Ковид давит на психику

коронавирус давит на психику

Сразу было понятно, что без последствий для психики пандемию нам не пережить. Всеобщий страх болезни и возможной смерти, неудобства карантина и самоизоляции, и это не считая самого заболевания COVID-19, привели к тому, что в мире отмечен взрывной рост психических расстройств. По мнению экспертов, пора серьезно заняться массовой психотерапией.

Хватит переживать, пора лечиться

Владимир Завьялов
Владимир Завьялов

— Всеобщий стресс связан даже не с пандемией COVID-19, а с расползанием того, что я назову «пандемией страха». В мире переболело порядка 2% населения, а 98% находятся в страхе уже почти год. И еще неизвестно, от чего проблемы психологического плана становятся острее, то ли от ковида или от борьбы с ним, — говорит Владимир Завьялов, д.м.н, профессор, ректор Новосибирского института клинической психологии. — К тому же сам ковид, особенно его тяжелые формы, дает сложные картины разнообразных психических расстройств. На человека обрушивается ожидание и страх смерти, непонимание происходящего, тревога о будущем, и все это, к сожалению, с энтузиазмом поддерживается СМИ.

Здесь мы вынуждены согласиться с Владимиром Завьяловым. Действительно, идет нагнетание со всех сторон. Скажите, когда еще у нас так тщательно считали количество умерших? А ведь сегодня устрашающая статистика валится на голову обывателя ежедневно. Газеты и телепередачи полны размышлениями о вероятном искусственном происхождении коронавируса, о возможном начале биологической войны. Что может сделать в этой ситуации отечественная психиатрия?

— Первая задача процесса оздоровления общества – убрать невроз ожидания. Снизить накал тревоги по поводу протекания болезни, боязни заразить другого, страха перед негативными физическими, материальными и моральными последствиями пандемии, — говорит Владимир Завьялов.

Его поддерживает коллега, заведующий кафедрой клинической неврологии и нейрогериатрии НГМУ Павел Пилипенко:

– От того, что сегодня испытывают люди, по большому счету, не существует лекарств ни у нас, ни где-то за границей. Это должна быть тонкая индивидуальная психотерапевтическая работа в комплексе с восстановлением физического здоровья.

Метод есть!

И такая программа реабилитации, по крайней мере, в Новосибирской области уже существует. Силами ученых Сибирского научно-исследовательского института медико-экологических технологий (СНИИМЭТ) «Центр-Сирена», а также привлеченных специалистов разработана бесплатная (!) для медицинских работников программа реабилитации.

— Основу нашего метода реабилитации составляет комплексное использование четырех его составляющих. Первое – прием пациентами пробиотика «Биовестин». Второе – использование препарата на основе озона «Отрисан». Третье – курс сеансов в галокамере влажного типа «СИРЕНА». Четвертое – прохождение психотерапевтического курса, — сообщил генеральный директор «Центр-Сирена» Марк Карафинка.

Прежде чем мы обратимся непосредственно к психотерапии, стоит чуть подробнее рассказать о перечисленных выше составляющих. Конечно же, в первую очередь мы имеем в виду авторский препарат «Центр-Сирена» на основе озона «Отрисан», имеющий очень высокие фунгицидные и вирулицидные свойства, в частности, он разрушает липидную оболочку вирусов и не дает им проникнуть в организм. Препаратом пропитывают маски и даже закапывают его в нос.

Анна Калмыкова
Анна Калмыкова

Другой волшебный препарат — пробиотик «Биовестин», разработан в наукограде Кольцово. «Он необходим для того, чтобы человек существовал в гармонии со своими микроорганизмами. Пробиотик восстанавливает нашу микрофлору и тем самым восстанавливает и поддерживает практически все звенья иммунитета», — рассказала автор и создатель препарата д.б.н. Анна Калмыкова. Этот препарат уже широко используется в лечении онкологических больных с целью предупреждения развития осложнений и активизации иммунитета.

Оксана Русакова
Оксана Русакова

И еще одна уникальная разработка галокамера влажного типа «СИРЕНА». «Если сухой тип галокамеры предлагает пациентам вдыхать взвесь из микрочастиц соли, то наша разработка основана на воздействии паров с мельчайшими частицами соли до 5 микрон, которые не раздражают слизистую и проникают в нижние дыхательные пути», — пояснила Оксана Русакова, заместитель гендиректора по медицинской деятельности «Центр-Сирена».

Программа реабилитации медиков работает только три месяца, хотя еще рано делать итоговые выводы, но улучшение здоровья пациентов на лицо. И здесь немаловажную роль играет как раз та четвертая составляющая, с которой мы начали разговор, — психотерапия. Фактически, она является цементирующим звеном всего лечения. Ведь и прием препаратов, и пребывание в галокамере с расслабляющей музыкой в уютной обстановке, и курс психотерапевтических сеансов – все это направлено на выздоровление.

Недооценка сегодня – последствия завтра

В галокамере центра Сирена удалось побеседовать с врачом психиатрической больницы № 3 Ольгой Тарасовой, проходящей реабилитацию после заболевания COVID-19:

— По своим ощущениям и по наблюдению за другими людьми могу уверенно сказать, что при заболевании ковидом уровень настроения резко падает, появляются навязчивые мысли, боязнь смерти. Особенно страхи подстегивает одышка, нехватка воздуха у многих вызывает настоящую панику. Увы, но подавляющее большинство пациентов не знают, как выходить из этого состояния. К сожалению, этого звена в лечении и реабилитации больных ковидом недостаточно или оно вовсе отсутствует. Мне кажется, что было бы меньше смертей, если бы психиатр вел таких людей.

Сама Ольга Тарасова во время пребывания в больнице проводила аутогенные расслабляющие тренировки как для себя, так и для тех, кто был рядом. Моя собеседница уверена, что курс психологической помощи как во время заболевания, так и в период восстановления необходим буквально всем. В целом же, статистика говорит, что порядка 80% процентов переболевших ковидом в любой форме впоследствии испытывают стрессы, депрессию и разнообразные фобии.

Ольга Тарасова в галокамере влажного типа СИРЕНА. Фото Сергея Завражных
Ольга Тарасова в галокамере влажного типа «СИРЕНА». Фото Сергея Завражных

Более того, сегодня во весь рост встала проблема распознавания «постковидного синдрома», к массовому проявлению которого ученые призывают готовиться прямо сейчас. Если коротко, то вопрос в отдаленных последствиях заболевания для психического здоровья пациентов. Сначала считалось, что COVID-19 затрагивает в основном органы дыхания, а опустошенное состояние и слабость после прохождения лечения — это лишь обычная астения. Сегодня же есть резоны предполагать, что не все так просто. Настораживает, что большинство заболевших теряли обоняние и вкус. И это, как сейчас выясняется, связано не с поражением рецепторов в носоглотке, а с поражением головного мозга. Что в свою очередь имеет прямую связь с когнитивными нарушениями, ухудшением памяти, психическими расстройствами, что, как мы помним, наблюдается в 80% случаях.

Павел Пилипенко
Павел Пилипенко

— Чем это обернется впоследствии, мы пока не знаем, — говорит Павел Пилипенко. — Повреждения центральной нервной системы — очень серьезная вещь. И в каждом конкретном случае надо разбираться в причинах расстройства. То ли это обычный астенический синдром, длящийся по полгода, в течение которого человек может быть рассеян, забывчив, нервозен просто потому, что он еще не восстановился после болезни. Или же это органическое расстройство, которое требует детальной диагностики и специализированного высокопрофессионального лечения.

Что ж, пандемия и сопутствующие ей ограничения стали толчком к взрывному росту числа психических расстройств и заболеваний. Это происходит во всем мире. Что лежало под спудом и, возможно, никогда бы не вырвалось наружу, — зачатки нервных расстройств, небольшие органические повреждения, невыраженный ранее генетический сбой, — пандемией были спровоцированы к проявлению и развитию в болезнь. Кроме того, ситуация стресса и жесткие карантинные меры ударили по межличностным отношениям. Сегодня повсеместно видим, как разваливаются, казалось бы, крепкие браки, обостряются отношения в семьях. И далеко не все понимают, что можно пойти к специалистам и попробовать вместе преодолеть эти трудности. Ученые настаивают на массовом включении психологической и психиатрической службы в процесс преодоления пандемии COVID-19, недооценка которой может повлечь разрушительные последствия как для отдельных личностей, так и для всего общества. Прислушаются ли к этому общество и правительство страны?

Фотографии Сергея Завражных

Поделиться:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *