Чем обернется для Сибири план реализации Стратегии пространственного развития РФ?

Россия

4 января был опубликован утвержденный 27 декабря Дмитрием Медведевым план реализации Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года. ЧС-ИНФО разобрался, какие мероприятия плана коснутся субъектов Сибирского федерального округа и что в их реализации будет зависеть от региональных властей. 

Напомним, Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года была утверждена 13 февраля 2019 года. Ее главной целью заявлено сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей, а также ускорение темпов экономического роста и технологического развития. ЧС-ИНФО подробно анализировал данный документ с точки зрения того, чем он обернется для регионов Сибири.

Теперь же принят план реализации данной Стратегии. Заявлено, что он направлен на организацию экономического пространства России за счет формирования и развития перспективных центров экономического роста и раскрытия экономического потенциала различных типов территорий.

Кстати, уже сейчас ряд экспертов высказывают опасения в том, что Стратегия слишком сильно акцентируется на городах, что может привести к еще большему отставанию сельских территорий. Кстати, именно это заявлено в тексте самой стратегии как одна из основных тенденций пространственного развития России, существующих на сегодняшний день: “концентрация экономического роста в ограниченном числе центров, рост социально-экономической роли городов”.

Интересно, что кроме этого в документе говорится, что «В Российской Федерации в течение последних 10 лет в результате проводимой государственной политики регионального развития наблюдается сокращение межрегиональных социально-экономических диспропорций», а это весьма спорный тезис. По крайней мере в регионах ситуация воспринимается иначе. К тому же некоторые эксперты доказывают, что сотрудничество между регионами далеко не всегда может быть взаимовыгодным. Однако не может не радовать, что в качестве основной проблемы, заявленной в тексте Стратегии, обозначен “высокий уровень межрегионального социально-экономического неравенства”. Вот только получится ли изменить это за счет предложенного плана?

Согласно опубликованному документу, в 2020 году будет вестись только теоретическая работа: разработка и презентация разного рода предложений и методических рекомендаций по реализации стратегии, а также внесение изменений в различные законы и нормативные акты. Все это будет делаться на федеральном уровне. Часть корректировок коснется экономики, например, будут внесены изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам федерации. Это коснется средств на развитие промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, туризма, социальной сферы и других направлений.

Из того, что касается непосредственно работы в регионах, на октябрь 2020 года запланирована разработка стратегий социально-экономического развития макрорегионов и планов мероприятий по их реализации. В этой работе должны будут принять участие не только заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, но и органы исполнительной власти субъектов федерации. При этом интересно, что во многих регионах уже приняты свои стратегии развития. Например, в Новосибирской области — “Стратегия 2030”, реализация которой будет обсуждаться на Форуме «Социально-экономическое партнерство – 2020” в конце февраля. Как будут соотноситься между собой все эти документы и не придется ли их теперь переделывать — пока неясно. К тому же все еще открытым остается вопрос с разработкой Комплексного плана социально-экономического развития Сибири, о котором ранее писал ЧС-ИНФО. Может быть получится вернуться и к этой теме? Но в любом случае, по хорошему, все стратегии развития должны быть взаимосвязаны и добиться этого будет непросто.

На декабрь 2021 года запланирована разработка федеральной схемы развития туризма, содержащей в том числе схему транспортного обеспечения развития приоритетных туристских территорий. Помимо федеральных министерств в этой работе примут участие и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Говоря о туризме, стоит обратить внимание на мероприятия по развитию локальных туристических брендов. Правда, к сожалению, ни из текста плана ни из самой Стратегии пока невозможно понять, коснутся ли они хоть одного из регионов Сибири. Это будут предложения “по повышению туристской и инвестиционной привлекательности малых и средних городов (с численностью населения до 100 тысяч человек), в том числе относящихся к историческим поселениям” и “по оказанию мер государственной поддержки по развитию и продвижению региональных брендов, в том числе брендов исторических поселений”. Указано, что к декабрю 2022 года будет выбрано 10 пилотных исторических поселений и реализованы меры по повышению их туристской и инвестиционной привлекательности. Видимо, список населенных пунктов будет определяться позже (вполне вероятно, на конкурсной основе). Но точно планируется уделить внимание развитию территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Сибири (предложения в этом направлении будут озвучены уже в этом году).

Заявлены и мероприятия, которые могут коснуться проекта “Академгородок 2.0”. К февралю 2020 года  Минобрнауки России и Минэкономразвития России совместно с Российской академией наук должны подготовить предложения по расширению прав органов местного самоуправления при реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда. Этот статус как раз имеет рабочий поселок Кольцово, где будет построен флагманский проект “Академгородка 2.0” — Центр коллективного пользования “Сибирский кольцевой источник фотонов”.

Также из интересных мероприятий можно отметить Разработку интегрального индекса городского развития Аналитическим центром при Правительстве РФ (к февралю 2021 года).

Что касается заявленного выше акцента на крупных городах, в  марте 2020 года будет представлен проект федерального закона о городских агломерациях. Он должен стать основой социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций страны. А к декабрю 2021 года при участии региональных органов исполнительной власти будет разработано не менее 20-ти конкретных долгосрочных планов социально-экономического развития городских агломераций.

Только как  все это соотносится с принятой недавно на федеральном уровне Стратегией устойчивого развития сельских территорий, которая создавлась чтобы выравнять уровень жизни в селах и городах? Не окажется ли в итоге теперь эта цель ещё менее достижимой?

Правда, сельские территории тоже учитываются в плане. Так, у органов местного самоуправления, населения и бизнес-сообщества, а также некоммерческих и общественных организаций будет возможность инициировать проекты развития сельских территорий (в том числе касающихся диверсификации местной экономики, социального предпринимательства, проектов сельскохозяйственной кооперации, благоустройства территорий, развития транспортной инфраструктуры местного значения, охраны окружающей среды). Эта работа будет закончена к февралю 2021 года.

Кроме того, планом предусмотрена ликвидация инфраструктурных ограничений и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры по всей стране.

Видимо, предполагается повысить и квалификацию чиновников. Так, в марте этого года планируется сформировать программу обучения муниципальных команд по управлению городским развитием и стратегическим развитием.

В целом же план выглядит пока довольно умозрительно и сделать выводы о том, что именно его реализация даст непосредственно Новосибирску или, например, Кузбассу, очень сложно. Видимо, ясность появится ближе к концу этого года.

Читайте также:

 


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.