Пловец Владимир Морозов: «Жизнь меня покидала. Но я вернулся к истокам»
Пловец Владимир Морозов представит Новосибирскую область на Олимпийских играх в Токио-2021. В апреле уроженец рабочего поселка Кольцово стал чемпионом России на дистанции 50 метров вольным стилем. У бронзового олимпийского призера Рио-2016 любопытная судьба. В 14 лет он вместе с матерью перебрался в США, однако связь с родиной никогда не терял. В родной регион он прибыл всего на несколько дней и к настоящий моменту уже вернулся за океан, где и будет готовиться к своим третьим Олимпийским играм.
По меркам профессионального плавания Морозов, которому на момент японских стартов будет 29 лет, находится в солидном возрасте. Несмотря на напряженный график, мировой рекордсмен нашел время на эксклюзивное интервью нашему изданию. В беседе с автором этих строк известный спортсмен вспомнил, как был «моржом», поведал об увлечении серфингом, о жизни в Америке и добавил, что завершать карьеру пока не планирует.
«Морж»
— Владимир, чем вам запомнился прошедший чемпионат страны в Казани?
— Это был мой десятый чемпионат России. Моложе я не становлюсь, мне летом будет 29. С каждым годом все сложнее состязаться с более молодыми ребятами, которые находятся на пике. Тем не менее, отобрался на свою третью Олимпиаду и подобрался очень близко к своим лучшим результатам и рекорду России. Доволен выступлением.
— С прошлого года вы снова выступаете за Новосибирскую область. Как так получилось?
— Меня жизнь покидала. Выступал и за Волгоградскую область, и через океан перелетел. Но все-таки вернулся к своим корням. Здесь живут мои родные и друзья, с которыми я начинал заниматься спортом. Думаю, так будет правильно.
— Насколько часто бываете в родных краях?
— Прилетаю только раз в год и максимум на пять дней. Обычно такая возможность выпадает после основных стартов, будь то чемпионат мира или Олимпиада. Хочется повидать всех близких. У меня здесь живут бабушка, дедушка, тетя и дальние родственники. В этом году прилетел впервые.
— Где и на сколько остановились на сей раз?
— Три дня. Живу у тети в Кольцово.
— С кем-то из своих приятелей и знакомых из Новосибирска и Кольцово связь поддерживаете?
— В основном, это ребята, с которыми я начинал плавать в Кольцово. Хоть я и живу на другой стороне земного шара, мы общаемся, поздравляем друг друга с праздниками. Дружба, которая тогда крепко завязалась, остается и сейчас. Мы вместе провели первые сборы и соревнования и до сих пор поддерживаем отношения.
— Кто-то из ваших друзей детства еще занимается плаванием?
— Профессионально — нет. Но Гриша Ермола занимается холодовым плаванием. В Новосибирской области есть даже своя сборная «моржей».
— Сами пробовали плавать в холодной воде?
— Было дело. Плавали на Телецком озере на Алтае, температура воды была всего 10-12 градусов. Спринт прошел еще более-менее терпимо. Но потом была дистанция 400 метров, после которой я сошел (улыбается). У тебя все немеет, ты не можешь дышать. Организм просто впадает в панику. Это нужно уметь делать и тренировать.
— Экстремальный опыт?
— О, да! Учитывая, что мне было 11-12 лет, это был самый настоящий экстрим.
— Это были какие-то соревнования?
— У нас был сбор, и заодно, кажется, решили провести соревнования. Что-то незначительное. На самом деле уже плохо помню — маленький был. До 14 лет я успел покататься с командой по сборам. Частенько ездили в Хакасию. Уже тогда здесь были все условия, чтобы подготовиться к большим стартам. Единственное — не хватало 50-метрового бассейна. Но такая проблема есть во многих регионах.
Акулы, дельфины, кит
— Жизнь в России и Америке отличается сильно?
— Разумеется. Это другая сторона земного шара, и менталитет тоже другой. Там — свои плюсы и минусы, здесь — свои. Но это такой общий вопрос, на который невозможно ответить в паре предложений. Если только ты сам туда приедешь и увидишь, то найдешь ответ.
— Живете на побережье?
— Живу в городке Калвер-Сити в окрестностях Лос-Анджелеса — это большая область с населением 15-20 миллионов человек. До пляжа — 1,5-2 километра, или десять минут по пробкам. Недавно приобрел себе дом. Пилил и строил — было интересно во все это погрузиться. Никогда в жизни этим не занимался, но на карантине взялся. Делал ремонт. Изготовил уличный стол из красного дерева. Мне, правда, друг помогал. Выпилили, отполировали, лаком покрыли. Всю жизнь плавал, а тут увлекся, скажем так, ручной работой.
— В ваших краях плавать можно круглый год?
— Просто так зимой плавать некомфортно — вода не теплее 18 градусов. А вот в специальном костюме — легко. Но там есть акулы. Плавать не плавал, но серфингом занимался. Мог взять доску и пойти часа на три в океан ловить волну за волной. Для меня это хобби.
— С акулой никогда не сталкивались?
— Ни разу. Дельфины — да, часто перед тобой проплывают. Ты почти что можешь их потрогать. Однажды видел кита. Он был далеко (там, где я серфлю, для него мелко), но его ни с кем не спутаешь. А вот акул — никогда. Думаю, если бы видел, то здесь бы сейчас не сидел (улыбается).
— Серфинг быстро освоили?
— Впервые встал на доску, когда еще учился в школе. Освоил за одно лето. Тренировался почти ежедневно на протяжении пары месяцев. Не знаю, долго это или нет, но я был доволен. Серфинг — это классная тренировка. Я же спринтер. Там тоже, считайте, спринт: ты сделал пару гребков, максимально разогнался, встал, ногами и корпусом поработал. Это отличное занятие на воде, но в то же время не плавание.
В октябре я поехал на серию ISL (Международная плавательная лига. — Прим. авт.) в Будапешт, можно сказать, на доске, то есть после одних серфинговых тренировок. В тот период я практически не плавал. Конечно, техника после этого вся поломалась. Результата не было. Но это было, в общем-то, ожидаемо.
Однажды в Америке
— С кем-то из российских пловцов, тренирующихся в США, опытом обмениваетесь? Может быть, с Юлией Ефимовой?
— Последние три месяца мы готовились сообща. Юлия приехала в США в 2011 году. Не могу сказать, что мы обмениваемся опытом — все-таки у нас разные дистанции и специализации, но тренируемся вместе давно (вот уже десять лет) и общаемся — это да.
— Вы тренируетесь бок о бок с американцами, которые являются законодателями мод в мировом плавании. Какие-то «фишки» друг у друга подсматриваете?
— Не сказал бы. На таком уровне каждый верит в свою подготовку и свои силы.
— На предстоящем чемпионате Европы в Венгрии вас не ждать? Как будете готовиться к Играм?
— Нет, было бы слишком много перелетов туда-сюда. В связи с коронавирусом программа подготовки сложная. В прошлом году я был шесть месяцев абсолютно без тренировок. Разве что плавал в океане, когда была возможность, и бегал-прыгал. Конечно, на таком уровне это совсем не серьезно. Но сейчас начинают открывать залы и бассейны. Так что, скорее всего, вернусь к той подготовке, которую проходил еще в 2019 году.
— Никаких промежуточных стартов не планируете?
— Срок на самом деле очень маленький. Остается три месяца до Олимпийских игр. Необходимо вернуться в форму, которую я уже начинаю терять после пика, на который вышел к чемпионату России, вложить еще шесть-восемь недель качественной работы, и вот уже Олимпиада. Времени на что-то еще, кроме тренировок, нет. Не уверен, будут ли какие-то старты. Я доволен тем, как выступил в Казани, в том числе по технике. Сделал анализ: почти все задуманное сработало. Буду подходить к Олимпиаде с той же работой, которую проделывал с 2019 года.
— Когда в прошлом году узнали, что Игры в Токио переносятся, психологически было тяжело?
— Я бы не сказал… Психологически было тяжело в 2016 году, когда тянулась история с допуском или недопуском российской сборной (из-за череды допинговых скандалов. — Прим. авт.). В этот раз, имея опыт, я понимал, что можно ожидать чего угодно. После той истории я ментально был уже подготовлен. Подошел к этому спокойно и воспринимал как возможность отдохнуть. Все-таки последние десять лет я не пропускал ни одного чемпионата Европы и мира. Все это время я без остановки тренировался и соревновался. Это, поверьте, трудно — столько выступать без какого-либо перерыва.
Я подхватил эту возможность — взять паузу и провести полгода без тренировок. Ушел с головой в другие вещи. Пилил дерево, делал шкафы, углубился в серфинг. Занимался всем, только не плаванием. Думаю, это пошло мне пользу: ощущаю прилив сил и новый настрой. Желание плавать вернулось полностью.
Третья Олимпиада
— Ходят слухи, что Олимпиада в Японии может не состояться или пройти в урезанном формате. Мешают ли эти разговоры вашей подготовке?
— Нет, совсем не мешают. Я понимаю, что может хоть что случиться. Мы можем прилететь в Токио и настраиваться выступать, а нам скажут: «Нет, знаете, у нас не будет Олимпиады». У меня был подобный опыт в Рио в 2016 году. Тогда мне заявили: «Ты не можешь выступать». Почему, толком не объяснили (в последний момент россиян все же допустили до стартов. — Прим. авт.). Я знаю, что такое может быть, но волноваться смысла нет. Ты все равно будешь тренироваться и пытаться выйти на максимальный результат. Это все, что в твоих силах.
— Сколько планируете соревноваться на высоком уровне?
— Собираюсь плавать столько, сколько смогу. Но я ориентируюсь на статистику и опыт других атлетов и моих знакомых. Чисто физически у них не получалось проплыть больше двух-трех Олимпиад. До четвертой мало кто доплывал. Если это и удавалось, то люди ехали туда уже больше как туристы. Есть, правда, пример Владимира Сальникова. Или можно вспомнить Александра Попова (оба являются четырехкратными олимпийскими чемпионами. — Прим. авт.), но и он остался без медалей в Афинах-2004. Хочу ли попасть на четвертую Олимпиаду? Конечно, хочу! Но будет ли это так, никогда не знаешь.
— Мысли закончить карьеру после Токио-2021 не посещают?
— Пока четких планов нет, но заканчивать карьеру не собираюсь.
— Кого видите своими основными соперниками в Японии?
— В спринте вольным стилем это, конечно же, Дрессел из США (двукратный олимпийский чемпион Рио-2016. — Прим. авт.). Он на две-три десятых быстрее любого другого пловца. Это, конечно, много для «полтинника» — считайте, полкорпуса.
Эстафета 4 по 100 вольным стилем обещает быть очень интересной. Таких результатов у нас и близко никогда не было. Мы реально претендуем как минимум на попадание в призы. Главными соперниками будут опять же американцы. Возможно, бразильцы и австралийцы тоже будут в гонке. Все самое интригующее ждет нас уже в первый день.
— У вас лучшее время сезона в мире. В Токио будете настроены на золото?
— Первоочередная задача — взять медаль и встать на олимпийский пьедестал. Буду рад любой награде, но золоту, конечно, особенно. Карьера, наверное, идет к завершению. Очень бы хотелось еще разок испытать это неповторимое чувство.
Читайте также: |
Поделиться:
Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники |
Новости партнеров:
Интервью интересное, победы на Олимпиаде Владимиру!!!