Космос – за музейными дверями: после восьмилетнего перерыва сибирякам снова показывают космические достижения Новосибирска

Фото: Константин Кутузов
Космическую пыль и лунный грунт, ожившие фотографии и настоящий аппарат «Зенит-2» теперь можно увидеть в столице Сибири в одном месте. Историческое здание в самом центре Новосибирска, ранее известное как Дом Кондратюка, теперь стало музеем. Основным лейтмотивом экспозиции выбрано покорение космоса. Именно этой идее посвятил большую часть своих работ известный ученый и инженер Юрий Кондратюк – многие из его замыслов опережали время на десятилетия. В обновленном музее раскрывают не только загадку пионера космоса, но и показывают Новосибирск космический.
Новая «жизнь» столетнего памятника истории
В 2024 году здание по адресу Советская, 24, в котором располагается музей, отметило свой столетний юбилей. С 1927 по 1930 год здесь работал Юрий Кондратюк – один из самых известных художников своего времени. В 1976 году здание было признано памятником истории, а в 1993 году здесь открылся музей. Однако в 2017 году здание было признано аварийным и только в прошлом году его удалось полностью восстановить и адаптировать под музейные нужды. Масштабные работы провело ЗАО «РСУ-5 «Новосибирскгражданстрой».
Реконструкция Дома Кондратюка вернула зданию его первоначальный облик, который был задуман архитекторами сто лет назад. Были восстановлены утраченные элементы декора фасада, печные и водосточные трубы. Исторический облик был воссоздан по фотографиям 1934 года и оригинальным декоративным элементам фасада. Сохранены даже надписи «Акционерное общество Союзхлеб» и указание периода строительства «20 августа – 30 ноября 1924 года».
В Музее космонавтики имени Ю. В. Кондратюка появились и новые детали – лестница для посетителей, светильники с рисунками ученого-самоучки, а также его тень, которая видна в оконном проеме и внутри здания. Задача придать обновленному Дому Кондратюка особую символичность и загадочность была успешно выполнена. Кроме того, весной 2025 года на торцевых стенах соседних домов будут созданы два мурала – «Юрий Кондратюк» и «Анна Кикина». Таким образом, в центре Новосибирска появится еще одно достопримечательное место, связанное с локальной историей.
Новосибирск космический
Выставочное пространство обновленного музея теперь состоит из пяти залов. В первом – «Новосибирск космический» – можно узнать о жителях и предприятиях города, связанных с этой стратегической отраслью. Семь лет назад здесь была другая экспозиция, и она рассказывала только о Юрие Кондратюке и его наследии. В обновленном музее решили углубить эту тему и создать отдельный раздел, посвященный истории освоения космоса в Новосибирске. Ведь в ней есть множество увлекательных моментов, о которых можно рассказать как жителям города, так и его гостям.
Посетителей музея встречает сам Юрий Кондратюк, а точнее – максимально реалистично выполненная авторская кукла ученого. «Эта работа несколько лет назад заняла первое место в конкурсе, который проводил Музей космонавтики в Москве. Она отражает эпизод, когда Юрий Васильевич получил первый тираж своей книги, изданной в Новосибирске в январе 1929 года. Кондратюк принес её в бумажном свертке и едва успев снять пальто, с энтузиазмом распаковал издание и представил его своим коллегам. Представьте себе реакцию людей тех лет, когда им рассказывают о межпланетных путешествиях. В то время к подобным идеям относились с недоверием, и никто не воспринимал их всерьез. Но Кондратюк всегда удивлял своей внутренней силой. Он переживал из-за постоянного непонимания, но упорно шел к своей мечте», – начала экскурсию директор Музея Новосибирска Елена Щукина и добавила, что книга эта была уничтожена. На сегодняшний день в России найдены только 11 сохранившихся экземпляров.
Экспозицию с куклой Юрия Кондратюка продолжает большой стенд, который наглядно демонтирует Новосибирск из космоса. Свежее изображение города музею предоставил Сибирский центр ФГБУ «НИЦ «Планета». Ниже в карту встроены экраны, которые рассказывают и показывают о космических разработках пяти предприятий Новосибирска. Директор музея обратила внимание на самые скромные и незначительные на первый взгляд устройства — фотоэлектронные умножители. По словам Елены Щукиной, эти миниатюрные приборы, заключенные в герметичный корпус, играли важнейшую роль в освоении космоса. Без них не были бы возможны ни полеты на Луну, ни высадки на Венеру, ни даже мягкая посадка космического корабля.
Деревяная «Спираль» и фрагмент техноорбитального самолета
Ключевым экспонатом зала «Новосибирск космический» стала уникальная модель орбитального самолета «Спираль». Летательный аппарат проходил испытания в аэродинамической трубе Сибирского научно-исследовательского института имени С. А. Чаплыгина. Затем был передан в музей. Как известно, «Спираль» является прообразом корабля-ракетоплана советской многоразовой транспортной космической системы «Буран», разработанного в рамках программы «Энергия-Буран». «”Спираль” отличается от своего «прародителя» тем, что её нижние крылья развернуты не перпендикулярно оси, а немного вперед. Она предназначена для испытаний в аэродинамической трубе. Сама труба располагается горизонтально, но из-за ограниченного пространства в нашем музее её установили вертикально», – рассказала Елена Щукина. Сегодня в музее работают над тем, чтобы создать в трубе этого экспоната воздушный поток, который заставит шевелиться шелковинки на летательном аппарате. И витриной «Спираль» закрыли неспроста. Когда модель орбитального самолета привезли в Дом Кондратюка 20 лет назад, то по прошествии времени юные посетители музея повыдергивали эти тоненькие шелковинки.
За прозрачным стеклом находится и настоящий фрагмент грузового отсека техноорбитального самолета «Буран» и плитка его теплозащитного покрытия. На корпусе самого летательного аппарата было установлено более 35 тысяч таких уникальных по своим свойствам квадратиков. Если одну такую плитку положить на ладонь, нагреть до температуры +1200 °С, то в течение 20 минут ничего не почувствуется. Таким пористым углеводородом защищали советский космический корабль «Буран». Мало кто знает, что испытывали материал в Новосибирске, да и сама идея покрыть ракету огнеупорной черепицей – местная. В начале ХХ века ее высказал инженер-исследователь Юрий Кондратюк.
Непростая судьба сферического экспоната
Один из самых зрелищных экспонатов музея – спускаемый аппарат «Зенит-2». Подобные доставляли космонавтов на Землю. Аппарат также выполнял функции военного фоторазведчика – объектив фотоаппарата позволял делать снимки различных территорий, которые были уникальными для того времени. Елена Щукина подчеркнула, что музей принял решение не проводить реставрацию этого экспоната, а сохранить в том виде, который отражает весь его жизненный путь: сохранилась часть обшивки, следы обжига после возвращения на землю и огневых испытаний. Четыре года назад его привезли из полигона в Коченевском районе. Там в начале 1960 годов спускаемый аппарат проходил огневые и механические испытания, которые имитировали падение метеоритов. Их следы, в том числе сквозные отверстия, видны на капсуле до сих пор.
Над аппаратом расположены зеркала. Они как раз демонстрируют черное пятнышко, которое свидетельствует о том, что «Зенит-2» проходил плотные слои атмосферы и пострадал. Учитывая сферическую форму аппарата, в выставочном зале его разместят так, чтобы у посетителей была возможность рассмотреть его со всех сторон. Напомним, уникальный крупногабаритный экспонат поместили в здание-памятник на этапе реконструкции Дома Кондратюка, до начала строительства второго этажа. Спускаемый аппарат тогда разместили на специальный поддон, который можно перемещать по перекрытию, а сверху был предусмотрен специальный защитный кожух, чтобы при проведении строительных работ аппарат не повредить.
С открытием Музея Космонавтики у аппарата «Зенит-2» начался спокойный этап. В ближайшее время его накроют прозрачной капсулой, что защитит от внешних воздействий. Вокруг экспоната будет установлен «звуковой душ» – специальная система направленного звука, предназначенная для музеев и общественных мест. Мужской голос будет рассказывать о сложном пути, который проделал этот экспонат в области космической науки.
Секреты Кондратюка и технические изюминки музея
Второй зал «Судьба Кондратюка» рассказывает о жизни ученого. Как отметили в музее, эта экспозиция намеренно оформлена в черно-белых тонах, как и его непростая жизнь. «Нам было важно показать, каким человеком он был. Мы попытались отразить в наших материалах все его ипостаси – сладкоежку, конструктора, изобретателя, романтика, энтузиаста, ученого-самоучку. Юрий Васильевич был многогранным человеком, который так и не получил полноценного образования. Он окончил гимназию с блестящими результатами. Затем два месяца проучился в политехническом институте в Петрограде, но на этом его учеба закончилась. Он был призван на фронт. Кондратюк всего добился сам, благодаря своему необыкновенному трудолюбию, тяге к знаниям и удивительной целеустремленности», – отметила Елена Щукина.
Два имени, которые носил ученый и изобретатель, были вынужденной необходимостью. Его настоящее имя – Александр Шаргей. Он родился в семье обрусевшей баронессы Шлиппенбах, представительницы древнего шведского рода. Когда его мать вышла замуж за Игнатия Бенедиктовича Шаргея, еврея по национальности, ее семья отреклась от нее. В 1921 году Александр получил документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, уроженца Луцка 1900 года рождения. Под этим именем он прожил до конца жизни, опасаясь репрессий за свое офицерское прошлое.
Создавая экспозицию, работники музея стремились к тому, чтобы каждый посетитель стал исследователем. Для этого в нее включили небольшие изюминки, такие как «ожившие» фотографии. С помощью планшета или телефона можно навести курсор на изображение, и оно тут же оживет. В экспозиции есть и другие необходимые приспособления. Например, наушники, с помощью которых можно послушать воспоминания о Юрии Кондратюке. Впрочем, такими же устройствами оснащены и другие залы Музея космонавтики.
Земные проекты изобретателя
Два музейных зала рассказывают об идеях Юрия Кондратюка. Один из них – «Хлеб» – посвящен земным проектам ученого. В этом зале представили только две самые масштабные идеи. Как известно, в 1927 году Кондратюк перебирается в Западную Сибирь. Там было легче скрываться под чужим именем. Он устраивается на предприятие «Хлебопродукт», где ему приходится участвовать в строительстве и усовершенствовании элеваторов.
Центральным экспонатом этого зала стало деревянное здание в миниатюре, окруженное колосьями пшеницы. Своей формой оно напоминает крупное ископаемое животное с внешним видом слона – мастодонтом. Так Юрий Кондратюк назвал свой элеватор в городе Камень-на-Оби – зернохранилище на 13 тысяч тонн. Причем, построил он его в условиях тотального дефицита – без единого гвоздя. «Мастодонт» стал самым большим деревянным элеватором в мире, но его уникальность впоследствии принесла автору большие неприятности. В июле 1930 года его арестовали по обвинению во вредительстве, посчитав, что строение не выдержит такое количество зерна и развалится, тем самым похоронив под собой народное добро. Кондратюка осудили на три года лагерей. А «Мастодонт» назло всем завистникам простоял более 60 лет, и ничего с ним не случилось. Но в девяностые на зернохранилище произошел крупный пожар – уникальное сооружение было уничтожено огнем. Теперь «Мастодонт» можно увидеть лишь на нескольких старых фотографиях. И его малая часть в виде нескольких деревянных досок хранится теперь в новосибирском Музее Космонавтики.
Как рассказала Елена Щукина, вместо того чтобы отправить Кондратюка в лагеря, его взяли на работу в бюро для инженеров-заключенных. Он проектировал угольные предприятия. Ещё работая в бюро № 14, Кондратюк узнал о конкурсе на эскизное проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции, который объявил Наркомат тяжелой промышленности. Проект станции был создан Кондратюком в соавторстве с П. К. Горчаковым, а позднее к нему присоединился Н. В. Никитин – будущий создатель Останкинской телебашни в Москве.
Эскизное проектирование ВЭС было завершено в ноябре 1932 года, и вскоре авторы проекта получили разрешение ГПУ на поездку в Москву. На конкурсе проект Кондратюка был признан лучшим. Крымская ВЭС, спроектированная Кондратюком, должна была стать самой мощной и самой высокой в мире. Её строительство взял под личный контроль сам товарищ Орджоникидзе. Казалось, успех был гарантирован. Однако после смерти Орджоникидзе в 1937 году начались «расследования» подшефных ему объектов, и великий замысел рухнул.
Спальный мешок и тень Кондратюка
В Музее космонавтики сохранилось три экспоната, которые находились в Доме Кондратюка в разные времена. Один из них – расширительный бак – представляет собой интересную конструкцию из меди и клепок. На баке есть надпись, которая, по мнению работников музея, указывает на то, что он был выпущен до 1918 года. До середины XX века, пока в здании не было центрального отопления, его отапливали с помощью этого устройства.
Еще пара экспонатов – кульман и венский стул, которые, вероятно, появились здесь примерно в 1930-е годы. «Мы можем только предполагать, сидел ли Кондратюк на этом стуле и использовал ли этот кульман. Но нам очень важно, что эти предметы пережили многих владельцев и дошли до нас в своем первоначальном виде», – отметила директор музея и показала спальный мешок, который вероятно принадлежал самому Юрию Васильевичу. Кондратюк спал в нем и в этом здании, и в командировках. Сохранились также воспоминания, как уборщица, зайдя в кабинет, обнаружила отца советской космонавтики спящим на столе, потому что он любил пускаться в раздумья ночью. Это навело и сотрудников музея на мысль о том, что в окне должна появиться световая конструкция «Тень Кондратюка».
Астероиды-новосибирцы и кресло-ложемент
Как напомнили в музее, Юрий Кондратюк предложил идею оптимального полета к Луне, которую использовали американцы при разработке программы «Аполлон» и назвали «трассой Кондратюка». Ему же принадлежат идея выхода в открытый космос в специальном снаряжении (скафандр), сброс топливных баков ракеты (многоступенчатый характер современных ракет) и создание межпланетных баз (орбитальных космических станций). Обо все этом ярко повествуют экспозиции зала «Космос».
В честь Юрия Кондратюка назван один из астероидов. В зале «Космос» представлено 17 карточек с названиями малых тел, два из которых носят названия сибирских городов – Новосибирск и Кольцово, остальные названы именами новосибирцев.
Ещё один интересный экспонат – кресло-ложемент. Он принадлежал Герою России, космонавту Сергею Залетину, который вместе с Александром Калери в космической экспедиции 2000 года готовил орбитальную станцию «Мир» для затопления. Индивидуальные ложементы предназначены для облегчения перегрузок, которые космонавты испытывают при старте корабля, запуске ракеты и возвращении на Землю. Юрий Кондратюк также писал об этом. Он даже нарисовал схематичный, но очень интересный рисунок, с помощью которого рекомендовал человеку в скафандре находиться в горизонтальном положении – так космонавту легче переносить нагрузку. Вместе с этим экспонатом музею был передан аварийно-спасательный костюм «Сокол» – реплика настоящего костюма, в котором космонавты находятся во время полетов. Еще три костюма были подарены музею в 1998 году легендарной женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. Они также размещены в зале «Космос».
«Лишь одну Луну люблю»
Самая интерактивная экспозиция разместилась в зале «Луна». «Среди множества космических концепций мы здесь остановились на естественном спутнике планеты Земля. Мне кажется, что именно Луна – самая любимая тема Кондратюка», – говорит Елена Щукина. Ученым-самоучкой даже были написаны эпиграммы, в которых говорилось: «Девушек я не люблю, лишь Луну одну люблю».
Оформить «лунную» экспозицию помог Сибирский геологический музей. Центральное место здесь отведено Луне. В Музее Космонавтики она издали похожа на печеньку, но если подойти поближе и присмотреться, то на ней выделяются кратеры и даже микроскопические луноходы. Дополняют экспозицию минералы, которые встречаются на Луне. «Обратите внимание на две емкости с лунной пылью и реголитом – лунным грунтом. Наши коллеги специально перетерли базальтовые массы, чтобы посетители могли понять, что такое лунная пыль. Она едкая, поэтому для демонстрации мы используем её в закрытом виде», – пояснила директор музея.
Кроме того, юным исследователям будут вручать сумочки с лупой и линейкой. Все они смогут, к примеру, измерить кратер луны или отыскать луноход. Почти во всех залах на стендах размещены забавные объемные ладошки – они говорят о том, что здесь нужно будет выполнять задание. Например, в этом зале можно будет заглянуть в специальные ниши-тайнички и нащупать, что там находится. «Мы не можем не показать Луну, которую все видят лишь на небе – почему она темная, светлая, белая. Нам очень хочется, чтобы у детей появился интерес, и они понимали, в чем разница, к примеру, между кратером и морем», – пояснила Елена Щукина.
Как отметила Елена Михайловна, в процессе наполнения залов постоянно рождались новые идеи. Проект на сегодня реализован на 90 процентов. Полным ходом идет подготовка к работе с юными космическими путешественниками. «Пятый зал, расположенный на втором этаже, задуман как помещение для сменных экспозиций», – пояснила руководитель учреждения. Здесь планируют в ближайшее время тестировать семейные программы. Причем такие, чтобы участвовали и дети с 5–6 лет, и их родители – раскрашивали, рисовали, слушали, смотрели. В Музее была снята также серия мультфильмов про Юрку-космонавта, и их показ будет также частью интерактивной экскурсии. Детскую музейную программу планируют запустить уже в марте.
Фотографии Константина Кутузова