Борьбу с бедностью надо начинать в регионах

Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что не исключает возможность в России «социального взрыва», если уровень бедности не замедлит рост. Очевидно, что борьба с бедностью сейчас – это одна из приоритетных тем для власти всех уровней. Вот только смотрят на нее пока однобоко. А ведь есть такие решения проблемы, которые можно запустить даже на региональном уровне.

В настоящее время в России за чертой бедности находится 12,5 миллиона человек. По словам Алексея Кудрина, подготовлены предложения, которые снизили бы уровень бедности в российских семьях на 30-40%. Но в основном это – пособия по типу материнского капитала.

Со всех трибун заявляется, что борьба с бедностью – это одна из приоритетных целей работы руководства страны. Но основную надежду власть возлагает на запланированный экономический рост, который должен обеспечить научно-технический прорыв и другие меры, реализуемые в рамках национальных проектов. Вот только ждать эффекта от них приходится не скоро…

Доктор экономических наук Владимир Клисторин в статье, опубликованной на ЧС-ИНФО, упоминает, что многое для борьбы с бедностью можно сделать и на региональном уровне. «Среди целей в стратегических документах областного и городского уровня проблема снижения бедности должна занять достойное место, — пишет ученый. — Тарифная политика в значительной мере находится в ведении региональных и местных властей, а рост тарифов, очевидно, сказывается на уровне жизни населения, особенно его наименее защищенной части».

Об этом же ЧС-ИНФО подробно писал, анализируя Послание Путина Федеральному Собранию 2018 года и рассуждая о падении рейтинга президента.

Главная мысль в том, что работать надо не только над повышением доходов населения, но и над снижением его расходов. Такой подход позволит начать борьбу с бедностью уже сейчас и даже на региональном уровне, причем без особых затрат.

Один из примеров лишних расходов населения – это плата за домофоны. Абонентская плата в месяц для жильцов многоквартирных домов составляет порядка 50-150 рублей. Если пересчитывать на дом в целом, то это – колоссальные средства. При этом сами домофоны устанавливались за отдельную плату. А тариф этот предполагает их «обслуживание». Но что же это за обслуживание? По сути – лишь бесплатный гарантийный ремонт в случае поломки. Но не лучше ли было бы платить за ремонт, если он необходим? Ведь не платим же мы за обслуживание ботинок магазину, в котором их купили? Нет, мы просто идем в ремонтную мастерскую, если они сломались! Так же и тут. Почему жители города должны содержать за свой счет немаленький штат домофонных операторов, если вместо этого можно обойтись бригадой ремонтников? А судя по тому, как усиленно операторы домофонов борются за каждый дом – прибыль они получают серьезную.

Да, жильцы могут отказаться от домофона или установить его сами, в обход компании. Но знают об этом не все. И как раз информировать население о возможности сэкономить – дело местной власти.

Подобная ситуация наблюдается и с телевизионными антеннами, за которые многие продолжают платить даже не смотря на переход на цифровое вещание. Часто люди просто не знают, что могут отказаться от каких-то услуг или установить собственное оборудование. Ведь Управляющие компании просто выставляют счет, часто даже не объясняя – за что именно, и не все могут самостоятельно разобраться в нем. А помочь им в этом как раз могла бы власть.

Почему бы местным депутатам не заняться инспектированием расходов населения? Вполне возможно, вскроются и другие «лишние» траты. А затем о них можно будет проинформировать граждан, чтобы люди сами могли решать, на что им тратиться.

Да, кажется, какие-то 150 рублей в месяц – не такие большие деньги. Но ведь это 1800 в год. Да и домофоны – не единственный случай, когда люди платят за то, чего нет. Если уж даже глава Федеральной антимонопольной службы признает, что многие тарифы ЖКХ завышены аж в два раза, значит, их есть куда снижать. А значит и возможностей для экономии – куда больше, чем может показаться. К тому же вполне возможно, завышение цен касается не только ЖКХ, но и других сфер (например, транспорта).

Интересно еще и то, что, как стало известно, значительная часть бедняков – многодетные (51% многодетных семей России находится за чертой бедности). И, похоже, на одних субсидиях эту категорию граждан стране не вытянуть. Кстати, при обсуждении нового федерального закона о многодетных семьях в Новосибирске, общественники предлагали и другие пути поддержки. В частности, позволить многодетным семьям вести свой бизнес на условиях самозанятости, но с определенными льготами (не только налоговыми, но и такими как бесплатная аренда производственных площадей, снижение давления контролирующих структур и расширение возможностей для использования труда подростков). Вкупе со снижением других расходов, эта мера позволила бы вытащить многодетные семьи из-за черты бедности куда эффективнее, чем новые «подачки».

Если внимательно проанализировать структуру доходов и расходов россиян, может выясниться, что для роста благосостояния граждан вовсе не обязательно придумывать какие-то субсидии. Возможно, достаточно просто волевого усилия власти, чтобы дать людям возможность сэкономить на том, от чего у них нет возможности отказаться, а также не мешать им самостоятельно зарабатывать.

Роза Самойлова


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.