Подросток не хочет в школу. Что делать? Советы психолога

После каникул школьнику бывает очень сложно вернуться к учебе. Как мотивировать подростка вернуться в школу 1 сентября в хорошем расположении духа? Своими советами с родителями делится педагог-психолог Ольга Сень.

Главное – общение

Как отмечает специалист, подростки ходят в школу прежде всего не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы общаться. То есть главное в их мировоззрении – это формирование социальных контактов. В школе они должны научиться общаться со сверстниками, находить своё место в иерархии класса. Из этого и стоит исходить, готовя ребенка к новому учебному году.

В частности, можно напомнить, что начало нового учебного года – это возможность «на других посмотреть и себя показать». Стоит обратить внимание подростка на то, как он вырос и изменился за лето. Пусть он посмотрит, как изменились его одноклассники и одноклассницы. Правда, для обсуждения таких тем в семье должны быть выстроены доверительные отношения.

В целом очень важно, как родители построят свое общение с подростком. Если взаимоотношения положительные, то и настрой к школе будет позитивным. «Родительская паника и истерика по поводу начала нового учебного года создает нервозность в семье», — отмечает психолог.

семья

Ольга Сень советует продумать с ребенком план совместных активностей на ближайшее время. Например, решить, что каждый месяц вы будете ходить вместе в кино, или куда-то выезжать. Это может дать дополнительную мотивацию. Однако тут важно не переборщить. Если маленького ребенка можно отвести практически куда угодно, и он будет этому рад, то для подростка важно выбрать такие развлечения, которые были бы ему действительно интересны.

Еще одна идея от психолога — устроить вечеринку в конце лета. В последние дни августа организовать праздник или совместный выезд куда-то. Это поможет «отфиналить» лето и запустить новый этап.

Также, по мнению психолога, важно рассказать подростку о своем опыте школьной жизни.  «Это должно быть нормой общения в семье, — поясняет Ольга Сень. — Расскажите, любили ли вы ходить в школу, какими были ваши друзья и учителя, какие интересные события случались, причем не только позитивные, но и негативные. Поделитесь, что вам нравилось и не нравилось в школе. А потом спросите, что нравится и что не нравится ребенку. Важно рассказать о своих собственных ощущениях, о том, как вы себя чувствовали в тот период жизни».

«В раннем подростковом возрасте можно также совместно с ребенком пролистать и рассмотреть новые учебники, — дает еще один совет Ольга Сень. — Вспомнить, какие из тем, запланированных на этот год, вам пригодились, а какие не пригодились, какие запомнились или понравились, когда вы учились в школе. Может быть, в классе появятся новые предметы, такие как физика или химия: оцените их с точки зрения интересов ребенка».

Нагрузка – в меру

Психолог приводит важную «формулу» для начала учебного года: две части отдыха – одна часть нагрузки. «Не стоит сразу загружать ребенка большим количеством кружков и дополнительных занятий, — поясняет Ольга Сень. — Лучше вводить их постепенно и отслеживать, насколько тяжело они даются. Ведь даже взрослым сложно после отпуска сразу включиться в рабочий процесс, а тем более ребенку. И очень важно, чтобы дополнительная нагрузка была не только адекватной по объему, но и действительно интересной ребёнку по содержанию». При этом новые кружки можно также использовать как дополнительную мотивацию к началу учебного года.

Ноты на клавишах

Кстати, по словам Ольги Сень, грамотные педагоги, чтобы поощрить детей, даже стараются в начале учебного года ставить больше хороших оценок. «Вы тоже можете разработать свою систему поощрения и добавить мотивации, — рекомендует она. – Необходимо поставить ребенку цель. И тут важно учитывать его возраст. Например, в девятом классе можно напомнить, что пришло время подумать о будущем, решить, оставаться ли в школе или идти учиться куда-то ещё, готовиться к экзаменам, обозначить планы на дальнейшую жизнь. Можно вместе простроить четкий план и записать его. Как вариант: написать письмо самому себе в будущее».

Можно придумать и другие способы мотивации. Например, пообещать к концу второй четверти купить новый телефон. Но такое обещание обязательно надо выполнить!

«Лучше сразу приучать подростка к системе «работа – зарплата». Выполнил условие – получил награду. Так формируется мотивация. Купить подарок заранее «чтобы ты хорошо учился», конечно, тоже можно, но это не всегда эффективно. У подростка должна быть цель. И ее обязательно надо совместно обсудить», — рассказывает психолог.

Антураж

По своему опыту Ольга Сень отмечает, что для многих подростков очень большое значение играют внешний вид и новые школьные атрибуты. При этом важно подбирать их совместно с ребенком. «Ни в коем случае не покупайте самостоятельно канцелярские товары, — говорит психолог. — Выбирайте вместе, пусть это будет определенным ритуалом. Покупайте то, что нравится ребенку, даже если это условно тетрадки «с какашками». Важно, чтобы школьные принадлежности нравились. Это тоже часть мотивации. И то же самое касается одежды».

По мнению специалиста, подростку очень сложно жить в тесных рамках школьной формы. И, хотя система требует соблюдения правил, всегда можно найти возможность немного отклониться от них и раздвинуть границы. Во многих школах дается определенная свобода в выборе деталей одежды. А если форма совсем строгая, то можно подобрать интересные аксессуары.

Фото: pixabay.com

При этом Ольга Сень отмечает, что совместные покупки одежды и принадлежностей к школе – это важный ритуал. И делать это надо даже в случае, если между родителями и подростком присутствует конфликт. «В ситуации конфликта надо закрыть на него глаза и совместно пойти выбирать то, что хочется ребенку, — поясняет она. – Таким образом мы даем ему своеобразный карт-бланш, показываем, что доверяем ему в любом случае, что всё будет хорошо независимо от того, в каком состоянии сейчас наши отношения».

«Родитель должен выступать в роли взрослого с точки зрения классического деления «взрослый-родитель-ребенок». С подростком нужно общаться на уровне «взрослый-взрослый». Тогда он будет вам доверять. Тогда он будет верить в себя. И тогда он будет более позитивно настроен на возвращение в школу», — подытоживает психолог.

Читайте также:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *