Скандал с мизерными зарплатами учёных может разгореться вновь

Фото: pixabay.com

Во время вручения премии «За верность науке» выяснилось, что указ президента РФ Владимира Путина так и не был выполнен: учёные в Новосибирске до сих пор получают вдвое меньше, чем в Москве.

Президент Российской Академии наук Александр Сергеев рассказал журналистам во время вручения премии «За верность науке», что учёные по-прежнему получают зарплату намного меньше, чем это было определено ещё в майских указах президента страны в 2012 году. Напомним, что Владимир Путин распорядился, чтобы учёные получали двести процентов от средней зарплаты по региону.

— В отношении отдельных групп учёных действительно чувствуется несправедливость, — признал при этом своём заявлении Сергеев. — Молодёжь, когда приходит, говорит, нет у меня двести процентов по региону. Это очень важный вопрос. Вопрос, связанный с регионами. Понимаете, в Москве и Новосибирске делается одинакового качества наука, научная продукция. <…> Однако, по Москве учёные получают в среднем в два раза больше, чем в Новосибирске. И в результате складываются диспропорции, которые учёные воспринимают как несправедливость.

Скандал с заплатами учёных разгорелся в России после того, как старший научный сотрудник Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН Анастасия Проскурина на прямой линии с президентом пожаловалась Владимиру Путину на свой заработок. Она заявила, что получает 25 тысяч рублей. Как доложил руководителю государства на заседании Совета по науке и образованию 8 февраля губернатор Новосибирской области Андрей Травников, средняя зарплата в НСО – 39 тысяч рублей. Но Анастасия Проскурина рассказала Путину в прямом эфире, что получает 25 тысяч и что её коллег заставляют подписать согласие работать на полставки, хотя они отрабатывают полноценный рабочий день.

— После того как Вы издали указ о повышении зарплат научным сотрудникам, это было почти три года назад, у нас сотрудникам было предложено перейти на полставки, чтобы отчитаться в повышении зарплат руководству. Обосновывали это тем, что указ был, а бюджет увеличен не был, — сказала Анастасия Проскурина, обращаясь к президенту.

Владимира Путина такая история возмутила:

— Семьдесят восемь тысяч должно быть. Где деньги-то? Антон Германович, — обратился Владимир Путин к министру финансов РФ Антону Силуанову, — если вы говорите, у вас информация о том, что у них двести процентов от среднего в регионах, «где деньги, Зин»?

Президент страны поручил разобраться с этим вопросом, причём, не только в Новосибирской области, но и в других регионах России. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сразу же заявил в эфире телеканала «Россия 24», что Минобрнауки проверит ситуацию с зарплатой учёной из новосибирского института, которая сообщила, что её выплаты не соответствуют установленному уровню в двести процентов от средней зарплаты по региону.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков приехал разбираться в Новосибирск. На встрече с Советом молодых учёных в Академгородке он заявил о необходимости изменить систему оплаты. Министр отметил, что к изменениям надо подходить комплексно.

— Надо внимательно изучить механизм финансирования научных и образовательных организаций, при этом посмотреть, чтобы система оплаты труда учитывала показатели эффективности и результативности деятельности, чтобы они были справедливыми и понятными. Если мы стимулирующую часть зарплаты платим научным работникам, надо, чтобы все понимали, за что это и как этого достигнуть. Третье – это механизм мониторинга выплат заработной платы, чтобы это была не просто отчётность, а хорошая аналитика, позволяющая видеть применительно к каждому конкретному работнику, насколько соответствующую зарплату он получает. Это очень важный момент в рамках действующего законодательства – в интересах работника обеспечить конкретику в этом вопросе, — сказал Фальков.

Андрей Травников на этой встрече отметил, что система оплаты труда требует модернизации не только в научных учреждениях, но и по всей стране:

— В каждом учреждении, в каждой отрасли система оплаты труда должна быть выстроена так, чтобы она мотивировала сотрудников к развитию. С другой стороны, прямой посыл от Президента России – определить некий «входной порог», ту минимальную зарплату, на которую могут рассчитывать молодые ребята, стремящиеся в ту или иную профессию. Ещё один критерий, требующий уточнения – это соотношение заработной платы руководителя и сотрудников. Большого разрыва быть не должно. Эта работа касается не только науки, но и всех остальных бюджетных сфер, всех муниципалитетов и субъектов РФ. Если смотреть с федерального уровня – надеюсь, будет уделено внимание и проблеме большой межрегиональной дифференциации, — сказал губернатор Новосибирской области.

Проблему оплаты труда научных сотрудников Валерий Фальков показал состоящей из нескольких подпроблем. Это низкий уровень гарантированной части заработной платы (должностной оклад), неритмичность стимулирующих выплат (до 40 процентов которых приходится на самый конец года), неравенство возможностей в получении грантов и заключении хоздоговоров (как в рамках одного института, так и между ними), заданная майскими Указами Президента РФ привязка к средним региональным зарплатам (которые сильно разнятся) и низкий уровень суммарного заработка на начальных ступенях научной карьеры, что уменьшает её привлекательность для выпускников.

