Дед Касым: в 75 лет — на скоростной велосипед

Касым Сагандыков

В июле в Новосибирске открылась новая трасса для велогонок. Она простирается вокруг современной ледовой арены на левом берегу Оби. Это место уже успело принять дебютные соревнования и полюбиться энтузиастам.

Что символично, первым шоссейный трек протестировал 75-летний ветеран велодвижения Касым Сагандыков, мастер спорта СССР. Нестареющий сибиряк и по сей день работает и выходит на старт в своей возрастной группе. В интервью «ЧС» многоопытный атлет поделился завораживающими историями из богатого соревновательного прошлого, в котором нашлось место опасностям на дороге, авариям, спортивной хитрости, живительному батону и второму дыханию.

Полвека назад наш собеседник принял участие в трагической гонке в Новосибирской области. Тогда, в 1973-м, молодые инспекторы ГАИ Дмитрий Байдуга и Александр Шабалдин ценой собственных жизней предотвратили неизбежное столкновение колонны велосипедистов с большегрузом. Отважные мужчины подставили свой экипаж под смертельный удар. Подвиг героев не был забыт: в регионе ежегодно проводятся соревнования их имени. В качестве участника или почетного гостя на них неизменно присутствует дедушка Касым.

Гонка со смертью

— Касым Кабалдинович, вы хорошо помните ту роковую гонку с гибелью сотрудников ГАИ?

— Помню, как проходила гонка. Перед стартом милиционеры подходили к нам, участникам, и даже шутили. Оба, по-моему, были пограничниками. Статные ребята, чуть повыше меня ростом. А дальше… Мы же не видели, как все произошло. Просто проехали — стоит грузовик «Колхида», а под ней — желтая груда металла. Только после финиша все узнали. Представьте: идет группа человек 150, и каждому хочется выбрать место получше. Воля случая… Ребята — огромные молодцы, что защитили всех нас. Если бы «Колхида» влетела в пелотон, не знаю, что бы было… Не могу даже такое вообразить!
— Информация о случившемся во время гонки не доходила?
— Нет-нет, это сейчас профессионалы гоняются — у каждого наушник, без которого они теряются. В наше время не было никаких приспособлений. Когда кто-то уходил в отрыв, рядом ехали вдвоем мотоциклисты — у одного на спине фанера, и на ней мелом писался отрыв. Сейчас же все передается через технологии связи. Но на локальных стартах до этого еще не дошло…

— Какую-то опасность в тот злополучный день ощущали?

— Нет, не думаешь об этом! ГАИ перекрывали повсюду дороги, когда мы выступали на многодневках. Кто знал, что так случится… Мне до сих пор говорят: «Вот как ты катаешься — тебя же машина сшибет!». Я отвечаю: «Рожденный утонуть никогда не сгорит». От судьбы не уйдешь — по этому принципу и живу.
— Не посещала потом мысль, что вы родились в рубашке?

— Мысли, конечно, всякие были… Понимали, что повезло нам. Мы могли потерять и друзей, и членов своей команды…

— Помните, какое место тогда заняли?
— Где-то во втором десятке среди 150 человек — уже что-то!

— Данная площадка — возле нового ЛДС — намного безопаснее, чем те, что были у вас в советское время?

— Конечно, даже сравнивать нечего! Дорога перекрыта в обе стороны, два ряда движения свободны. Участники себя спокойно чувствуют, всё безопасно. Инспектор ГИБДД стоит. Кто ж полезет сюда? Это надо быть идиотом!

Отличительная черта: здесь все быстро меняется. В одну сторону идешь 40 километров в час. Поворачиваешь и сбрасываешь до 25-28 при встречном ветре.

— Вы упомянули про многодневные гонки. Что они из себя представляют?

— Скажу по своему опыту. Каждый этап — от 80 до 200 километров, от одного населенного пункта до другого. Вечером приехали — на следующее утро стартуем дальше. И так может продолжаться от 5 до 12 дней.

— Можете вспомнить самые тяжелые и изнурительные из них?

— Я скажу одно: легких гонок не бывает! Иногда натурально рожаешь — настолько тяжело! Чувствуешь: не готов! Но терпишь. Потом перетерпел и понесся. Открывается, как говорят, второе дыхание.

Из сложностей — несколько раз забывал взять с собой питание. Где-то просто недотренировался или недоспал. Велика доля случая. Когда некоторые говорят, что всегда выигрывали, это лукавство, не бывает такого!

— Как чувствуете себя после подобного велосипедного марафона?

— На восстанавливаемость не жалуюсь — всё благодаря постоянным тренировкам.

Фаталист

— Что обычно употребляете во время длительных заездов?

— Спортивное питание, галеты. Допинг никакой не употребляю — надо просто тренироваться!

— Бывало такое, что в глазах мутнело на трассе?

— Бывает, настолько «наедаешься», что едешь уже на автомате. Велоспорт — не для слабаков! Здесь надо много тренироваться и терпеть, терпеть и еще раз терпеть.

— Вы до сих пор соревнуетесь?

— Ездим. Где есть возможность, там и соревнуемся. Выступал в Омске и Кемерове. Много лет езжу в Казахстан (в Алма-Ату и Астану), где с 1994 года проводится традиционная гонка. Участвую также там в чемпионате страны среди ветеранов. На что готов, то и получаю. Всё, что думал выигрывать, все выиграл. Когда выходишь на старт, думаешь: «Так, слегка прокачусь», ну а там затягивает… Аппетит, сами знаете, приходит во время еды. Стартуешь — и начинаешь работать, соображать, как бы обхитрить, объехать, где посидеть, а где уехать. Велоспорт — интеллектуальный процесс, тут надо головой думать. Ну и плюс — работать, работать и еще раз работать.

— Какая из побед для вас особенно дорога и памятна?

— В 2015 году я попал в аварию. Впереди ехала грузовая «Газель». Я держался от нее буквально в десяти метрах, водитель, не показывая поворот, уходит направо. Скорость у меня была под 35 километров в час. Я как мог пытался избежать столкновения. Врезался передним колесом — ба-бах! Порвал связки на плече, операцию повторно делали.

В то время я целенаправленно готовился на первый чемпионат Казахстана среди ветеранов. Вес был подогнан. В начале сентября в Павлодаре на трех дистанциях взял бронзу, после чего, переговорив с врачом, стартовал в Астане. Хирург назначил операцию на 25 сентября. Он предупредил: «Если ты там упадешь, я тебя не отпускал!»

Едем три круга по 10 километров. Сразу со старта выхожу вперед, растягиваю группу. Сзади кричат: «Касым, ты куда?!» Посмотрел: некоторые отсеялись. Затем кого-то пропускаю, держусь примерно седьмым. Моя смена подходит, и я опять ускоряюсь. После первого круга нас остается в лидерах шесть человек из трех возрастных категорий. Построились и поехали, как следует поработали.

У меня был конкурент — Владимир Винокуров из Омска, который хотел отыграться (перед этим я стал первым в гонке с раздельным стартом и в групповой). Пришлось хитрость проявить. Метров за 500 до конца говорю: «Володя, ты чего, смотри вон там!». Он туда глянул, а я как присел и помчался на финиш (улыбается).

Итого взял в Астане три золота. Тяжело не тяжело, но был готов. Если бы я шел в группе, мог упасть и подвести всех. Андрей Егошин, сильный гонщик-ветеран, тоже из Новосибирска, также занял три первых места по своему возрасту.

Спасительный батон

— Наверняка в вашей обширной спортивной биографии были и курьезные эпизоды…

— В Павлодаре проводилась 20-я юбилейная ветеранская гонка (Кубка Дружбы «Россия–Казахстан». — Прим. авт.). Я забыл дома спортивное питание. С Новосибирска я один, были спортсмены из Павлодара, Алма-Аты, Омска. Утром «разделку» выиграл. В групповой гонке снова хотелось победить.

Остается последний круг — около десяти километров. Я уже устаю и отстаю от группы лидеров — надо же как-то подпитываться! Гляжу: мой товарищ Григорий Полищук из Барнаула, который уже «отстрелялся», стоит на повороте и уплетает батон. Я кричу: «Гришка, есть хочу!» Он мне на ходу сунул булку. Верите или нет — я не помню, как она в меня залетела (улыбается). Питание поступило в организм — и такая легкость сразу пришла, как будто меня сзади кто-то толкнул! Вливаюсь в группу, которая шла в метрах 150 от меня, и вот уже сам ухожу в отрыв.

