Районы России. Авторская колонка Виктора Суслова
Недавно ЧС-ИНФО подробно писал о принятой в середине февраля Стратегии пространственного развития РФ. И о том, что уже звучат мысли об исключении некоторых субъектов СФО из сибирских макрорегионов. Мы обещали, что вернемся к этой теме и привлечем к обсуждению экспертов. Сегодня о новых пространственных инициативах рассуждает экономист Виктор Суслов.
Сказать, что я живу на земном шаре, примерно то же, что «в деревне Забугорная». Очень не информативно. В «Америке» или «Азии» − тоже не намного лучше. Почти так же звучит «в России» или «в Сибири». Желание идентифицировать свое местоположение возникло, наверное, еще в доисторические времена, когда люди стали понимать, что есть и другие земли, страны и народы. Потом начали возникать государства, правители которых совсем не из праздного любопытства хотели знать, какие у них земли, сколько народа, что можно от них ждать в качестве воинов, налогов и т.д. Слова «государство» и «статистика» во многих языках не зря однокоренные.
В России эконом-географические исследования, может быть, даже опередили европейские. Все-таки Россия очень большая страна. Один из основателей отечественной географической науки Иван Кириллович Кирилов еще в 1727 году издал грандиозный труд, который по обычаю того времени в своем названии обозначал чуть ли не все его содержание: «Цветущее состояние Всероссийского Государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий, отец Отечествия, император и самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая. Книга первая, в которой описаны губернии и провинции, в них города, гарнизоны, артиллерия, канцелярии, конторы, управители с подчиненными, епархии, монастыри, церкви, число душ, расположенные полки и доходы, как оные ныне состоят губернии Санкт-Петербургская, Московская, Смоленская, Киевская, Воронежская, Рижская, Ревельская».
То начинание было продолжено Василием Никитичем Татищевым, Михаилом Васильевичем Ломоносовым, затем Константином Ивановичем Арсеньевым, который в первой половине XIX века предложил разделить Россию на 10 «пространств» (в этом делении за Уралом было обозначено одно огромное пространство, называемое Сибирью), Петром Петровичем Семёновым-Тян-Шанским, Дмитрием Ивановичем Менделеевым и уже в советское время Николаем Николаевичем Баранским, Николаем Николаевичем Некрасовым, Абрамом Ефимовичем Пробстом и др.
До XVIII века в России существовали самые разные административно-территориальные единицы − уезды, воеводства, станы, округа и пр. Петр I предпринял ряд реформ в этом направлении. В 1708 г. страна была разделена на восемь крупных губерний. Они просуществовали почти семьдесят лет, до 1775 г. Их число за это время выросло до двадцати. В 1775 г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало сорок, а затем 68. Процесс пошел. Сейчас в России 85 субъектов федерации, которые в разном составе делятся на более крупные географические регионы. В советское время к 60-м годам стало принято делить Россию на 11 экономических районов. И это деление устраивало и экономистов, и политиков.
Уралу в этой «сетке» не повезло, т.к. почти весь Средний и весь Северный Урал поделили между собой Северный и Западно-Сибирский районы. Но в него (экономический район), кроме входящих в настоящее время Свердловской, Челябинской и Курганской областей, попадали Башкирия и Удмуртия, Пермский край и Оренбургская область.
Сибири не повезло еще больше. Экономические районы должны по своей сути быть более или менее однородными в природно-географическом и социально-экономическом отношении. О какой «однородности» Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока можно говорить? Например, Западная Сибирь включает от ледяного Ямала, пустынной тундры и лесотундры Надым-Пур-Тазовсокого района, дремучей тайги Юрги и Среднего Приобья, топких Васюганских болот до Барабинских озер и степей, Алтайских степей и гор. Впрочем, кремлевских вельмож это не интересовало.
В 60-х годах прошлого века огромная территория Республики Саха-Якутия (на ней действует три часовых пояса) была вдруг «перенесена» из Восточной Сибири на Дальний Восток. Интересно, какое отношение Среднесибирское плоскогорье, которое Якутия занимает вместе с Красноярским краем, имеет к Тихому океану? Дальше – больше.
Было решено (в 2000 году), что России нужны не экономические районы, которые не вносят вклад в укрепление «вертикали власти», а федеральные округа. И «главный эксперт» в этом вопросе, начальник Генерального штаба к «оскопленному» Уралу (в нем сначала оставили только три субъекта федерации) решил добавить часть Западной Сибири – Тюменскую область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами (ориентируясь на деление России по военным округам). Скрещение «ужа с ежом» случилось. Впоследствии этот «эксперт», став полномочным представителем президента России в Сибирском федеральном округе, понял свою ошибку, но исправить ее уже не смог.
Одновременно развивалась история с югом Восточной Сибири. Бурятия и Забайкальский край (изначально Читинская область) уже с 90-х годов минувшего века стремились войти и реально входили в Дальневосточные государственные программы развития. Дело в том, что эти программы худо-бедно финансировались из федерального бюджета, а сибирские – нет. В конце прошлого года свершилось давно ожидаемое: эти два субъекта федерации были «переведены» из Сибирского в Дальневосточный федеральный округ. Сибирь стала еще меньше. Но история продолжается.
Совсем недавно была принята Стратегия пространственного развития России. Документ абсолютно бессмысленный: в нем содержатся только пять цифр, и то только в пятом приложении (одна из них – достичь когда-нибудь среднероссийских темпов прироста ВРП субъектов РФ в 2-3%).
В связи с обсуждением этого документа полпред президента на Урале Николай Цуканов предложил включить Пермский край и Омскую область в состав Урало-Сибирского макрорегиона. Насчет Пермского края полпред сразу получил решительный отказ – хотя как раз именно он (край) входил в Уральский экономический район вплоть до XXI века.
А логика рассуждений господина полпреда насчет Омской области проста: этот регион имеет тесные экономические связи с Тюменью и Уралом. Это так, действительно. Внутрисибирские хозяйственные связи исторически были очень слабы, хозяйства сибирских регионов были изначально ориентированы на запад России. Но по этой логике юг Дальнего Востока надо отдать Китаю, Приморский край с Сахалином – Японии и Корее, а Чукотку и Камчатку – Соединенным Штатам Америки и Канаде.
Хотелось бы посоветовать господину Цуканову, вспомнив историю, попытаться вернуть Уралу «оттяпанные» у него Башкирию и Удмуртию, Пермский край и Оренбургскую область. Географически и экономически они гораздо более «родственны» Уралу.
Можно также напомнить, что еще в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, вышедшем на рубеже XIX и XX веков, Сибирью называлась вся территория от «хребта» до «океана». Впрочем, именно так Сибирь понимают и сейчас в большинстве стран мира.
Виктор Суслов,
заведующий лабораторией
анализа и моделирования экономических процессов
Института экономики и организации промышленного производства
СО РАН
Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники |