«Массовый стресс»: что это такое и как его избежать
Сегодня мы продолжим наш разговор о стрессе, его причинах и последствиях, начатый в прошлом номере журнала. Помните выражение «стадный инстинкт»? Так вот, одним из негативных его проявлений является «массовый стресс». Это один из самых распространённых и страшных «стрессов», так как, поддавшись всеобщей панике в толпе, практически невозможно выйти из этого состояния. Страшнее всего при этом, когда подобное проявление происходит через так называемых «реципиентов-передатчиков» для запугивания остальной массы людей. Примеров тому в мировой практике множество. И сегодня мы поговорим и том, как не поддаться «массовому стрессу», а остаться самим собой, находясь в толпе
В наши дни в войне между конкурентами часто используется «засланный казачок» — не для кражи секретов или тайной порчи оборудования, а для создания в фирме паники среди сотрудников. Представьте, что среди сотрудников вашего предприятия, якобы от разных компетентных источников, распространяется информация, что фирма на грани краха. Последствия, я думаю, предсказуемы: сначала резко падает производительность труда и трудовая дисциплина, а затем начинаются непонятные руководству массовые увольнения.
Полагаю, вы никогда глубоко не задумывались о том, как на фоне стресса меняются приоритеты жизненных ценностей. Давайте проанализируем это на примерах.
Во время войны США с Кореей в 1951 году многие американские солдаты оказались в лагерях для военнопленных, которыми управляли китайские коммунисты. Китайцы обращались с пленными совсем иначе, чем их союзники, северные корейцы. Корейцы добивались повиновения, чаще всего жестокостью и суровостью наказания. Красные китайцы специально избегали использования грубости, осуществляя так называемую «мягкую политику», тонко организованную психологическую атаку на своих пленных. После войны американские психологи подробно расспросили возвратившихся заключенных, чтобы выяснить — что произошло.
Китайская политика оказалась удивительно эффективной. Например, китайцы добились того, чтобы американцы доносили друг на друга, чего почти не наблюдалось во второй мировой войне. Почти все заключенные в китайских лагерях в той или иной форме сотрудничали с противником. Журналист Эдвард Хантер, описывая то, как пленные внезапно изменяли свои ценности, как они убеждались в том, что виноваты в вымышленных военных преступлениях, создал термин «промывание мозгов», переведя с китайского «hsi nao» — «мыть мозг».
Американские солдаты были обучены не сообщать ничего, кроме своего имени, звания, и порядкового номера. Как же их смогли заставить, без физических пыток, выдавать военную информацию, предавать своих товарищей, публично осуждать свою страну? Китайский ответ был прост: начинать с небольшого и увеличивать.
Например, заключенных часто просили делать слегка антиамериканские или прокоммунистические утверждения («Соединенные Штаты несовеpшенны», «В коммунистической стране безработица — не проблема»). Но, когда человек соглашался с тем, что США несовеpшенны, его могли попросить указать, в чем именно. Когда он это объяснял, его могли попросить составить список «проблем Америки» и подписаться под ним. Позже — могли попросить зачитать этот список в группе заключенных; написать сочинение с подробным обсуждением проблем из его списка, которое затем китайцы могли использовать в антиамериканской радиопередаче, транслируемой не только на весь лагерь, но и во всех других лагерях военнопленных и для американских вооружённых сил в Северной Корее. Так человек оказывался «предателем», оказав помощь противнику. После этого, осознавая, что он написал это сочинение без принуждения, человек часто изменял свое представление о себе и еще больше сотрудничал с противником. Таким образом, только немногие смогли полностью избежать предательства.
Термин «промывание мозгов» вызывает образ насильственного изменения взглядов под пытками. Однако перестройка мышления — гораздо более тонкий и сложный процесс.
Рассмотрим еще один пример. Группа студентов-психологов однажды решила опробовать техники изменения поведения на своем преподавателе. Во время лекции студенты улыбались и внимательно слушали, когда он переходил влево. Когда он переходил вправо, студенты делали вид, что им скучно. Скоро профессор начал дрейфовать влево, и через несколько занятий он читал лекции, опираясь на левую стену.
Но когда студенты признались профессору в шутке, он настаивал, что ничего такого не было. Он не видел ничего странного в том, чтобы облокачиваться на стену, и со злостью настаивал, что это его профессиональный стиль — что он это делал сам, по своей воле.
Восемь элементов, изменяющих сознание
Зачастую личность сама активно участвует в своем «порабощении», в том, что попадает под контроль других людей. В частности, это происходит в группах с сильным психологическим воздействием. Их можно называть по-разному: культами, религиями, сектами, движениями, партиями, бандами и так далее. Объединяет их то, что личность испытывает сильное групповое давление и невольно изменяется в желаемом для группы направлении, не замечая этого.
В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных групп. Классической является модель Р. Дж. Лифтона, изложенная в работе «Реформирование мышления и психология тоталитарности» (Lifton, R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism, 1961).
Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания:
1) Контроль окружающей обстановки (среды) — жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется. Сюда входят: занимающая все свободное время деятельность в группе, пространственная изоляция от мира в отдаленном месте; правила, исключающие общение с людьми вне группы, просмотр телевизора или чтение «морально разлагающей» литературы. «Правильный» участник группы должен заниматься только санкционированной практикой «школы». Спрашивать о «технологии» можно только у руководителя.
2) Мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной, «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения пpи переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа». Выступление капельки крови на темени может истолковываться как «установление связи с высшим миром», онемение каких-то частей тела как «поступление энергии».
3) Требование особой «чистоты» — резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта — «хорошая» и «чистая», все остальное — «плохое» и «грязное». Группа — единственная и исключительная, ее учение доступно только избранным.
4) Культ исповеди — требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины. У человека не должно быть никаких тайн, никакого собственного пространства. Он должен быть полностью открыт группе, чувствуя неоплатный долг перед ней. Любой участник «школы» считает себя вправе спрашивать о самом сокровенном и получать полный ответ. «Грехи» объясняются «происками дьявольских сил», «недостаточным уровнем» или «недостаточной посвященностью».
5) «Святая наука» — объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной. Тот, кто не знает информации школы, — ущербный, обделенный и не может практиковать «правильно», претендовать на полноценные знания. «Науки» школы более чем достаточно, чтобы объяснить все, что угодно. Эта наука «секретна», ее корни уходят в глубь веков, огромного объема, ее не может вместить «простой смертный».
6) Нагруженный (культовым смыслом) язык — создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления. Человек часто теряет способность полноценно общаться вне группы.
7) Доктрина выше личности — доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт. Любое внутреннее противоречие с доктриной — показатель «незрелости», внутренних недостатков.
8) Распределение существования — члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные — нет, т. е. «цель оправдывает любые средства». Группа — «Богом избранный народ», остальные «идут к гибели».
Это методы контроля и воздействия, используемые чаще всего — явно или скрыто. Но они могут видоизменяться. Главное — результат: личность, идеально вписывающаяся в шаблон культа. Сами шаблоны могут быть разными — от совка до фашиста, от клуба вегетарианцев до любителей психотехник.
Полезно различать: влияние отдельной «харизматической» личности, которая умеет вызывать доверие и которая действительно обладает определёнными способностями и умениями; и влияние слившейся в одно целое толпы, когда люди теряют индивидуальность и разум, даже не подозревая об этом.
«Учитель» в воздействии на «ученика» отслеживает, чего он хочет достичь и что происходит. А толпа часто становится бесконтрольным сгустком, которым управляют только подсознательные влечения и стремление группы к самосохранению. Лидер в таком случае становится лишь частью этой толпы, теряя всякий контроль над ситуацией, становясь заложником созданного им монстра. Известны печальные истории лидеров, которые невольно превратились в идолов своих групп, потеряв всякую связь с реальностью. Немногие люди проходят испытание «медными трубами», властью и поклонением им.
Большинство попавших в культовую группу задерживаются в ней только на короткое время. Получив какие-то знания и опыт в группе, они переходят к достижению своих новых целей.
Другие «застревают» в группе в качестве «добровольных рабов». Бывает, что некоторые сохраняют контакт с группой, осознавая намеренное «порабощение» новичков.
Культовая группа действительно может приносить пользу, особенно на начальных этапах. Но со временем начинает преобладать польза для группы, а не польза для личности.
Наглядный пример: вы летите на самолете в Париж. По просьбе пилота вы садитесь в кресло и пристёгиваете ремень. Если оказывается, что ремень расстегнуть нельзя, это уже подозрительно. Если вам начинают показывать виды Магадана, это странно. А если пилот заявляет, что он лучше вас знает, куда вам лететь, это опасно. Если оказывается, что вы теперь всю жизнь будете лететь на ТУ-154 к Альфа Центавре, есть повод задуматься.
Так что стоит помнить о том, для чего вы пришли в группу, а достигнув цели, перейти к достижению чего-то нового. Группа, как правило, с целью самосохранения создает бесконечную программу того, что нужно сделать. Но человек устроен так, что наибольший эффект дают первые секунды, часы, дни определённой практики, когда открывается окно в новый мир. Затем упражнение становится автоматическим, отшлифовываются его детали, оно усваивается как привычка. Бывает полезно полностью менять само направление практики, переходя в совершенно новую область, при этом, безусловно, сохраняя и обогащая приобретённое до этого.
Анализируя опыт людей, быстро и успешно прошедших через излишнюю вовлеченность в культы, можно выделить то, что помогло им сохранить свободные взгляды:
- большое количество источников информации, друзей и знакомых по изучаемой теме. Например, доступ к компьютерной сети Internet, изучение аналогичных групп, изучение критики данной группы.
- возможность читать материалы в оригинале, знание иностранных языков и хорошее образование. В том числе, развитое логическое мышление, дающее возможность замечать очевидную несуразицу и противоречия.
- занятость во многих областях, вовлеченность в разнообразные виды деятельности.
последовательность в переходе к следующему этапу развития, в переходе к следующей области. Четкие временные сроки участия и критерии достижения желаемой цели. - как ни странно, активная позиция в культовой группе, ответственное отношение к участию в группе, самостоятельная инициатива. Из группы выходят те, для кого стали тесными ее узкие рамки, и кто способен расширять свои взгляды.
Остановимся еще на вопросе безопасности вовлечения в культы.
По мнению психиатра, профессора Кондратьева, несмотря на активную пропаганду тоталитарных сект, в секты уходят в основном два типа личностей, имеющих разную мотивацию: амбициозные, ищущие признания, авторитета, власти, и личности психастенического склада, с семейно-бытовыми проблемами, с невротическими расстройствами, одинокие, социально неадаптированные, личностно незащищенные.
У личностей первого типа психических нарушений не наблюдалось. У личностей второго типа в результате психологической обработки в тоталитарных сектах легко развиваются психические качества, которые в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) квалифицированы как «Расстройства зрелой личности» и перечислены в рубрике F60.7 «Зависимое расстройство личности». В частности, это проявляется в сопротивляемости к культивируемым в секте приёмам психологической обработки и формирует факторы риска развития индуцированного психоза. Всё большая потеря своего «Я», подчинение своей воли — воле «учителя» делают этих лиц, по существу, не поддающимися попыткам их ресоциализации.
Что касается лиц, уже имевших психопатологические проявления к моменту вступления в секту, то развитие у них обострений исходной патологии (в первую очередь шизофрении) наблюдалось во многих случаях.
Эти данные говорят о многом. По-видимому, для безопасности практики существенно сохранение связи между насущными потребностями и практикой. (Практикую не для того, чтобы практиковать, а для решения реальной жизненной задачи). Практика должна быть способом удовлетворения реальных жизненных потребностей. Зависимый от группы человек ходит в нее ради своей зависимости, увеличивая ее еще больше. Тот, кто взаимодействует с группой, участвует в ней осознанно, для достижения конкретных целей. (Хожу в группу не для того, чтобы там потусоваться, а для того, чтобы изменить в желаемом направлении себя и группу). В идеале группа исходит из сегодняшних потребностей своих участников.
Каковы ваши сегодняшние взгляды? Помните ли вы, как они возникли? Какие потребности привели вас к тому, чем вы занимаетесь? Удовлетворяете ли вы эти потребности? В чем ваша система взглядов помогает вам, и в чем ограничивает?
От ответов на эти вопросы, интеллектуального контроля над собственным поведением зависит: будет ли человек развиваться в группе, или постепенно нивелироваться как идеальный «винтик» отлаженного механизма.
Зная ответы на эти вопросы, можно с максимальной пользой использовать наработки любых групп, не увязая в их языке и не теряя индивидуальности. В этом и состоит здоровая исследовательская позиция человека, который с юмором и любопытством относится к жизни.
Помните: избежать массового стресса можно, если не поддаваться панике и обладать чувством юмора.
Марк Карафинка