Оглядываюсь и думаю: «Интересно, кто-то обгонит или нет?» Работаю в своем темпе. Озорничество, конечно: помахал соперникам ручкой — и как присел! Погнал что есть мочи. Ближе к финишу, при подъеме на виадук, сбавил темп. Шел впереди, и мелькнула мысль: «Ну уж 400 метров на километре отыграть крайне тяжело». Едва не поплатился за это! Бывает, проигрываешь по собственной глупости, но в тот раз обошлось.

После финиша говорю Грише: «Большое тебе спасибо, выручил!» Опять же — воля случая, что он подвернулся по пути. Видимо, так было уготовано свыше. Затем выиграл еще и критериум. Побеждал на двух юбилейных гонках подряд — десятой и двадцатой. На тридцатой стал вторым — был банально не готов.

— Какие самые экстремальные погодные условия, в которых вам доводилось стартовать?

— Это было в Новосибирске, по-моему, в 1970 году, когда шел снег с дождем. С подобным столкнулся и в Павлодаре. Гонка была в середине сентября. Приезжаем — валит снег! Организаторы все откладывали и откладывали начало, но в конце концов стартовали. Местные все как следует утеплились, а мы не были готовы к таким условиям. Накинули сверху, что было с собой, — кофты. К счастью, с нами был отличный специалист из областного физдиспансера, который натер нам колени согревающей мазью. Наш земляк Александр тоже тогда все повыигрывал. Организатор, взглянув на нас, улыбнулся: «Касым, представляешь, а если бы из Нерюнгри (Якутия. – Прим. авт.) были участники, как бы они ехали! Совсем голыми, что ли?!»

— Погода вносит значительные коррективы?

— Как у нас говорят, старт может отменить только война. За эти годы бывало всякое. Дождь льет стеной, а мы стартуем… Спорт есть спорт.

— Дорого ли обходится покупка и содержание транспортного средства? Есть ли у вас спонсоры?

— Раньше заводы помогали с экипировкой, сейчас почти все сами. Недавно племянник залез в интернет узнать, сколько стоит новый велосипед для профи, — 765 тысяч рублей!

Благодарен братьям Самохваловым, состоявшим в профессиональной команде «Катюша», — они частично обеспечивали нас экипировкой. Уже в то время — 7–8 лет назад — велосипеды тянули на 800 тысяч. Сейчас Антон и Дмитрий работают тренерами в Питере.

— Ого, выходит, велосипед стоит как машина!

— Это просто как антураж. Выдающийся советский спортсмен Виктор Капитонов (ныне покойный) в 1960 году выиграл групповую гонку на Олимпийских играх в Риме. По иностранным меркам он ехал фактически на туристическом велосипеде. Когда его спрашивали о секрете успеха, он отвечал: «Я выиграл Олимпиаду на «Туристе». Надо тренироваться, тренироваться и тренироваться». В Союзе сильная школа была, что всякий раз подтверждалось на чемпионатах Европы и мира.

Буквально на следующее утро ему подогнали к самолету новенький гоночный велосипед высшего класса. Бельгийского производства. Это было лучшей рекламой для фирмы. Все стали срочно скупать такие.

* * *
Как выяснилось, у деда Касыма необычайно крепкие ноги. В конце беседы интервьюируемый неожиданно спросил, каким видом спорта занимается автор этих строк. Услышав про штангу, многоуважаемый ветеран поведал о силовых показателях времен своей молодости. На пике карьеры он приседал со 180 кг на плечах, что превышало его собственный вес в три (!) раза. Удивительный человек, в котором сочетаются невероятная выносливость, мощь и ясный ум.

Андрей Верещагин, фото Константина Кутузова

P.S. В конце лета, пока мы готовили материал, случилась неприятность. В Новосибирске автомобилист совершил столкновение с велосипедистом Касымом Сагандыковым, который получил травмы и в тяжелом состоянии был доставлен в реанимацию. Желаем неутомимому ветерану спорта скорейшего выздоровления и возвращения в строй!

Читайте также:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Комментарии [ 1 ]

  1. Статья великолепная!!! Велосипедист- обворожительная , целостная и сильная личность и пример для подражания!!! Велосипед, несомненно, навсегда останется средством передвижения великих и сильных людей!!! Касым Кабалдинович, здоровья Вам и скорейшего выздоровления!!! Мы ждём Вас на трассе!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *