Народы сибирские – народы разные
Фото: Алексей Попович
Сегодня мы уже не удивляемся культурному и социальному многообразию народов, которые живут в нашей стране. Сибирь не исключение – в ней проживают представители множества национальностей, которые научились сосуществовать вместе. Всех их мы уже называем сибиряками, однако среди них немало людей, которые сохранили свою национальную идентичность даже после ассимиляции.
Журналист «ЧС» побывал на лекции доктора исторических наук Владислава Геннадьевича Кокоулина «История народов Кавказа (азербайджанцев, армян, грузин) в Сибири», чтобы разобраться, какие культурные традиции сохранились, а какие – понемногу исчезают. Организатором мероприятия выступил отдел краеведения Новосибирской областной научной библиотеки.
– Задача, конечно, просветительская, потому что люди живут стереотипами и мифами. Историю, как правило, знают профессиональные историки, а обычные люди – нет. Они что-то почитали в газетах, что-то услышали, где-то увидели простой образ, – отмечает Владислав Кокоулин. – У них формируются некоторые стереотипы восприятия. Какие-то стереотипы правильны, а какие-то – нет. Когда люди обращаются к истории, они удивляются и говорят: «ну надо же, ну неужели это вот так»? Я отвечаю: «да, это исторические факты». И задача – как можно больше сообщить исторических фактов, а люди пусть сами делают дальнейшие выводы. Тем более, что те народы, о которых мы сегодня говорим, не так часто обсуждаются. Обычно мы в этой аудитории беседуем о наших ближайших соседях: казахах, узбеках, таджиках и киргизах.
На первый взгляд кажется, что Кавказ с Сибирью никак не связан, однако это не так. С древних времён имелись тесные торговые связи. С Кавказа к нам в Сибирь шли редкие товары. Сегодня кто-то из представителей этих народов проживает в виде отдельных диаспор, а кто-то смешивается с существующими. То, что мы перестали замечать их – это даже хорошо, поскольку они адаптировались к нашей культуре, считает Владислав Геннадьевич.

Такие блюда, как хинкали – самый простой пример преемственности. Сегодня грузинских ресторанов десятки по всей Сибири. Это блюдо не просто представлено, оно популярно и доступно уже за пределами национальной кухни. То же самое происходит и с культурой Кавказа в целом. Она не исчезает, а приобретает новые черты, смешиваясь с сибирской. Многие жители Сибири могли наблюдать, как азербайджанцы, например, отмечают свой национальный праздник граната. Несмотря на необычность, сибиряки с удовольствием принимают участие в подобных празднествах.
По словам Владислава Кокоулина, сегодня происходит взаимный обмен традициями, культурными элементами, и в особенности – элементами пищи. Это очень полезная практика, которая позволяет народам лучше ладить и перенимать опыт. Сегодня национальность отходит на второй план, когда речь заходит об общении людей. Особенно это заметно у молодых людей – не случайно сегодня перестали указывать национальность во время переписи.

Наше представление об иностранцах наполнено стереотипами. Для нас типичный пример азербайджанца или армянина – торгующий на рынке человек. Из-за неприятных инцидентов в обществе формируется достаточно агрессивный и неприятный образ, который как ярлык клеится на всех представителей этноса. Однако если разобраться в вопросе, то мы получим неожиданные выводы.
Сам образ торговца на рынке возник не случайно, он тянется ещё с давних времён, когда кавказцы приезжали в Россию торговать. Они считались зажиточными и уважаемыми людьми, их часто изображали в богатых нарядах. Начало 20 века ознаменовалось для представителей кавказских этносов большими потрясениями. Многие были репрессированы и насильно расселены. Ряд историков считает, что сталинская политика в этом отношении была направлена на то, чтобы ослабить националистические очаги внутри диаспор, однако сложно отрицать трагический эффект от подобной политики.
В более позднее советское время восприятие армян, азербайджанцев и грузин изменилось, они стали братьями и друзьями. В 1950-е и 60-е годы многие кавказцы работали нефтяниками, строили БАМ (Байкало-Амурская магистраль), занимали руководящие посты. На фотографиях часто позировали в рабочих касках и с бородой – такой образ запомнился многим жителям СССР. Благодаря музыке, танцам и кино об их культуре узнал массовый зритель и слушатель. Актёры вроде Фрунзика Мкртчяна были популярны наравне с артистами русского происхождения.

Сложная ситуация в 1990-е сформировала тот негативный образ, который всем нам знаком сегодня. Экономика страны переживала непростые времена, улицы заполонили стихийные торговые точки и националистические группировки. Последние бросили тень на добропорядочных представителей дружественных народов. Многие россияне предпочли «свалить» на приезжих свои проблемы, тогда же и зазвучали оскорбительные прозвища в адрес кавказцев. Однако даже с точки зрения статистики подобное невозможно подкрепить здравой аргументацией: количество прорусских националистических группировок в России в те годы было значительно выше.
Сегодня кавказцы занимают большие посты, возглавляют крупные компании и лидируют в спортивных состязаниях. Вопреки общему заблуждению, многие из них приехали сюда уже много поколений назад. Наверняка вы слышали про академика Самсона Кутателадзе, в честь которого названа улица в Академгородке Новосибирска. Его сын Семён продолжал дело отца, внося большой вклад в развитие науки.

При этом многие традиции в диаспорах сохранились. Свадьбы, праздники и другие мероприятия остаются самобытными. То же касается и творчества. Сегодня существуют национальные ансамбли, которые репрезентуют культурные особенности музыки и танца. Причём популярность подобных коллектив показывает нам, что в обществе есть запрос на подобное. Без них не обходятся большие праздники, а в репертуаре не только «Лезгинка» и «Ачарули», но и исконно русские танцы.
Сказывается и религиозный аспект. Несмотря на то, что в Сибири множество мусульман (и мечетей), их верования отличны от азербайджанских, так как они шииты. При этом они также ходят в мечети, читают молитвы и соблюдают Коран. Иногда это болезненно воспринимается местными мусульманами, которые считают, что приезжие должны соблюдать их традиции, однако всё это регулируется обществом.
Армяне и грузины, вопреки заблуждениям, в основном христиане. Их традиции близким к нашим. Так что исторически они намного лучше адаптировались к Сибири.
КТО ТАКИЕ ШИИТЫ?
Шииты — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Шииты, как и сунниты, считают Сунну вторым после Корана источником мусульманского вероучения. Однако в отличие от последователей суннизма шииты считают главными авторитетами четвёртого халифа Али, его ближайших соратников и имамов из рода Али.

Культура кавказских народов в Сибири представлена и в архитектуре. Но не напрямую, а небольшими «мазками». Почерк авторов всё равно заметен. Например, станция «Ния» Восточно-Сибирской железной дороги в посёлке Ния Усть-Кутского района Иркутской области строилась силами грузинских строителей, а станция «Звёздная» в том же регионе построена армянской бригадой. Черты национального архитектурного стиля в этом смысле видны невооружённым глазом.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:
Посёлок Ния в грузинском стиле был признан самым уютным на БАМе по результатам народного голосования СССР.
По переписи 1939 года, в 8 регионах Сибири и Дальнего Востока (в послевоенных границах) проживало 3,4 тысяч армян. В 1959 году, в Сибири и на Дальнем Востоке насчитывалось 8,8 тысяч армян, в том числе в Кемеровской области – 1,9 тысяч, Алтайском крае – 1,6, Иркутской области – 1,5, Красноярском крае – 1,2. По переписи 1989 года – в Красноярском крае проживало 3 тыс. армян, в Иркутской области – 2,8, Алтайском крае – по 2,5, Новосибирской области – 2,3 (в Новосибирске – 1,5 тысяч), в Республике Алтай, Кемеровской области – по 2,3, Омской области – 2,2, Томской области – 1,4. По информации на 2002 год, численность армян на территории Сибирского федерального округа составляла 60,3 тысяч человек (0,3% от численности населения округа).
Насчёт азербайджанцев данных меньше. По информации на 2002 год, согласно Всероссийской переписи, общая численность людей азербайджанской национальности в Сибирском федеральном округе составляла 60,7 тысяч человек.
А вот грузин в Сибири очень мало. Например, по переписи населения 2010 года в Сибирском Федеральном округе проживало всего 7 тысяч грузин – это меньше, чем китайцев, удмуртов, поляков и молдаван.

В Новосибирской области по переписи 2010 года проживает 1253 грузина, хотя в 1959 году их было чуть больше двух тысяч.
Современное изучение национальных культур отличается в ряде методик. В истории не принято говорить о настоящем времени, поскольку оно ещё не изучено и требует оценки со стороны прожитых лет. Поэтому современным этнографам приходится полагаться прежде всего на технологии и собственное чутьё.
– Исторический аспект этого вопроса изучают по сохранившимся источникам. Допустим, рассматривается ссылка, в которую отправили представителей кавказской национальности. Чтобы изучить этот факт, берутся архивные документы: газеты и другие официальные источники, – отвечает Владислав Кокоулин. – Если мы говорим о современном изучении культур, то этим занимается в большей степени этнография. У специалистов наработан целый ряд методик, начиная от включенного и внешнего наблюдения до анкетирования. Я изучаю современный вопрос как наблюдатель, спрашиваю что-то, подмечаю. Помимо этого, собираю материал в архивах, перерабатываю, чтобы рассказывать на лекциях.
Жители города и гости узнали об истории переселений азербайджанцев, армян и грузин. Лекция затронула причины миграций, политических репрессий в отношении этносов, о трудовой занятости в советский и постсоветский периоды. Также освещались процессы адаптации, взаимодействие с местным населением, вклад в развитие экономики, науки, образования и культуры региона. Поговорили и о сохранении этнической самобытности в условиях сибирского многонационального пространства. Лекция проводилась в преддверии Дня народного единства и традиционной игры – краеведческий «Эрудит».