— Обновлённая система оплаты труда должна стать более прозрачной и более справедливой, — подчеркнул министр. — Я бы хотел, чтобы перед отдельным учёным несли субсидиарную ответственность и государство, и конкретный институт, в котором он работает.

В СО РАН тогда сообщили, что рабочая группа вынесла на обсуждение Совета директоров ряд консолидированных предложений по оплате труда учёных.

— Прежде всего, рекомендовано отойти от привязки к среднерегиональному заработку и либо заменить его среднероссийским, либо отталкиваться от единого минимума гарантированной части зарплаты (для Новосибирска назывались 30 тысяч рублей). Члены рабочей группы также выступили за распространение обновлённой системы оплаты на более широкую категорию «научный работник»; прогнозировались и дополнительные затраты госбюджета для реализации той или иной комбинации вариантов, — сообщалось в обширном комментарии на сайте СО РАН.

Ключевую проблему оплаты труда учёных обозначил директор ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН» академик Валерий Бухтияров:

— Мы видим развилку: имеются ли у Минобрнауки возможности для дополнительного привлечения средств на увеличение минимального оклада и связанной с ним тарифной сетки? Если да, то тогда майские Указы на сегодня никто не отменял и не видоизменял, а значит, Москве опять придётся добавлять больше других. В 2017 году институты под эгидой СО РАН получили всего четыре процента дополнительного финансирования на исполнение Указов при 25 процентах численности учёных, работающих в академических организациях, по отношению к общероссийскому показателю. К формулировке Указа нужно вернуться, мы ещё два года назад предлагали отойти от привязки к среднерегиональной зарплате. Хотя если будет решён самый первый вопрос, нам будет намного легче обсуждать следующие.

Прямого ответа, констатируется в статье издания СО РАН, о возможностях Минобрнауки не прозвучало. При этом его глава заявил:

— Мы планируем завершить эту историю (с зарплатами — прим. ред.) в течение нескольких ближайших месяцев. Причём, завершить не только в части самой системы оплаты труда, но и в части механизмов финансирования: мы внимательно проанализируем госзадания, посмотрим на показатели эффективности… Важно также изменить систему мониторинга, чтобы она была не простым собиранием отчётов, а работала на совершенно иных принципах, способствовала выявлению проблем и причин невыполнения показателей, работала на опережение. Вопрос заработной платы — по определению проигрышный вопрос, — обобщил Валерий Фальков, — поскольку требуется предложить «королевское решение», которого нет.

На Совете директоров научных организаций Сибирского макрорегиона высказались за формирование и восстановление федеральных программ поддержки академических библиотек, коллекций, а также научных школ, которые директор Института систематики и экологии животных СО РАН член-корреспондент РАН Виктор Вячеславович Глупов назвал локомотивами науки. Многих беспокоила ситуация с реформой национальной системы научных фондов, в ходе которой ликвидируется Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

— Да, это болезненный вопрос, — отреагировал Фальков. — Я понимаю, что РФФИ — понятный, знакомый и очень удобный для учёных по многим параметрам. Тем не менее, решение на уровне правительства уже принято. Но мы добились, что общая сумма финансирования после объединения фондов сохранится, и линейка грантов не будет сокращена. По каждому из обсуждаемых вопросов лёд тронулся, — неожиданно процитировал Остапа Бендера Валерий Фальков.

Теперь же выясняется, как проинформировал прессу руководитель РАН Александр Сергеев, что ничего практически не сделано. Заработок учёных существенно не изменился и дисбаланс оплаты их труда между Москвой и Новосибирском остаётся по-прежнему огромным.

— Есть способы, каким образом [дисбаланс] можно компенсировать, но не всегда это получается, — сообщил Сергеев. — Я думаю, что этот вопрос пока ещё не нашёл полностью удовлетворительного решения.

В марте этого года, отвечая на вопрос о том, как решается вопрос с зарплатой учёных после скандальных проверок и заявлений, вице-губернатор Новосибирской области Ирина Мануйлова, что называется, подлила масла в огонь. Она стала рассуждать о том, что, мол, в указах президента речь идёт о средней заработной плате по всем научным организациям. В итоге получается, сказала она, что этот показатель выполняется, хотя кто-то получает зарплату намного ниже, а кто-то — на порядок выше.

— Принципиально сегодня есть понимание того, что должен быть определён некий минимальный уровень заработной платы для начинающих молодых ученых, который позволял бы входить в эту сферу деятельности, чувствуя определенную финансовую защиту, — сообщила Мануйлова. — У нас пока нет точной цифры, каким он будет, но скорее всего в диапазоне от 17 до 20 тысяч рублей, — добавила вице-губернатор и пояснила, что это даст ощущение финансово-устойчивого положения для молодых учёных.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Комментарии [ 1 ]

  1. Привет Вам из 2022. Я мнс в Подмосковье и за февраль получила 26000. Как жить на эти деньги когда квартплата около 10000, прокладки на месяц 1000, килограмм говядины 900, сердечки куриные 550 за килограмм, одежда безумно дорогая, проезд около 1500 в месяц. Многие не видят жизни без науки, а государство делает их нищими за эти стремления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *