказались здесь, ― пояснил Юрий Почекунин.

― Возможно ли проведение на этой площадке соревнований по другим видам спорта?

― Я не беру на себя ответственность комментировать, как специалист, касательно других видов спорта, но, на мой взгляд, ― вполне. Почему нет?

― Каким вам видится будущее мемориала Байдуги и Шабалдина?

― После открытия турнира мы уже кулуарно приняли решение, что если на будущий год мы опять-таки получим статус всероссийских соревнований, то мы добавляем к тому, что есть, первенство и чемпионат Новосибирской области. В таком случае будут участвовать все ― от самых маленьких (10 лет и даже младше) до взрослых и ветеранов, таких, как дедушка Касым.

Первым ― вне рамок официального зачета ― пятикилометровый круг преодолел 75-летний Касым Сагандыков. В одном из следующих номеров мы опубликуем беседу с многоопытным ветераном велодвижения. Его интервью ― кладезь занимательных и захватывающих историй.

велогонщики едут возле ЛДС

Пробелы и проблемы

Кажется, что благодаря появлению новой площадки велогонки в регионе переживают второе рождение. Так ли это на самом деле, разбираемся в разговоре со старшим тренером сборной Новосибирской области по велосипедному спорту Александром Мамонтовым.

― Александр Васильевич, насколько динамично в регионе развивается велоспорт?

― Велоспорт в Новосибирской области развивается, и развивается неплохо с начала 2000-х годов. У нас работает отделение в Региональном центре спортивной подготовки (РЦСП), где состоят ведущие спортсмены. Они представляют наш субъект на всероссийских и международных турнирах, до недавнего прошлого ― на чемпионатах Европы и мира. Это большой плюс, что у нас есть такая организация, где мы можем доводить гонщиков до уровня чемпионата России. Но ведь им еще нужно туда пробиться.

Единственная проблема ― все дети занимаются в муниципальных школах, цели и задачи которых крутятся вокруг попадания в сборную области, но никак не страны. Областной школы, где сосредоточивается спортивный резерв, в нашем регионе исторически не было и нет. Этот вопрос не раз поднимался, но пока изменений нет.

На самом деле это большой пробел. Дети должны расти и развиваться по лесенке. Если она есть, мы четко идем в гору. Тем не менее старшие спортсмены ― мужчины и женщины ― показывают результат, завоевывают медали чемпионата России.

Обеспечение оставляет желать лучшего, существует проблема с инвентарем. Велогонки ― это технический вид спорта. Автотранспорт, перемещение, логистика спортсменов ― этого у нас, по большому счету, нет. Все эти моменты крайне желательны для достойного выступления сборной Новосибирской области на национальном уровне.

― Как местные спортсмены тренируются в зимний период?

― Мы развиваем шоссейный велоспорт и маунтинбайк (гонки вне дорог на горных велосипедах; обе дисциплины входят в программу Олимпийских игр. ― Прим. авт.). Это подразумевает сильное физическое и функциональное состояние спортсмена. В велоспорте, особенно юношеском, база общей физической подготовки (ОФП) закладывается именно зимой. Если говорить о спортсменах высокого класса, в январе уже идет вкатывание на юге ― в частности, в Сочи и Крыму. Туда же включен зимне-весенний соревновательный календарь. Мы приезжаем в те края, готовимся и участвуем. Первые медальные гонки ― первенства и чемпионаты России ― проводятся именно там. 1 мая уже разыгрываются шесть или семь комплектов наград.

Что касается детей, то у них весьма обширная физическая подготовка: лыжи, бассейн, тренажерный зал. Это имеет огромное значение в нашем виде спорта. Когда человек все это выполняет и потом садится на велосипед, шансы добиться результата резко возрастают, особенно если ему также сделать полноценные сборы. Если в нашем городе в апреле еще слякоть и ездить неудобно, то в южных регионах уже проходят всероссийские старты, куда съезжаются юные спортсмены со всей страны. Условия для тренировок у нас имеются. Когда есть соответствующее функциональное состояние, то и на велосипеде результат будет.

― Велотренажеры зимой используете?

― Не так много. Тут главное ― не забыть, в какую сторону педали крутить (улыбается). Акцент делается на лыжную подготовку и в меньшей степени ― бег. Мы проводим прекрасные контрольные тренировки в Заельцовском парке и Бердске в условиях глубокого снега и пересеченной местности. Также у нас предусмотрено первенство области по ОФП. Без нее никуда.

Да, кто-то, как говорят, вообще не бегает на лыжах. Например, итальянцы:  они круглый год сидят на велосипедах. Но у нас велоспорт генетически немного другой, так уж заложено. Все наши великие спортсмены проходили через объемную ОФП: сборы, лыжи…

велосипедисты в парке "Арена"

Проба колес

― Появление новой соревновательной площадки может дать импульс развитию велоспорта в регионе?

― Если нам будут давать возможность проводить здесь соревнования не раз в году, а несколько, это будет заметный шаг вперед. У нас в городе и области большое количество ветеранов велоспорта ― это любительское направление, и в России проводится много соответствующих турниров. Организовать их ― это дело федерации. Но разрешить их проведение ― это уже дело властей. Хотелось бы иметь как можно больше соревнований ― желательно не в одном возрасте, как сейчас. Да, мы понимаем, что это первый раз, у нас жесткий регламент времени и всё остальное, но в будущем хочется большего.

По итогам мемориала будет проведена оценка трассы, и потом уже будем делать выводы. Место ― прекрасное. Это почти центр города, всем удобно сюда приехать. Сегодня мы видели в деле нашего старейшего спортсмена ― дедушку Касыма. Таких энтузиастов у нас в городе немало, эти люди покупают велосипеды и форму. Нужно их пригласить, собрать в одном месте и учредить какой-то призовой фонд, как это делается во всем мире и, в частности, в нашей стране.

― Насколько сильно на стоимость оборудования повлияли санкции?

― Повлияли даже не сами санкции, а курс евро и доллара: покупается всё за границей. Стоимость выросла в разы, логистика доставки усложнилась. У участников этих соревнований инвентарь тоже недешевый: вижу качественные колеса и карбоновые рамы. В общем, кто на что горазд. Омские спортсмены укомплектованы покруче наших местных ребят: у них в городе работает специализированная академия, исправно закупается соответствующий инвентарь. У нас же, повторюсь, муниципальная школа, у которой совсем другие цели и задачи.

― Сколько примерно стоят велосипеды участников этих стартов?

― Обычно ребята используют модели стоимостью 60―70 тысяч рублей. Максимальная же цена в данном случае ― порядка 250―300 тысяч. Это достойный велосипед с карбоновыми колесами, на котором можно выигрывать первенство России.

― Кого-то из участников приметили на будущее?

― Конечно! В первый день проходила индивидуальная гонка ― там мы смотрели только на результат времени. Во второй и третий дни проводилась групповая гонка, или масс-старт, где каждый спортсмен ведет себя по-своему. Чем выше у него класс, тем приятнее на него смотреть. Следим, какие кто совершает действия в плане отрыва и финиша.

В журналистике и литературе есть ёмкое понятие «проба пера». Аналогично можно охарактеризовать и прошедшие состязания. Так вот, проба колес удалась сполна. И, что самое важное, старты вокруг нового ЛДС, как планируется, будут расширяться.

Фото Константина Кутузова

Читайте также:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Комментарии [ 1 ]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *