Это уже не про бизнес: предприниматели Новосибирска обсудили последствия пандемии с федеральным омбудсменом

Фото: Сергей Завражных

25 июня Новосибирск с рабочим визитом посетил Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. В столице Сибири он встретился с полпредом Сергеем Меняйло и губернатором Андреем Травниковым, а также с предпринимателями Новосибирской области. Бизнес-омбудсмен заявил, что настаивает на выходе из режима ограничений.

«Несмотря на стихийное перепрофилирование, а к этому готовы были, мягко говоря, не все – мощности не всем это позволяют – мы потеряли не 30, мы потеряли до 90 процентов выручки, – посетовала директор новосибирского бара Яна Невская на встрече с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. – И сейчас не идет речь о прибыли, не идет речь о бизнесе, речь идет о том, что у каждого из нас есть люди, у людей есть семьи, кредиты, ипотеки, родители, съемное жилье. Для меня это чудовищно, когда пять моих сотрудников выезжают из своих съемных квартир и съезжаются в одну для того, чтобы просто сохранить возможность каким-то образом выживать. Это уже не шутка и это уже не про бизнес».

По данным омбудсмена, в России пострадало как минимум 60 процентов компаний – около 4,17 миллиона предприятий столкнулись с падением выручки более чем на 30%. Финансовая помощь предпринимателям очень ограничена, подчеркнул Уполномоченный.

Борис Титов

«Институт уполномоченного в период пандемии работал так, как никогда не работал за всю свою историю. За это время мы всячески пытались выбивать дополнительную поддержку, потому что, как видите, власть, прежде всего федеральная, не очень-то реагировала и не очень понимала, что происходит. Первую неделю вообще ничего не было, потом появились первые поддержки: нулевые кредиты, которые должны были заработать с 8 апреля, но ни один банк не был готов к выдаче этих кредитов, субсидии, двухпроцентные кредиты. Вопрос в том, что это все очень ограниченно и только для тех, кого они посчитали наиболее пострадавшими», – отметил Борис Титов.

Уполномоченные по правам бизнесменов со всех регионов России каждую неделю собираются на конференциях и совещаниях, чтобы определять особенно актуальные проблемы предпринимателей и искать их решение. Сейчас главной проблемой стало снятие ограничений.

«Поскольку поддержка не оказалась столь существенной, сейчас главное – выход на работу. Коронавирус, конечно, это не просто грипп, потому что мы видим, какие последствия есть для здоровья людей, и сколько народу переболело, это является проблемой, поэтому держать санитарные меры необходимо. Отменить все за один раз невозможно. С другой стороны, и “перебдеть” в этом вопросе глупо и неразумно», – отметил бизнес-омбудсмен, вспомнив, что в некоторых регионах сотрудники открывшихся парикмахерских облачены в противочумные костюмы.

О необходимом выходе из режима ограничений, о том, «что надо отпускать», Борис Титов говорил и на встрече с губернатором Андреем Травниковым. Вопреки ожиданиям, спрос на товары и услуги не сократился (этому, кстати, поспособствовали другие правительственные меры – например, поддержка семей с детьми), поэтому возвращение к работе станет спасительной для бизнеса мерой.

«С самого начала мы говорили, что месяц еще сможем продержаться – тогда потери будут минимальны. Просидим два месяца – потеряем около 20% бизнеса, но если будем три месяца сидеть в изоляции, то как минимум 50% пострадают сильно. Москва вышла из режима ограничений и видно, что, в общем, это был нормальный выход и народ пошел. Нет такого провала спроса, который все ожидали. Надо выходить на работу, спрос будет. Надеемся, что эти убеждения сработают в Новосибирской области», – рассказал правозащитник.

ОКВЭДные проблемы

Одной из распространенных проблем, с которой столкнулся не один предприниматель во время пандемии, является несоответствие деятельности основному ОКВЭДу. Несмотря на усилия уполномоченных по правам бизнесменов, уйти от ОКВЭДов в определении пострадавших предприятий пока не получилось.

«ОКВЭД – это действительно неправильный, но единственный способ определения вида деятельности предприятия. Другой вопрос в том, что ОКВЭДы вообще никому не нужны были до этого, а тут вдруг к ним обратились. И оказалось, что многие работают не по основному, а по дополнительным ОКВЭДам, у кого-то могли вообще старые ОКВЭДы действовать, и они даже не знали, что им уже новый присвоили. В общем, проблем оказалось много. Кроме того, очень ограниченное количество ОКВЭДов попало в список наиболее пострадавших. С первого дня мы предложили изменить систему и уйти на принцип подсчета выручки: то есть если пострадал (получил на 30% меньше выручки), то попадаешь автоматически в список пострадавших. Причем сейчас это действует для крупных компаний – системообразующих. Нам же было заявлено: «как это подсчитать», «бухгалтерские балансы будут сдавать только после первого квартала, то есть только в мае мы узнаем, кто реально пострадал», «вся помощь будет затягиваться». Хотя мы им давали схему, как это считать», – рассказал предпринимателям Борис Титов.

Председатель Новосибирского отделения «Опоры России» Сергей Соколов отметил, что благодаря онлайн-кассам и прозрачным расчетным счетам, у федеральной налоговой службы «есть более чем объективные сведения о том, кто пострадал, а кто нет».

«Просто паника»

Среди других проблем бизнесмены отметили воспрепятствование предпринимательской деятельности со стороны чиновников, задолженности перед предпринимателями по муниципальным контрактам, давление контрольно-надзорных органов и силовых ведомств. К примеру, по словам Сергея Соколова, в Государственной инспекции труда «не постеснялись создать внутренний нормативный акт о минимальном количестве штрафов, которые должен начислить предпринимателю проверяющий».

«И еще один момент. Вопрос о зарплатных и двухпроцентных кредитах. К сожалению, не были учтены такие нюансы, как существование юридического лица сроком до года. Таких предприятий – достаточное количество. Шесть банков дают отказ с единственной мотивировкой: “юридическое лицо существует меньше года”. Хотя мы указываем на правопреемственность, объективные причины смены юрлица. Часть учредительского состава перешла в новое юрлицо, по прошлому юрлицу было совершено достаточное количество операций, тем не менее, мы получаем отказ. То есть субсидирование у нас уже закончилось, а кредитование у нас никогда не начнется. Как выживать сейчас и каким образом сейчас мы должны обеспечивать нашим сотрудникам маломальски приличные условия выживания, для нас огромный вопрос. Власти не слышат нас сейчас!», – сетует Яна Невская.

Сергей Карпекин

Кроме того, теперь бизнесмены озадачены инвестициями. Кто решится вкладывать деньги в предприятие, если оно может вот так надолго лишиться дохода, остается пока вопросом без ответа. «Самая главная проблема – как дальше инвестировать. Мы столкнулись с риском, который мы будем в будущем учитывать. Теперь инвестор крепко подумает, как инвестировать и как страховать риски», – подчеркнул президент Межрегиональной Ассоциации руководителей предприятий (МАРП) Сергей Карпекин. По его словам, у предпринимателей «просто паника, полное непонимание, как и что дальше будет».

Власти Новосибирской области принимали дополнительные – вдобавок к федеральному – пакеты мер поддержки для предпринимателей. Правда, как отмечают бизнесмены, и они оказались очень узкими.

«Да, ситуация возникла экстремальная. Была надежда на то, что региональная власть, которая ближе бизнесу и ближе людям, отреагирует на ситуацию более оперативно и предложит какие-то эффективные инструменты поддержки в максимально сжатые сроки. У региональной власти, к сожалению, нет сегодня ни резервов, ни нужной гибкости для того, чтобы предложить быстро, эффективно и точечно поддержку тем, кому она действительно требовалась. Все смотрели на Москву, наверх, и ждали поддержки оттуда. Я думаю, что в этой системе нужно что-то менять: нужно, чтобы у региональной власти было больше возможностей, больше резервов, чтобы своевременно выходить с программами поддержки», – добавил Карпекин.


Сергей Карпекин: Нужно, чтобы у региональной власти было больше возможностей и резервов для своевременной поддержки бизнеса


Ударил коронавирус и по транспортной отрасли. Несмотря на то, что продуктовые магазины продолжали работать, а онлайн-магазины доставляли заказы, все-таки количество перевозок сильно сократилось. Получение материальной поддержки для многих транспортных компаний опять же стало невозможным – по уже знакомой «ОКВЭДной проблеме».

«По апрелю мы фиксировали общее падение перевозок на 40%. Значительный объем перевозок приходится не только на продукты питания и лекарства, но и на непродовольственные товары. Действительно, в перечне пострадавших, есть транспорт. Но у большинства компаний эта деятельность не является основной», – подчеркнул президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов.

Самое главное – это выход из режима ограничений

Пожалуй, самой проблемной на сегодня остается индустрия гостеприимства. Если, например, непродовольственные магазины с отдельным входом уже работают, то об открытии заведений общепита в Новосибирской области не идет даже речи.

«К сожалению, по нам не принято решение по выходу из карантина. Хотя каждую неделю нам обещают, что нас выпустят. Мы не видим предпосылок, чтобы нас держать закрытыми. Почему не открываются летники, мы не можем понять», – сетует представитель Федерации рестораторов, отельеров, ритейлеров и шеф-поваров Сибири Галина Шеломенцева.

«История с летними верандами крайне странно выглядит. На улице много людей, и почему-то парковые зоны могут становиться зонами стихийных пикников, а летние веранды остаются вне закона, – продолжила директор бара Яна Невская. – Меры усиливаются в тех направлениях, в которых, в принципе, и нет экстренной необходимости».

С последним Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов охотно согласился, назвав принятые меры «перебдением».

«У страха глаза велики. Это не очень эффективно. Мы консультировались с профессорами, эпидемиологами, и они говорили, что такие меры ничего не дадут», – подчеркнул он.

Омбудсмен отметил, что аппарат уполномоченного продолжает работу по ОКВЭДам, кредитам и субсидиям, правда, им вряд ли еще удастся чего-то добиться.

«Мы идем на выход из режима ограничений. С министром экономического развития России Максимом Решетниковым мы обсуждали эти вопросы. Он заявил: “Давайте закроем эту страницу (поддержки)”. Теперь мы  смотрим в будущее, нам надо стимулировать спрос, нам надо думать о том, какой будет экономика после  коронавируса, – добавил Борис Титов. – Страна выходит из режима самоизоляции, и поэтому сегодня весь бизнес нацелен на это – надо начинать работу. Потребительские настроения улучшил новый пакет мер. Но самое главное – это выход из ограничительных мер. Того же самого надо добиваться в Новосибирске. Власти региона говорят, что они должны изучить ситуацию, опять же есть Роспотребнадзор. Но я настраивал их, что надо больше уверенности, иначе будут неприятные экономические последствия. Но окончательного решения я сегодня не услышал».

Между тем, пусть постепенно, но ограничения в Новосибирской области ослабляются. Так, с сегодняшнего дня в регионе разрешили работать оптовым торговым центрам.

Читайте также:


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *